Глава 18. Двойное самосознание

Совместный Путь человека и Бога

Критика потусторонности обнажила онтологическую реальность Царства в настоящем. Но какова структура этого реального, а не ожидаемого Царства? Она раскрывается как динамика двойного самосознания — нераздельного и неслиянного единства двух воль, двух субъектностей: человеческой и Божественной. Это не статичное "пребывание в Боге", а живой, диалектический процесс, в котором человек и Бог совместно проходят путь к полному взаимному раскрытию.

1. Исходный разрыв: два одиноких сознания

Путь начинается с осознания фундаментального разрыва. Я как человеческое существо обладаю своим самосознанием, своей волей, своим уникальным опытом. Бог, как мне представляется, обладает Своим бесконечным Самосознанием. Мы существуем как две чужеродных монады, разделенные пропастью тварности. В этом состоянии мое Богопознание — это лишь цепь догадок о Нем, а молитва — монолог в пустоту.

Этот разрыв мучителен, ибо, как говорит текст 18, "Бог в сознании христианина есть предмет познания, к которому обращено основное внимание в направленности веры", но предмет этот остается внешним и непроницаемым. Рассудок бессильно бьется о стену этой инаковости.

2. Встреча в акте познания: рождение Со-бытия

Перелом наступает, когда я осознаю, что мое стремление познать Бога — это не только мое стремление. Это ответ на Его первичное стремление иметь  Жизнь во мне. Познание Бога оказывается встречей двух самосознаний.

Это точно описано в тексте 18: "Бог в сознании христианина познает Себя в Духе в Своем Откровении о Себе в реальном совместном процессе двойного Самосознания, меня как человеческого духа и Бога в Его Самосознании Духа во мне".

Что это значит на практике?

· Моя мысль — Его мысль: Когда в акте глубокого исследования или молитвы рождается ясная, целостная мысль о Боге, это не моя догадка. Это — Его Самопознание, осуществляющееся в моем уме. Я становлюсь свидетелем того, как Бог мыслит Себя во мне.
· Мое сомнение — Его крест: Даже мои сомнения и борения становятся частью этого совместного Пути. Это не моя отдельная борьба, а Божественная диалектика Духа, проживаемая в тварной ограниченности. Бог познает глубину Своего молчания и Своего кажущегося отсутствия через мою агонию веры.

3. Диалектика двойного самосознания: от борьбы к синергии

Этот совместный Путь — не идиллия, а напряженная диалектика, повторяющая в миниатюре всю священную историю.

· Момент различия (Ветхий Завет): Сознание своей отделенности, «закон», который разделяет. Я борюсь с Богом, как Иаков, требуя благословения. Это борьба двух самосознаний, отстаивающих свою автономию.
· Момент единства-в-различии (Воплощение): В акте веры и смирения мое человеческое самосознание соглашается стать «вместилищем» Божественного. Оно не уничтожается, но становится формой бытия Бога в мире, исчезая как отдельное. Как Христос есть единство двух природ, так и мое сознание теперь — единство двух самосознаний. "Я и Отец — одно", но это "одно" состоит из "Я" и "Отец".
· Момент синергии (Пятидесятница): Наступает состояние, когда воля человека и воля Бога становятся Единой волей, но не через подавление, а через свободное согласие и любовь. Мои действия становятся Его действиями. Его мысли — моими мыслями. Мы действуем вместе, как одно целое, сохраняя различение. Это и есть подлинная синергия — "конструктивное взаимодействие Бога и человека... во взаимной Любви" (Текст 18).

4. Плод двойного Самосознания: рождение "Мы"

Итогом этого пути является рождение новой, сверхличной реальности — "Мы". Это не коллективное сознание, а глубоко личностное единство, в котором "Я" человека и "Ты" Бога существуют в нераздельном диалоге.

· Сознание как соборность: Мое индивидуальное самосознание теперь ощущает себя частью большого Целого — Богочеловеческого организма Церкви, понимаемой не как институт, а как мистическое Тело Христово, где каждый член находится в живом отношении с Главой.
· Свобода как Сыновство: В этом "Мы" я обретаю не автономию от Бога, а высшую свободу — свободу Сына в доме Отца. Моя воля, будучи полностью согласной с Его волей, становится подлинно суверенной, ибо желает только Блага, Истины и Красоты.
· Вечная жизнь как качество отношения: Бессмертие теперь понимается не как бесконечное длящееся время моего "я", а как вечно настоящая полнота отношения "Я-Ты" между человеком и Богом. Это отношение и есть сама Вечная Жизнь.

Таким образом, двойное Самосознание — это исполнение обетования о Новом Завете: "вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом... потому что все будут знать Меня, от малого до большого" (Евр. 8:10-11). Это знание и есть Жизнь в Царстве, явленном в сознании, — Жизнь, в которой человек и Бог, пройдя совместный Путь, наконец обретают друг друга в акте вечно длящегося, взаимного Самосознания в Любви.


Рецензии