11. Походы князей на Византию и заключение мирных
дела Киевской Руси с Византией были сплетением войны и дипломатии, силы и взаимоуважения. Русские князья стремились не только к добыче или славе, но и к признанию равенства с мировой империей, олицетворявшей развитую культуру, религию и государственность.
Военные походы на Константинополь стали важными этапами этого диалога – через меч к договору, через битву к дипломатии.
Поход Олега (907 г.) – первое признание Руси
• По Повести временных лет, князь Олег повел на Царьград огромное войско - две тысячи кораблей, что поразило византийцев.
• Летопись описывает, как русы подняли свои лодки на колеса и двинулись прямо к городским стенам – символический образ силы и изобретательности.
• Византийцы, не желая кровопролития, заключили мирный и торговый договор, ставший первым международным актом Руси, закрепив право киевских купцов торговать в Константинополе без налогов.
• Именно после этого Олег получил в народной памяти титул "вещего" - того, кто не только воюет, но и предполагает политический результат.
Поход Игоря (941 и 944 гг.) - испытание сил
• После смерти Олега князь Игорь стремился подтвердить позиции Руси.
• Поход 941 г. закончился неудачей — византийцы применили греческий огонь, который сжег большинство русских кораблей.
• Однако уже в 944 году Игорь отправился снова, на этот раз с более организованным войском и дипломатической осмотрительностью.
• Новый договор с Византией стал более подробным, определял правила торговли, пребывания послов и даже защиту русских купцов в Константинополе.
• Это показало, что Русь не отказалась от контактов даже после поражения — наоборот, училась дипломатии через опыт.
Княгиня Ольга - дипломатия без меча
• После гибели Игоря власть взяла княгиня Ольга (945-964).
• Она выбрала дипломатический путь, посетив Константинополь около 957 года.
• В Византии принял император Константин VII Багрянородный, и эта встреча стала первым официальным дипломатическим визитом правительницы Руси в империю.
• Есть предположение, что именно тогда Ольга приняла крещение, что имело огромное символическое значение: Русь начинала входить в орбиту христианского мира.
Поход Святослава (968–971 гг.) – война за Балканы
• Князь Святослав, сын Игоря и Ольги, вел активную военную политику, направленную на Балканы.
• Сначала он выступил союзником Византии против Болгарии, но впоследствии стал ее противником.
• После нескольких блестящих кампаний и осады Доростола (971) Святослав был вынужден заключить мир с Византией, признав ее влияние в регионе.
• Его походы показали, что Русь – не только торговое государство, но и военная сила, способная соперничать с империей.
Результаты и значение договоров
• Походы и мирные соглашения с Византией превратили Русь в признанного геополитического игрока.
• Договоры стали основой права, дипломатии, торговли, закрепив международный статус Киева.
• В политическом смысле – Русь научилась сочетать силу меча с мудростью слова, а в культурном – открыла двери к византийской духовности.
Вывод
Походы русских князей на Византию были путём становления государственности.
От Олега до Святослава Русь прошла путь от военного общества к цивилизованной силе, действовавшей по правилам международной политики.
Эти события стали предисловием к Крещению Руси, когда сила оружия уступила силу веры, а Киев вошел в круг великих держав средневекового мира.
Киевское государство как часть европейского средневековья
Киевская Русь, возникшая в IX–X вв., не была изолированной или отсталой территорией — она органично входила в систему европейского средневекового мира, участвуя в его политических, экономических и культурных процессах.
;;
Политическое измерение
Киевская Русь имела все черты раннефеодального государства, подобные Франкскому королевству, Англии или Священной Римской империи:
• централизованная власть князя, опиравшегося на дружину;
• система вассалитета и дани, напоминавшая феодальные отношения Запада;
• летописание и христианская идеология, узаконивавшая власть монарха как "помазанника Божия".
После крещения Руси (988) Киев стал полноправным членом христианской Европы, получив место в международной системе княжеских династических связей. Дочери и сыновья княжеской семьи женились на представителях самых влиятельных европейских династий — французской, норвежской, польской, венгерской.
Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции, а подпись ее стоит рядом с подписями французской знати в государственных документах XI в.
;; Экономические связи
Русь участвовала в международной торговле, обменивая меха, воск, мед, рабов и металлические изделия на вино, шелк, оружие и драгоценности. Главные торговые пути - "из варяг в греки", "соляный путь", "волжский путь" - объединяли Киев с Балтией, Скандинавией, Византией и Средиземноморьем.
Археологические находки (византийские монеты, арабские дирхемы, фрагменты греческих амфор, скандинавское оружие) подтверждают, что Киев был одним из крупных торговых центров средневековой Европы, сравнимым с Гамбургом, Прагой или Константинополем.
; Культура и религия
Христианство принесло Руси письменность, школу, книжную традицию, архитектуру византийского типа и иконопись. В Киеве и Новгороде возникают центры образования, переписки книг, летописания. "Русская Правда" - сборник законов Ярослава Мудрого - стоит в одном ряду с европейскими правовыми кодексами того времени (как, например, "Салическая правда" франков).
Киевское государство выступало посредником между Востоком и Западом, сочетая элементы византийской культуры с норманскими и славянскими традициями.
; Значение в средневековой Европе
• Русь поддерживала дипломатические отношения с Византией, Германской империей, Польшей, Чехией, Скандинавией.
• Киев был одним из самых больших городов Европы XI в. - по масштабу и населению он превышал большинство столиц Западной Европы.
• В летописях и хрониках Киев называли "матерью огородов русских", а западные авторы - "regnum Ruthenorum", то есть "королевством русов".
Итак, Киевская Русь была неотъемлемой частью европейского средневекового мира, а не его окраиной. Она стала одним из центров распространения христианской цивилизации, права, письменности и государственности на востоке Европы.
Свидетельство о публикации №225110701318
