Абсурд

Мне не о чем говорить с человеком, не сидевшем, в одиночной камере.. Дзержинский

Рай за колючкой: Записки о неожиданной свободе...

Людей пугают тюрьмой. А знаете ли вы, что за колючей проволокой многие обретают то, что безнадёжно теряют на свободе? Речь не о комфорте, а о чём-то гораздо более важном.

Речь — о взаимоотношениях.

За воротами тюрьмы начинается странный, почти первобытный рай человеческих связей. Попадая в камеру, человек слышит простой, но оглушительный вопрос: «Ты кто?». Не «кем работаешь» или «сколько зарабатываешь», а — «кто ты?». Для человека, всю жизнь носившего маски менеджера, отца, мужа, этот вопрос подобен удару грома. Страх обнажает нервы, шелуха повседневности осыпается, и ему впервые приходится задуматься о своей сути.

И вот парадокс: в этом месте, которое считают адом, его встречают по-человечески. Если он не «голубой» по воле — он свой. Его угостят сигаретой, напоят чаем, накормят. Он становится частью семьи — пусть и странной, но сплочённой. Внезапно он получает то, чего ему так не хватало: время. Время думать, читать, играть в шахматы, просто быть. Даже «опущенные» находят здесь своё чёткое, хоть и унизительное, место в иерархии. Система выстроена.

В чём же главный посыл?

Человек — существо коллективное. Он познаёт себя, глядя в других. Он расцветает в атмосфере любви и доверия, где люди дополняют друг друга, как пазлы. Синергия — не пустое слово. Но в мире, где даже родственные связи стали формальными, это явление почти исчезло.

А в лагере — люди расцветают. Жесткие, но честные правила заставляют каждого занять своё место. И вот эврика: может, люди боятся тюрьмы, потому что у них нечиста совесть? На воле можно 24/7 притворяться. Здесь — нет. Маску придётся снять. И это мучительно, но именно так начинается развитие не социальной оболочки, а своей сущности, своей души. Один мудрый человек сказал: «Сперва стань хоть кем-то!».

В зоне те, кого с детства ломали и заставляли подчиняться, наконец обретают Свободу. Свободу от чужих ожиданий, от гонки за призраками, от необходимости казаться. Многие, выйдя, не могут жить в «нормальном» мире и снова совершают преступления — их подсознательно тянет обратно, в коллектив.

Всё налаживается, когда человек начинает по-настоящему взаимодействовать с другими, даже если это навязано силой. Жизнь начинает идти по совести — а она есть у каждого. Уходит детский страх, копившийся годами.

Освободившись внутренне, «внутренний ребёнок» проявляет интерес к жизни. Кто-то читает, кто-то рисует, другой качает железо или изучает философию. Из хлебного мякиша и двух стержней на моих глазах рождался букет роз. Распорядок дня, жёсткий, но справедливый, даёт структуру: подъём, зарядка, проверка. Всё остальное время — твоё.

Люди хорошеют. Проходят неврозы, привитые с детства «рабами-родителями». Там перестают бояться «силы». Брутальные мачо, которые с детства унижали одноклассников, там качают мышцы, но не имеют веса. Потому что глупы. В зоне к умным прислушиваются. В условиях первобытных отношений наверх всплывают врождённые лидеры — те, чьи советы работают.

Матрица же работает на страхе. С детства нас приучают подчиняться Силе. Ломают. Родители, учителя, начальники… Само название «школа» (от греч. schole — «досуг») стало издевательством; она приучает к бессмысленности и потере времени.

Настоящая власть в зоне — у воров в законе, которые пишут «прогоны»: не бить слабых, заботиться о нуждающихся, жить по понятиям. Это был своеобразный коммунизм, но и он был узурпирован.

Ключ к пробуждению, данный одним духовным учителем, прост: создавай нестандартные ситуации. То, на что у тебя нет готовой маски. В момент растерянности, когда все роли бесполезны, ты встречаешься с собой — тем самым испуганным ребёнком. И получаешь шанс развить его, дать ему вырасти.

Развить в себе того самого «Бога» — с уникальными, врождёнными навыками. Все легендарные личности — Иисус, Будда — это обычные люди, но достигшие высокого уровня развития через необычный жизненный опыт.

Жизнь — это борьба за эволюцию.

P.S. Это эссе — не оправдание преступности, а горькое размышление о том, чего лишено наше «свободное» общество, и что, вопреки всему, люди интуитивно находят даже в аду.


Рецензии