Страницы из жизни знаменитости
С первых же строк По задает тон абсурда. Его герой, Роберт Джонс, заявляет: «Я знаменит, то есть был знаменит, но я ни автор «Писем Юниуса», ни Железная Маска, ибо зовут меня, насколько мне известно, Робертом Джонсом, а родился я где-то в городе Бели-Берде». Ирония здесь в том, что его единственная заслуга — это нос, изучению «науки» о котором — носологии — он посвятил всю жизнь. Его отец, подаривший ему трактат по носологии, дает ему гениальный по своей двусмысленности совет: «держать нос по ветру». Что Джонс и делает, поняв это совершенно прямо: «Я вознамерился держать нос по ветру. И я разок-другой дернул себя за нос и написал брошюру о носологии».
Кульминацией сатиры на литературную и светскую жизнь становится сцена в мастерской живописца, где нос главного героя становится товаром. Этот диалог — шедевр комического абсурда:
«— Сколько вы за него возьмете? — спросил живописец.
— За его нос! — вскричала ее светлость.
— Тысячу фунтов, — сказал я, садясь.
...
— И его ни разу не воспроизводили? — справился живописец, рассматривая его в микроскоп.
— Ни разу, — сказал я и задрал его.
— Восхитительно! — закричал живописец, потеряв всякую осторожность от красоты этого маневра».
Здесь По высмеивает не только предмет искусства, но и сам процесс его оценки, доводя его до полного идиотизма.
Апофеозом сатиры на «высокое» общество становится описание званого ужина у принца Уэльского. По одним мазком рисует галерею псевдоинтеллектуалов, каждый из которых сыплет бессмысленными именами и терминами. Здесь и исследователь Платона, цитирующий Порфирия и Ямвлиха, и гурман, помнящий о «мюритоне с красным языком», и геолог, вещающий о «газообразных, жидких и твердых» веществах. Сам же герой, находясь в этой компании, признается: «Я говорил о себе; о себе, о себе, о себе; о носологии, о моей брошюре и о себе. Я задрал мой нос и я говорил о себе». В этом хаосе пустозвонства его нарциссизм кажется самой честной позицией.
Однако тщеславие и абсурд имеют свои законы. Финал рассказа ироничен и по-шекспировски трагикомичен. Совершив дуэльный «подвиг» — отстрелив нос своему обидчику, курфюрсту Крофошатцскому, — Джонс оказывается в опале. Его отец подводит итог всей истории, вскрывая главный парадокс общества потребления и славы:
«У тебя превосходный нос, это так — но у курфюрста Крофошатцского теперь вообще никакого нет. Ты проклят, а он стал героем дня. Согласен, что в Бели-Берде слава прямо пропорциональна величине носа, но — боже! — никто не посмеет состязаться со знаменитостью, у которой носа вообще нет».
Заключение:
«Страницы из жизни знаменитости» — это виртуозная сатира, которая остается поразительно актуальной и сегодня, в эпоху инфлюэнсеров и вирусной славы. По показывает, что публика всегда жаждет нового кумира, но ее вкусы непостоянны и абсурдны. Истинная ценность не имеет значения; важно лишь умение «держать нос по ветру» и предложить рынку самый нелепый, но сенсационный товар. В своем рассказе По не просто вышучивает человеческие слабости — он создает универсальный и вечный образ общества спектакля, где подлинность обречена на поражение в борьбе с гротескной и шокирующей иллюзией.
Свидетельство о публикации №225110701815