Глава 16. Рождение Богоматери
Телеология Духа достигла своей кульминации: мир как организм устремлен к своей Цели в Боге, а человек, как его нервная система, обрел сознание этого Пути. Но что же является плодом этого грандиозного процесса? Каков итог преображения бытия? Он заключается в событии, которое можно назвать вершиной христианской онтологии — Рождении Богоматери. Речь идет не о почитании исторической Девы Марии, а о метафизическом акте, в котором человеческая душа, достигшая Полноты, сама становится способной к рождению Логоса.
1. От восприятия к порождению: эволюция души
Весь путь сознания до сих пор можно было описать как движение от пассивности к активности.
· Душа-почва: Вначале душа была лишь пассивной "почвой", воспринимающей "Семя-Слово" (Текст 1). Ее роль — принять, удержать, взрастить.
· Душа-зеркало: Пройдя очищение, душа стала "Зеркалом Духа", отражающим Божественную Идею в ее чистоте (Глава 13). Ее роль — точно и бесстрастно являть Образ.
· Душа-невеста: В акте любви душа становится "Невестой", вступающей в завет с Логосом. Здесь есть диалог, взаимообмен, но инициатива еще исходит от Бога.
Рождение Богоматери знаменует качественный скачок. Душа более не сосуд, не зеркало и не невеста. Она становится Матерью. Ее роль меняется с воспринимающей на Порождающую. Из органа восприятия она превращается в орган Творения. Как сказано в тексте 7, "Во Христе душа развивается до того момента, когда как Мария, способна будет к Родам".
2. Условие Рождения: непорочное зачатие Духа
Это рождение не есть результат природных сил души. Оно возможно лишь при условии ее непорочности — тотальной очищенности от всякой самости, всякой субъективной примеси. Это состояние "девства духа", когда эгоцентричная воля полностью умерщвлена, а рассудочный ум распят на кресте исследования.
Только такая душа, абсолютно пустая от себя и потому абсолютно чистая, становится способной к "зачатию от Духа Святого". В этом акте душа не творит Логос из себя — он вечен. Но она становится Его источником в инобытии. Она рождает Его в мир, в ткань времени и пространства, как Живое, действующее Слово. В тексте 7 этот итог описан так: "Душа обретает высшую целостность, становится непорочной Девой-Богоматерью в Духе и Истине понятия и уже не подвержена больше духу заблуждения - Дьяволу".
3. Онтологический смысл Богоматеринства
Что означает рождение Логоса в душе на онтологическом уровне?
· Завершение Обожения: Это окончательное "Обожение" (theosis), когда человеческая природа не просто соединяется с Божественной, но становится ее живым, творящим источником. В этом акте исполняется обещание: «Вы – боги» (Ин. 10:34).
· Сознание как Со-Творец: Преображенное сознание теперь не просто созерцает Божественный замысел, но и участвует в его осуществлении. Она начинает источать Логос так же естественно, как солнце источает свет. Мысли, слова и действия такого человека становятся не его личными, а словами и действиями Самого Бога, рождающимися в нем.
· Исцеление разрыва: В этом акте снимается последняя онтологическая граница между творением и Творцом. Бог творит мир, а мир, достигший совершенства в лице души-Богоматери, творит Бога — не в вечности, а в актуальности исторического бытия. Это взаимное рождение и есть суть Любви как онтологического принципа.
4. Экзистенциальное измерение: жизнь как вечное Рождество
Для души, ставшей Богоматерью, вся жизнь превращается в непрерывное Рождество.
· Мысль как Боговоплощение: Каждая мысль такого христианина — это не отражение реальности, а рождение в мир Новой Божественной интуиции, нового аспекта Откровения Логоса.
· Слово как творящее Слово: Его Слово обретает творческую Силу, ибо это уже не человеческое слово о Боге, а Сам Логос, изрекаемый устами человека.
· Дело как Божественное действие: Каждое действие становится теургическим актом, воплощающим Божественную волю непосредственно в материи мира.
Как говорит текст 15, прошедший этот путь христианин "в состоянии совершить более во Христе, чем даже Сам исторический Богочеловек Иисус Христос", ибо теперь Христос действует не как единичная историческая личность, а как всеобщий принцип, Рождающийся в множестве своих воплощений.
Заключение: От онтологии к эсхатологии
Рождение Богоматери в душе знаменует завершение онтологического Преображения. Бытие достигло своей Цели: в лоне твари родился Творец. Мир-организм произвел свой самый совершенный плод — сознание Духа, способное быть источником Логоса.
Этот итог онтологии есть одновременно начало подлинной эсхатологии — не как ожидания Конца Света, а как явления Царствия Божия "здесь и сейчас" в Преображенном сознании. Мы переходим к Части V: ЭСХАТОЛОГИЯ: ЦАРСТВИЕ, ЯВЛЕННОЕ В СОЗНАНИИ, чтобы исследовать, как рожденный в душе Логос Преображает само восприятие реальности, снимая последнюю иллюзию — иллюзию потусторонности спасения.
Свидетельство о публикации №225110701383