Гора в земле Мориа испытание Авраама

Гора в земле Мориа: испытание Авраама

История на горе Мориа — это драматическое испытание Авраама. Бог говорит ему:

«Теперь Я знаю, что боишься ты Бога» (Бытие 22:12)

Как понять, что Авраам действительно испытывал страх перед Богом?

Философ Бенедикт Спиноза утверждал:

«Общее правило толкования Писания таково: не приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории. <…> Она должна содержать природу и свойства языка, на котором книги Писания были написаны и на котором их авторы обыкновенно говорили».

Изучим библейские тексты,  некоторые слова выделим цветом.

Авраам говорит Исааку:
«Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Бытие 22:8).
";;;;;;;;; ;;;;;;;;;, ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;" (Берешит 22:8).

Глагол ;;;;;;; («йиръэ») — «усмотрит» — происходит от корня ;-;-; («видеть»), будущее время, 3-е лицо.

2. Слова Бога Аврааму:

«Теперь Я знаю, что боишься ты Бога» (Бытие 22:12).

«;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;» (Берешит 22:12).

Глагол ;;;;; («ярэй») — «боишься» — связан с прилагательным ;;;;, означающим «боящийся, благоговеющий» (Лексикон Стронга H3373).

3. Название места:

«И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Бытие 22:14).

;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; (Берешит 22:14)

Слово «;;;;;;;» переводится как «увидит», «усмотрит». Однако возможно и другое толкование: гора, на которой проявляется страх, благоговение.

 4. Библейский текст со словом «страх»:
Иов 15:4:  «Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу».
;;;;;;;;:;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;

Слово библейского иврита «;;;;;;;;» («йиръа») — существительное женского рода, означающее «страх, благоговение» (Лексикон Стронга H3374).

5. Формы глагола «бояться» на иврите:

Мужской род ;;;;; (яре)

Женский род ;;;;;;; (йереа)

6. Примеры из Библии:

«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исход 20:20).

«И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Бытие 50:19).

«Бойся Бога твоего. Я Господь» (Левит 19:14).

«Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10).

«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись» (Второзаконие 6:13).

История на горе в земле Мориа раскрывает смысл веры — не только доверие к Божьей благости, но и благоговейный трепет перед Его непостижимыми замыслами. Этот страх — не паника или ужас, а осознание величия Бога и готовность следовать Ему даже в непонимании Его замыслов, при полной уверенности в исполнения Его указаний и заветов.



Предположение: гора благоговения

В библейском выражении:

«И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Бытие 22:14).

«;;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;, ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;» (Берешит 22:14)

можно усмотреть не только значение «усмотрится», но и «явится благоговение». Имя «Иегова-ире» может быть интерпретировано как «Гора страха Господня» — место, где Бог увидел благоговейный страх Авраама.

Допустимо предлоложение, что слова Авраама о истории на горе земли Мориа  подтверждают, что он имел страх перед Богом и Бог на горе увидел у него этот страх:

«Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня ....Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:12; 22:16-18).

Таким образом, гора Мориа становится не только местом испытания Авраама, но и символом благоговения его, которое стало основанием его избрания и далее благословения.


Рецензии