Поездка в Кубачи и Кала-Корейш. 26. 07. 2025
Мой младший сын Мутай в прошлом году писал реферат по истории Дагестана на тему: «Кала-Корейш». Несколько дней он искал информацию в разных источниках. За реферат он, конечно же, получил пятерку. Когда он показал отметку в дневнике, я спросил: «А хочешь воочию увидеть само село?» «Что за село?» - задался он вопросом. «Кала-Корейш» - ответил я. «А это возможно?» - спросил он с недоверием. «Конечно возможно» - утвердительно ответил я. «Когда Абдуразак приедет из армии, поедем» - заключил я.
Прошло несколько месяцев после того разговора с младшим сыном. К этому времени приехал и старший сын из армии, и племянница Карина из Москвы. Кстати, она работает в Москве в одном из многочисленных музеев столицы. За столом, накрытым во дворе, я невзначай вспомнил о своем обещании поехать в Кала-Корейш. Семья обрадовалась такому предложению. Чуть позже мы решили взять с собой в поездку и Карину тоже. Она отучилась в Москве на искусствоведа и ей будет интересно побывать в таких местах.
Солнечное ясное утро. Мы едем по недостроенной трассе, которая вот уже несколько лет нервирует многих своим безобразным видом. Местами трасса ничего, вполне себе приличная, но местами ужасная и опасная, особенно ночью. Доехав до селения Салик, мы завернули влево. Эта трасса ведёт до районного центра Маджалис Кайтагского района. На границе района мы встретили железную арку. Сверху написано «Хайдакьла райун», снизу – «Кайтагский район». Справа красуется герб Дагестана, слева – герб Кайтагского района. Проехав красивое село Родниковое, через несколько минут мы доехали до Маджалиса. Я в этом селе проездом был больше десяти раз. Ещё в далёкие девяностые я проезжал отсюда. За это время село разрослось до неузнаваемости. В основном оно расположилось вдоль трассы. Имея выгодное географическое расположение Маджалис, растянулся аж на восемь километров. В глаза бросаются новые магазины, банкетные залы, рынки, заправки, заведения общепита. Одно обстоятельство портит настроение – бесхозный мусор возле урн. Как и во всём Дагестане эта проблема и здесь остро встаёт на повестке дня. Это как божье наказание. Горы мусора и коровы. Думаю, власти всё-таки решат эту глобальную проблему. Вот и доехали до границы Дахадаевского района. На широких облицованных столбах стоит полуарка. Над аркой большими буквами написано название района. Чуть ниже стоит герб района. Сегодня он закрыт широкой растяжкой, на которой написано: «Всероссийский фестиваль народного творчества «Кубачи» 23-25 августа. 100 лет кубачинскому художественному комбинату». Отрадно видеть такие объявления, ибо при прошлой поездке мы обнаружили кубачинский художественный комбинат в плачевном состоянии. Функционировал лишь музей комбината, и то по доброй воле директора музея. Думаю, что комбинат выбрался из долгов и кризиса. Нельзя такого масштаба объекты народного хозяйства отдавать на растерзание подлых дельцов. На столбах написано; «Добро пожаловать. На левом столбе красуется российский герб, на правом – дагестанский. Трассу в этом году обновили. Ехать – одно удовольствие. Не заметно для себя мы доехали до развилки дороги. И на этот раз мы свернули влево. Эта дорога вела в Кубачи. Проехав немного, мы увидели родник в виде крытого домика.
На фасадной стороне две арочные проема. Над ними надпись «Харбук». С другой стороны, одна арка. Здесь и вход к роднику. Красиво выполненная штукатурная работа радует глаз. Видать строители на совесть поработали. На левом верхнем углу цифры «1990». Внутри напротив на стене из силикатного кирпича вмонтирована каменная доска с надписью на даргинском языке:
«Эй, гьункья хьурабара
Дярг1иб шиннара бержа
Держибти дармандиаб
Пикрумас сабабдиаб».
Внизу арабская вязь. Еще ниже написано «Магомедрасулов Алигаджи».
Справа выгравирована эмблема в виде ромба. Внутри ромба видны кинжал, пистолет и подкова. Еще справа на центральном кирпиче арки, из-под которой течет чистейшая родниковая вода, стоит табличка зелёного цвета с надписью: «Аллагь любит чистоту. Соблюдайте чистоту. Алигаджи из Харбука». Дословно стихи можно перевести на русский язык так.
«Эй, путник-странник погости
Испей прохладную водицу.
Лекарством станет пусть питьё
И поводом для дум хороших»
Вода и вправду была холодной и вкусной. Мы набрали себе бутылки. К этому времени остановилась приора. Из неё вышла семья. Они тоже набрали воды. Пока набирали воду, мы разговорились. Оказалось, что они едут в Калакорейш. Несколько семей решили посетить это старое село-призрак, старинный город-крепость – столицу кайтагского уцмийства, откуда в своё время распространялся Ислам по всему Дагестану. Я тоже рассказал о нашем плане посетить Калакорейш. Они собирались подняться с восточной стороны, мы же с западной, со стороны Кубачи. Мы сделали множество фотографий на фоне родника и окружающей природы. Природа здесь чудесная. Напротив родника у трассы стоит туалет. Добрые люди придумали этот уют у дороги. Пусть им воздастся сторицей.
Едем дальше. Справа высятся огромные скалы, слева ущелье, покрытое зелёным покрывалом леса. Внизу течёт буйная горная река Дживус. Горная дорога петляла всё выше и выше. Иногда встречалась техника, которая работала над расширением дороги. Были участки, где скалы свисали прямо над дорогой, и ты проезжаешь под этими скалами. Очень опасные участки. Зато после каждого поворота открывался новый вид. Вот и Кубачи – знаменитый город кольчужников и златокузнецов. Я здесь уже третий раз. Своеобразная культура, богатая история привлекает к себе множество гостей и туристов со всех уголков наше необъятной Родины – России. Мне хотелось показать молодому поколению самый центр Кубачи. В центральной части на небольшой площади перед магазином мы остановились. Перед нами стояли трехэтажные особняки, которым уже больше сотни лет. На первом этаже открыт небольшой продуктовый магазин. На втором этаже, видно – никто не живет, ибо старые окна без стёкол. Видать его используют, как кладовку. Зато третий этаж обитаем. Два окна занавешены, два нет. Сбоку дома видна небольшая пристроенная веранда и балкон. Третий этаж видать построен недавно, так как между этажами видны деревянные брусья, скреплённые между собой замками. Они являются своеобразным сейсмопоясом. Внимательный глаз мог заметить трещины на стене третьего этажа. Перед домом стояла красивый старинный мост в виде арки. Под мостом есть две тропы – один направо, другой налево. Перед мостом есть кованная калитка. Мост видать недавней постройки, ибо камни, использованные при строительстве моста видно, что были взяты из разных мест. Некоторые камни с узорами стоят не симметрично. На фасаде в центре стоит небольшой камень с круглым узором. Такой же есть и сбоку моста. Есть так же камни с арабской вязью и разными узорами. Справа от моста стоит лестница, уходящая в верхний квартал. По бокам моста стоят красивые кованные столбы с фонарями. На каждом столбе по три фонаря. При выходе из машины нас одна женщина предупредила, что в селе идёт свадьба и, чтобы мы здесь долго не задерживались. Видать, свадебный кортеж должен проезжать именно здесь. Сделав множество фотографий, мы поднялись выше к башне. Вокруг башни стоят старинный трехэтажные дома. Некоторые совсем в плохом состоянии. Они разваливаются на глазах сельчан, гостей и туристов. Вход в башню был открыт. На первом этаже есть небольшой магазин сувениров и ювелирных изделий. Мы разговорились с продавщицей. Она рассказала нам о своём товаре вкратце. Мы с любопытством рассматривали разные сувениры и кое-что приобрели. На основном подпорочном бревне висело множество красивых керамических тарелок. На полках вальяжно расположились старинные предметы кухонного обихода и кувшины разных мастей и достоинств из меди и латуни. Старинные узорчатые табасаранские ковры лежали на полу. В углу скромно стоят манекены, одетые в женскую национальную одежду, присущее только представительницам прекрасного пола кубачинского вольного общества. Сегодня в этой форме ходит почти каждая кубачинка. Очень красивая и оригинальная форма. Жаль мужчины не сохранили свою национальную форму. По крайней мере, я не видел никого в национальной форме. Я рассказал продавщице о нашей прошлой поездке и, что я написал и опубликовал рассказ о поездке в портале Проза ру. Она обещала посмотреть портал и прочитать рассказ.
Мы поднялись на цементированную плоскую крышу сторожевой башни. Отсюда открываются потрясающе красивые виды. Впереди видны горы и холмы, покрытые лесами и кустарником. Внизу полным ходом идёт свадьба. Слышны даргинские песни. Люди танцуют и веселятся. Мы долго еще ходили по центральным улицам средневекового города Кубачи, высматривая, буквально, каждый уголок, камень, орнамент на камнях. Это, своего рода, дагестанский Рим – такой же «вечный и незыблемый». Потом мы зашли в один из многочисленных ювелирных магазинов. Продавцом был молодой человек лет тридцати. Он любезно рассказал о товаре, который нас заинтересовал. В центре небольшого магазина стоял маленький столик. На нём в большой миске лежал мёд в сотах. Каждый мог попробовать. Он уверял, что мёд привезли из высокогорных пасек селения Ицари. Мы купили литровую банку этого горного элексира.
Часть вторая.
Попрощавшись мысленно с Кубачи, мы двинулись в сторону Уркараха. В нескольких километрах от Кубачи есть грунтовая дорога ведущая в Кала-Корейш — столицу крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства, которая являлась административно-политическим и культурным центром региона. Вокруг ни души. По обеим сторонам дороги росли небольшие кустарники и деревья. Трава росла по колено. Здесь растёт множество лечебных трав. Кто-то каждый год косит эту траву. В позапрошлом году мы видели скирды сена. Вот и крутой спуск. Мы медленно спустились до густого леса. Здесь мы остановились и нарвали много красивых цветов. Едем дальше. Если это можно назвать «едем». Скорее всего пробиваемся сквозь джунгли. Густой и тёмный лес совсем закрывал обзор. Лишь изредка попадалась открытая местность. Двум машинам здесь не разъехаться. Я боялся встретить встречный машину, но такого безбашенного смельчака как я, к счастью, на всём протяжении «дороги» не встретил. Дорога была настолько узка, что всё время машу цепляли ветви больших деревьев. Они, будто исполины, что сторожили лес, стояли молча и старались мешать как можно больше нашему продвижению. Повсюду встречались глубокие кюветы и колеи, выбоины и ямы, разъеденные и смытые обильными осадками. Слева встречались столбы с линией электропередачи. Мы и раньше их видели. Провода, оборванные местами, лежали на земле. Некоторые столбы покосились, некоторые вовсе лежали на земле. Самое ужасное при спуске было то, что повороты были крутыми и маленькими. Приходилось, порой, останавливаться и подавать назад, при этом выворачивать руль, и снова ехать. Таких поворотов было с десяток. Каждый поворот, каждый спуск после поворота – новое испытание, новый вызов. Я боялся, что техника подведёт. Благо моя нива «Travel» с этой задачей справилась легко. Долго ли, коротко ли мы доехали до нужного нам места. Здесь, на небольшой площадке, где справа и слева зияют глубокие ущелья с крутыми обрывами, мы и остановились. У большой памятной доски «Историко-архитектурные объекты музейного комплекса духовной святыни Дагестана «Кала-Корейш» мы сделали несколько фотографий. Так как было послеобеденное время мы решили пообедать. Расстелили клеенку под большим деревом и сели. Пообедав, мы решили подняться на крепость Кала-Корейш. Сразу на подъёме мы встретили крутой поворот. Он был настолько узок, что его достроили дополнительно. Это строение местами разрушалось. Чуть выше есть могила молодой девушки, которая не пустила в село врагов. Легенда гласит, что она спускалась на лошади вниз по тропе. С ней была собака. Почуяв врагов, собака залаяла. Девушка насторожилась. Так как был пятничный день, мужчины находились в мечети. Девушка отчаянно билась с врагами, но всё же она не смогла остановить их. Её саму смертельно ранили. За это время мужчины вышли из мечети и ринулись на врага. Когда они прогнали врагов своих, нашли девушку убитой. Она задержала врагов и они не успели войти в крепость. За это героизм её похоронили на почётной высоте – у самого подножия крепости. Вот и мы посетили её могилу, отдав дань уважение её смелости и отваге. Чем она не Жанна Д’Арк или Парту Патима?
Небольшая тропа вела нас наверх к средневековом городу-крепости. Я уже второй раз вижу это удивительно красивое историческое место. Те же развалины домов, те же улочки, заросшие густой травой и высокой крапивой стояли безмолвно созерцали на нас, любезно приглашая в свою святыню. Возле мечети и мавзолея кайтагских уцмиев были люди. Я с Абдуразаком хотели совершить намаз в мечети. Прежде нужно совершить омовение. В хозяйственном доме раньше была вода. Теперь её не было. Люди, которые пришли на зиярат, неподалёку готовили еду. Я попросил кувшин воды у одной женщины. На ломаном русском языке она дала мне понять, что они эту воду таскали на полтора километров по крутому подъёму и, что не даст воды. Я немного обомлел от такого ответа, да ещё в грубой форме. Потом я обратился заново к ней же и объяснил, что нам вода нужна не питья, а для омовения и, что мы хотели бы совершить намаз в мечети. После моих слов женщина кардинально поменяла своё мнение. Она любезно предоставила мне шестилитровую бутыль с чистой водой. В это время к нам подошёл человек лет шестидесяти. Он рассказал, что они каждый год приезжают сюда на зиярат, режут барана, раздают садака. Кстати, они и нам дали кусок жертвенного мяса и сладости. Сладости мы оставили себе, а кусок мяса вернули. Мы были сытые и не захотели есть еще и мясо. Совершив омовение,
я с Абдуразаком вошли в мечеть. Та же старинная мечеть встретила нас небольшим кругом людей, совершающий обряд зикра. Они сидели и громко читали священные тексты. Мы в центре мечети совершили обеденный намаз. После я показал Абдуразаку интерьер и внутреннее расположение мечети. Рядом с михрабом находилась комната, служившая для хозяйственных нужд. Над ней находилась своего рода гостиница на несколько человек. В эту комнату заходишь из небольшого проема в стене. Есть и лестница. В комнате видим лампочку. Когда-то провели электричество. Внизу, где я остановил машину, стоит трансформатор. Видать, некому смотреть за этим музеем под открытым небом. Вроде бы летом приезжала министр культуры Дагестана. Может быть, она повлияет на ситуацию. Хочу пояснить, что в Кала-Корейш можно попасть с двух сторон; с запада – со стороны дороги Джурмачи – Кубачи, с востока – со стороны дороги Кубачи – Уркарах. Мы приехали с востока, а те, что совершили зиярат с запада. На одном склоне внизу я заметил небольшой домик, крытый железными листами. Всё-таки Кала-Корейш не совсем призрак. Есть несколько домов, стоящих на крепких фундаментах и с крышами. Если восстановить, есть дорога до подножия, есть столбы и трансформатор. Жаль, что вода внизу в ущелье. С двух сторон горы, на которой расположилась крепость текут реки. Склоны горы покрыты густым лесом. В прошлый раз мы встречали лошадей и коров из соседнего села или может быть из близлежащего хозяйства. Думаю, всё-таки руководство республики поможет восстановить инфраструктуру средневекового города-крепости Кала-Корейш – столицы кайтагского уцмийства, одного из духовных центров распространения Ислама в Дагестане. Сделав множество фотографий на память, мы спустились к машине. Собрав все свои вещи, мы выехали из Кала-Корейша. До свидания, до новых встреч.
Когда ехали вниз в Кала-Корейш, я думал, как бы выбраться наверх обратно. Теперь эти страхи мне не давали покоя. Моим попутчикам не было никакого дела до моих страхов и переживаний, ибо все они уткнулись в телефоны и были заняты важными занятиями. Я прежде переключил авто на бензин (до этого ездил на метане), переставил рычаг на полный привод и двинулся наверх. Машина уверенно шла. Ямы и выбоины тоже объезжала легко. На нескольких узких поворотах брал побольше место, чтобы вписаться. Таким макаром мы выбрались из лесного массива. Теперь остался один подъем, который автомобиль легко преодолел. Наверху мы остановились. Местами рос зверобой. Мы набрали небольшой пучок и двинулись дальше. Доехав до основной дороги, повернули направо. Едем в Уркарах. Оттуда можно поехать в Каба-Сираги и вниз по дороге в Сергокалу. Из Сергокалы до Избербаша около тридцати километров.
Проехав примерно три километра, мы остановились у родника, здесь и уборная есть. Испив водицы, и набрав её в бутыли, мы стали всматриваться на дорогу, где проводились ремонтные работы. Там на противоположной горе расширяли дорогу. Работала техника. Несколько легковых автомобилей стояло на обочине. До пяти вечера дорога в обе стороны закрыта. Наверху мы видели плакат, объявляющий о закрытии дороги. Забыв про него, мы опрометчиво выехали в путь. Сверху ехала машина. Я жестом остановил её и спросил водителя знает ли он, что дорога закрыта. Он сказал будто его брат два часа назад проехал. Посмотрев на работающую технику, он решил вернуться назад и поехать нижней дорогой. За ним и я последовал. Мы доехали до Кубачей. Отсюда мы вернулись по той дороге, по которой приехали. Мы вновь созерцали из машины красоту Дахадаевского и Кайтагского районов. На этом я завершаю своё повествование. До новых встреч.
Свидетельство о публикации №225110701424