Дух и плоть

    Когда человеку плохо, ему говорят: «крепись!» И он старается, делает весёлое лицо, а на душе кошки скребут. Его хвалят, и он сам себя поощряет: какой я молодец! Не поддался хвори, унынию. Сильный человек, преодолел страдание, боль. На самом же деле, он просто обманул себя и других, чаще всего на время. Может ли быть духу хорошо, когда телу плохо? «Телом немощен, зато духом бодр», - говорят о таком человеке. Такая победа одной части над другой только нарушат равновесие, приводит к дисбалансу и оборачивается еще большим страданием. Может ли душа радоваться, когда телу плохо? И наоборот. Душе не по себе – и телу не можется. Человек един, хотя и состоит из двух половин. Одна не может исключить другую. Вот Прометей терпел свою боль, но терпение не значит победить страдания плоти. Муки страстотерпцев достойны уважения, но всё же это нарушение меры как основы гармонии жизни.  Непреклонная воля героев, умирающих на кресте или под пытками изуверов, достойна преклонения. Способность терпеть и побеждать боль свидетельствует о силе духа, но боль от этого не исчезает. Без терпения в жизни не обойтись. Это знает каждый. Без страдания жизнь невозможна. Дух может победить боль, как и боль может сломить дух. Но и желание жить одними удовольствиями телесной жизни не утоляет душевной скорби, если она постигает человека.
   Из сего следует, что счастье не в  перетягивании каната, а в равновесии. Но эта чаша весов всё время колеблется.
Означает ли всё сказанное, что дух и плоть разделены? Конечно, нет. Дух может помочь плоти уменьшить боль, вооружить её терпением, смягчить резкость ощущения. Он выступает как благая сила, как ин, берущий опеку над янь, мужская воля над женской слабостью. И телесное благополучие может помочь духу в его незамутнённом состоянии.
   Вот так и живут в неразрывном единении два начала в человеке и во всей природе.


Рецензии