Глава 19. Полнота Совершенства
Двойное Самосознание открыло динамику совместного Пути, где Бог и человек встречаются в живом диалоге. Но этот диалог имеет свою конечную цель — состояние полноты Совершенства, где исчезает сама необходимость в диалоге как в отношении двух разных сущностей. Это состояние есть Любовь, понимаемая не как эмоция или моральный принцип, а как онтологическое тождество Истины и Разума — абсолютный синтез, в котором познающее и познаваемое, бытие и мышление становятся Едины.
1. Тупик рассудочной истины и слепой любви
До достижения полноты Духа сознание колеблется между двумя односторонностями:
· Истина без Любви: Это путь холодного, объективного знания — "драгоценные камни" рассудочной теологии и философии. Здесь можно построить безупречную логическую систему о Боге, но эта система будет мертва, ибо лишена сердечного участия. Это знание о Боге, но не знание Бога. Как говорит текст 17, "Пребывая на поверхности в волнении и пене сердечного моря он надеется из этого вынести поучения мысли и соприкоснуться в нежданном откровении с Духом в Логосе-Слове Христова ума". Но без Любви это невозможно.
· Любовь без Истины: Это путь слепого, экстатического переживания, описанный в тексте 10 как удел "сериальных христиан, воспроизводящих бесконечный сериал о том, что Бог пострадал от любви к ним". Такая любовь, оторванная от Разума, вырождается в эмоциональный нарциссизм, в стремление "переживать ради самого переживания". Это теплое чувство, не освещенное светом Истины, не способно к познанию и Преображению.
Оба пути ведут в тупик: первый — к духовной смерти от холода, второй — к духовной смерти от перегрева.
2. Спекулятивный синтез: Любовь как тождество Истины и Разума
Подлинная Любовь есть снятие этой противоположности. Она не третий элемент рядом с Истиной и Разумом, а сама стихия их тождества.
· Истина становится Любовью: Когда Истина перестает быть внешним объектом и становится внутренним принципом жизни, она неизбежно проявляется как Любовь. Познать Бога — значит стать единым с Ним, а единство с Источником бытия есть акт абсолютной Любви. Как говорит текст 16, "Истинная Любовь Бога есть для Себя, отрицает всё предшествующее и одновременно включает в Себя в Новой связи Духа".
· Разум становится Любовью: Когда Разум (Логос) перестает быть абстрактной схемой и становится Живым законом бытия, он открывается как Любящая Премудрость. Божественный Разум — это не безличный механизм, а сама Любовь, структурирующая реальность. В тексте 2 это выражено так: "Истина же есть единство моего понятия и реальности мысли Логоса как источника Творения". Это единство и есть Любовь.
Таким образом, в состоянии Полноты невозможно отделить знание от Любви. Познавать — значит Любить, а Любить — значит познавать. Это тождество и есть "ум Христов"0 (1 Кор. 2:16) — состояние, в котором человеческий разум, полностью соединенный с Божественным Логосом, видит все вещи в свете Любви, а саму Любовь — как высшую Истину и закон всякого бытия.
3. Онтологический статус Любви: бытие-познание-единство
В этом синтезе Любовь обретает свой высший онтологический статус. Она есть:
· Способ бытия: Быть — значит пребывать в Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8). Вне этой энергии связи и единства существование теряет свою реальность и обращается в ничто.
· Способ познания: Познавать — значит вступать в отношение Любви с познаваемым. Мы познаем вещи не путем насильственного извлечения информации, а путем Любовного единения с их сущностью. Именно так Бог познает мир — через Любовное участие в нем.
· Самотождественность Абсолюта: В конечном счете, Любовь есть внутреннее отношение Бога к Самому Себе в акте Троицы. Отец познает Себя в Сыне, и это взаимное познание есть Дух Святой — Любовь. Поэтому тождество Истины и Разума в Любви — это не наше достижение, а наше Причастие внутри-Троической Жизни.
4. Экзистенциальное измерение: жизнь в Царстве как жизнь в Любви
Для христианина, достигшего этого состояния, вся реальность Преображается. Как сказано в тексте 17, "Любовь же есть ПОЛНОТА СОВЕРШЕНСТВА. Это совершенство понятия Бога в Истине и совершенство чувств, воспитанных в процессе прохождения Пути познания, обрезанное Истиной сердце, на котором написано письмо Духа Божьего".
· Преодоление страха: Исчезает страх перед Богом, миром и смертью, ибо в Любви нет страха (1 Ин. 4:18). Отношения раба и Господина сменяются отношениями Сына и Отца.
· Единство с миром: Весь мир видится как проявление Божественной Любви. Противоречия и страдания не исчезают, но воспринимаются как моменты Единого диалектического процесса, ведущего к большему синтезу и Благу.
· Свобода как необходимость Любви: Свобода воли достигает своей вершины: она больше не есть выбор между добром и злом, а становится необходимостью следовать Любви. В этом состоянии человек не может не Любить, как Бог не может не Любить. Это и есть подлинная Божественная Свобода.
Заключение: Эсхатологический итог
Полнота Совершенства, явленная как тождество Истины и Разума в Любви, и есть подлинное содержание Царства Божия, явленного в сознании. Это не статичный рай, а вечно живой, творческий процесс, в котором человек, достигший Обожения, становится сознательным со-Творцом Божественной реальности.
Этот итог есть одновременно и конец Пути, и его Начало в новом качестве. Индивидуальное Спасение завершено, но оно тут же перерастает себя, устремляясь к всеобщему Преображению. Так мы подходим к последнему синтезу — Великому Синтезу всей феноменологии Духа, где внутреннее Преображение сознания завершается его внешней, теургической реализацией в мире.
Свидетельство о публикации №225110701500