***
Часть вторая
ИЗ ДНЕВНИКА ГЕНРИХА
«1 июля 1927г. (Июль опять, так в дневнике ).
Воронеж ( подчёркнуто ).
Так называемый "Камышинский" поезд, вышедший из Тамбова в 8 часов утра , к 6 часам вечера был в Воронеже. Я имел случай в первый раз созерцать этот город. Освещённый целомудренными вечерними лучами - он выглядел очень уютно, и я воспользовавшись тем, что следующий поезд на Киев отправлялся лишь в 10 ч. 15 м. ночи, не раздумывая сел в трамвай и остановился у Большого театра, этого винигрета из переработок стиля средневековых готических замков и русских теремов, выстроенного из серого камня. Здесь было очень весело, и я, слившись с толпой, долго блуждал по глухим извилистым улицам. На этих улицах было много известняка, евреев; много зданий которых разрушают, и мало зданий - каких строют. Город производил весьма приятное впечатление, но, конечно, и прекрасное имеет свои недостатки! Так, например, в Воронеже очень много памятников и все они, к тому же, воздвигнуты в честь таких незначительных людей как Пётр I и Никитом(?), но, бесспорно, в скором времени эта неприятная оплошность будет устранена и на каждом перекрёстке будет красоваться по памятнику великим людям вроде Маяковского и Рыкова, так, что даже в отхожем месте можно будет найти памятник одного из таких героев, окружённый нравоучительными плакатами, какие будут с благодарностью срываться уважаемыми гражданами города и употребляться по своим нуждам. Но,. друзья мои, никогда не приходится забывать, что мы живём в 20 веке, когда ни только взрослые люди, но даже ещё не успевшие родится дети знакомятся с режим-экономией. Если вы и чтёте все эти обстоятельства, то вам, я думаю, будет понятно, почему эти памятники будущего будут обязательно глиняными! - В самом деле, представьте себе, что если бы люди 18-19 века могли бы предвидеть ход будущих событий, стали бы они строить своим императорам мраморные и чугунные памятники, зная, что всё равно скоро их снимут с их, казалось бы непоколебимых, каменных пьедесталов, раздробят на булыжники для мостовых или перельют в самые доброкачественные чугунные сковороды для самых недоброкачественных тухлых картошек 20 годов? А ведь мы, как расчётливые люди, учимся на ошибках предков, и потому не мудрено ли, что наши памятники будут именно глиняными, так, что бы не было бы жалко напрасно потраченной работы и материала, и не слышать бы поздних вздохов о не вылитых сковородах и не мощённых улицах, в случае неожиданной катастрофы.»*
* * *
Мужик в поезде всё удивлялся:
— Как там Гнат уживается. Гиблые места. Село было, церковь только в руинах и осталась. Не смогли люди жить. Раз заплутал, так ровно леший крутил по болоту. Вышел через дня три через горы, смотрю город. Обрадовался, конечно. Так народ живёт странный — буд-то одни ведьмаки всюду. Ладно на Гната вышел. Он соль продал, диковин съестных полную телегу нагрузил. Вывез, спаси бог. Ужо к хуторку его подъезжать, колесо от телеги — ни с того ни с сего — хрясь! И что характерно, дорога в гору, а оно летит, не догнать. Бесовщина!
— Ты бы пил поменьше, — не поверил Лис. — Зенки зальёшь, вот тебе и мерещится.
— Ты хуже бабы моей. Мне знашь скоко её залить надо, чтобы до чёртиков то! Говорю тебе, ямы времени там. Грибников сколько сгинули. За ягодой кто уйдёт и с концами.
ИЗ ДНЕВНИКА ГЕНРИХА
«Мне приходилось наблюдать в окрестностях Дашева, особенно ниже плотины, в скалах крупнозернистого серовато-красного гранита, в местах выхода его, оригинальнейшие совершенно прямо-вертикальные узкие колодцеобразные углубления, вернее - правильные цилиндры, достигающие до 1 метра глубиной и в среднем в диаметре не превосходящие 9, 9.5 см. чаще видимые в разрезе, отвес в стенах скал и камней безпорядочными грудами выступающих по берегам речки Соба. Трудно дать этим образованиям иное объяснение, кроме выдалбливающего действия дождевых капель. Подобные же цилиндры в гранитовых массах, но несравненно меньшие, приходилось наблюдать в окрестностях Пархомовки в лесу, в яру "Цыгановском" (рис.)
3/9-27 г. У.С.С.Р. м. Дашев.
( Под работой наклеен обрывок в 1/2 листа из этого же альбома. Фото. Прим. - Л.В.)
"Посмотри на эти горы. Как они заманчивы и прекрасны издали! Но поди туда, и они потеряют свои сказочные, голубые одежды... а новые дали на горизонте будут так же влечь вперёд." Киев.
11 жовтня 1927 г.Киiв.
—-------—
Холодное, серое утро.
Накрапывает дождь.
В 9ч. 10м. в поезде на Оршу
уезжаю из Киева.
Страница пропущена.
"Мужик разговаривал недоверчиво улыбаясь, растягивая слова и поминутно передвигая старую изорванную шапку то на лоб, то снова на затылок".
Следующий лист.
Подчёркнуто:
5 сентября 1927 г. Понедельник.
В 5 часов вечера на балагуле
выехал из Дашева на ст. Фронтовку.
В 1 час ночи поезд на Киев.
Подчёркнуто:
6 сентября.
В 11 часов утра в Киеве.
Соня Миляева. г. Киев,
ул. Гершуни (Столыпинская), 40, кв. 6.
Подчёркнуто:
28 septembr, Nayt, Mariinsgasten, neben den Sprigsbrunner.»
* * * *
В Киеве зашёл в геологический институт, прямиком в учебную часть. Сдал геолоотчёт — хвостов нет. Всё сдано вовремя. Вернулись той же дорогой с готовым геолоотчетом и небольшой коллекцией минералов.
ИЗ ДНЕВНИКА ГЕНРИХА
«Всеукраинський Историчний музей (им. Т. Шевченко)
г.Киев. 10 жовтня 1927. понедилок
1)Палеолитические коллекции главным образом из раскопок холма по Кирилловской улице, в усадьбах №№ 59, 60, 61). Стволы деревьев, кости ископаемых млекопитающих (главным образом Elepfans primigenius), кремневые орудия (чаще легкие, похожие на осколки, с рельефным изломом.
2)Неолитические коллекции
а) с Дюнных стоянок: осколки кремневых орудий, чрезвычайно тонкие стрелки(?), черепки глиняной посуды, со сложной орнаментацией
в) коллекц - разнообрых орудий (часто великолепно шлифованных) - скрепков, топоров, пил, ножей, копи, стрел...
с) Трипольская культура (конец неолита) богатейшее собрание искусно приготовленной глиняной посуды, часто разрисованная, главным образом разнообразной величины урн из жертвенного ритуала, для собирания пепла, характерной книзу сужающейся формы.
д) Бронзовый век
--------------------—
Скифские погребения
--------------------------—
Образцы погребений. Модель ритуальных могильников. Утварь: посуда, металлические тонкие украшения, остатки металл. украшений обрезы, зеркала (бронзовые "люстры"), et.c.
Залы живописи.
Портреты.
Зал произведений Нарбута(?)
(главным образом силуэты, реже акварель)
Врубель: "Портрет", портрет "Байды",
кн. Д. Вишнивецкой.
(Вклеен билет:
"КВИТОК" №10863
на вхид у Всеукраинський Историчний Музей Им. Т. Шевченка
(к сожалению, не указана )
Цина______коп.
(Понизу красным приписка рукой Генриха Фридриховича):
10 жовтня 1927г. г. Киив.
(Сохранился корешок) -
"Контроль"
(Следом )
Схематичный набросок.
г. Киев (вид берега Днепра выше "Купеческого сада" сентябрь 1927 г. (фото). (На оборотной стороне слитно - монограмма?): ЛВ —
Emilie Luise Dorotee de Stabenrath.
geb: 23 mai 1847 g. im Stettin,
Eterbf: 4 apr. 1923 im Stettin.
Панорама "Голгофа"
немец. художники: Нигельгейм (возможно - Пигельгейм),
Крюгер,
Фрош
г. Киев 10 жовтня 1927
(Наклеен)
"Квиток на вхид
до ГОЛГОФЫ.
Л.Е.Б.; О.П.О.
25 коп."
(карандашная пометка) -
10/Х и вероятно № 470.»
* * *
Для курицы брали воду. Наибольший интерес у неё вызвали скифские захоронения. Судя по её виду, ей хорошо известна эта тема.
Лис подолгу стоял у Крюгера. Подойдя к Фрошу, наконец снял свою дурацкую соломенную шляпу. Изучал детали. Пытался понять технику. И о чем-то долго говорил со смотрителем.
ИЗ ДНЕВНИКА ГЕНРИХА
«ГЕОЛОГИЯ
c. Шабельня
11 августа 1927 г.
Дорога из Шабельни на Пархомовку. На протяжении, приблизительно __ вёрст, дорога идёт грабовым лесом. Почвы подзолистые. В поверхностных размоинах - лёссовидные породы. Далее дорога прорезает поля. На восток открывается широкий вид на местность. Рельеф ея нельзя назвать ровным благодаря широкой и свободной волнообразности. Это расчленение местности обязано, кажется, не только размывающему влиянию современной водной системы, но думается, что здесь проглядывают формы более древнего рельефа, хотя и сглаженные временем, хотя и усложнённые современной водной системой, поля же достаточно определённые. Западнее. В урочище Цыганово, на склонах лесистого пологого яра (Цыгановского), в месте пересечения последнего просекой, на высоте приблиз., 3, 2.5 саженей над уровнем яра, то есть почти на уровне древней поверхности, найдены выходы среднезернистого, серовато - белого гранита, крепкого, разрушенного лишь с поверхности, отличающегося преобладающем содержанием полевого шпата, частично уже коалинизировавшегося(?) и получивши пёструю белую окраску, преобладающего в общей массе гранита видно до 1,5 метр. Далее вклеен набросок плана местности.
Г. Киев. Влад. Чирвинский.»
* * * *
До хутора Гната шли пешком. Задерживаться не стали и так потеряли сколько времени! Позавтракать конечно согласились.
Гнат, запрягая кобылу, улучшив момент, объяснился с Генрихом.
— Ты, паря, того, не серчай на меня за своего рыжего. Оно ишь как вышло тогда: вечером нагрянули с центра на двух телегах. В кожанках все. С револьверами. Шукают рыжего какого-то. Банду тут недобитки, элемент всякий сколотили. Как рыжего увижу, так им знать дать. Пригрозили, коли смолчу или что... Я и подумал на твоего. А того взяли в тот же день «на малине» где-то. За тебя я тогда испугался: облапошит ведь! Пропадёт паренёк ни про что.
Доехали до того чурбачка, на котором прошлый раз Гнат сидел: колесо яму-то нашло, но выдержало.
— Значит на ту вон сосну держите, дальше вдоль ручейка, а там и горы. — показал направление Гнат.
ИЗ ДНЕВНИКА ГЕНРИХА
«ХI / VIII 27 г. N
ст Шабельня. За лесом - поля Пархомовки вклинивающиеся между лесами. Режет полно и широко раздельн (зачеркнул, далее - торопливо и не разборчиво, - Л.В.)расчлененная(ый). Релгел скер эрознонные. Широкая пологая балка - "Стархимов яр". В поверхностях неглубоких размоинах виден лессные грязи суглинок - верхние грязи(прзн) лёсса перезе(бст..)(?) келовко лзев прозесси... (Не поддаётся прочтению даже при увеличении. -Л.В.)»
* * * *
Вернулись той же дорогой с новым готовым геолоотчетом и небольшой коллекцией минералов.
«Дневник Лео-Генриха Фридриховича Лунгерсгаузена»
Валерий Ляпустин: литературный дневник
Copyright: Валерий Ляпустин, 2025.
proza.ru/diary/3476...
___
* — В кавычках здесь и далее приведены выдержки из дневника Г.Ф.Лунгерсгаузена за 1927 год. Дневник без малого сто лет хранился в семье внучатой племянницы Г.Ф.Л. — Елены Владимировны Поповой и передан ей в дар Кумертаускому городскому историко-краеведческому музею 20 авгкста 2024 года.
Годы жизни на дневнике указаны не верно: (20.08.1910-20.08.1966гг.)
Продолжение следует...
#Академия_ТЛ2_5
Даша Демидченко:
Читать дневник в жанре фэнтези трудновато воспринимать. Но Генрих интересный человек. О нем можно было написать рассказ или повесть, ведь этот герой имеет право на такую память. И у вас получится это написать.
17 окт в 1:06
Валерий Ляпустин·Автор:
Даша, поиск, это всегда трудно. Вы правы, книга уже пишется. Иногда хочется порезвиться. Художник — улыбнуться. Марафоны дают возможность фантазии пойти необычным руслом. Ваш занёс в "ОАЗИС". Так почему нет!
17 окт в 8:50
Свидетельство о публикации №225110701389