Невозвратимое мгновение Стефана Цвейга
Главная тема: Судьба и посредственность
С первых же строк Цвейг задаёт высокую концептуальную планку. Он рассуждает о том, что судьба по своей прихоти иногда вручает бразды правления в руки заурядных людей.
«Но иногда — хотя во все эпохи лишь изредка — она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда — и это самые поразительные мгновения в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества».
Маршал Груши — идеальное воплощение этой «посредственности». Цвейг не изображает его глупцом или трусом. Нет, это «человек заурядный, но храбрый, усердный, честный, надежный». Его трагедия в том, что он был хорошим исполнителем в ситуации, которая требовала гения. Он «обретает уверенность лишь в тех случаях, когда гениальная зоркость императора указывает ему цель».
Кульминация: Роковая секунда
Центром рассказа становится сцена в фермерском доме в Вальгейме, где Груши слышит отдалённый грохот cannons Ватерлоо. Его подчинённый, генерал Жерар, страстно умоляет: «Il faut marcher au canon!» («Нужно идти на звук пушек!»). Здесь сталкиваются два мировоззрения: буквалистское послушание приказу и смелая инициатива, диктуемая обстановкой.
И вот наступает тот самый миг, ради которого написан весь рассказ:
«Одну секунду думает Груши, и эта секунда решает его судьбу, судьбу Наполеона и всего мира. <...> Если бы у Груши хватило мужества, если бы он послушался зова судьбы, — Франция была бы спасена. Но человек подначальный всегда следует предписаниям и не повинуется зову судьбы».
Эта «одна секунда» — квинтэссенция всей философии Цвейга. Великое мгновение, «звёздный час человечества», презрительно отворачивается от того, кто не осмелился им воспользоваться.
Контраст и трагическая ирония
Цвейг мастерски использует контраст. Пока нерешительный Груши ведёт свою армию в никуда, на поле боя под Ватерлоо кипит сражение, исход которого зависит от его подхода. Наполеон, «схватываясь за подзорную трубу», с надеждой вглядывается в горизонт, шепча: «Где Груши? Где застрял Груши?» А в это время Груши, «неуклонно выполняет приказ», который уже потерял всякий смысл.
Трагическая ирония достигает апогея, когда Груши, упустив решающий момент, вдруг проявляет все свои военные таланты и «блестящим тактическим маневром» спасает остатки армии. Но автор подводит безжалостный итог: «Он опоздал, опоздал навеки».
Вывод: Приговор истории
Финал рассказа — это мощный философский аккорд. Цвейг выносит суровый приговор не конкретно Груши, а тому типу людей, которых он олицетворяет.
«Так страшно мстит за себя великое, неповторимое мгновение... Все мещанские добродетели — осмотрительность, рвение, здравомыслие — все они беспомощно тают в пламени одной-единственной решающей секунды, которая открывается только гению и в нем ищет свое воплощение».
В итоге, «Невозвратимое мгновение» — это блестящее и горькое размышление о том, как ход истории порой зависит от воли одного человека в один-единственный миг. Цвейг заставляет читателя задуматься: а как бы поступил я на месте Груши? Хватило бы мне смелости ослушаться приказа и взять на себя ответственность за судьбу мира? Ответа нет, но вопрос, заданный с таким драматическим накалом, остаётся с нами надолго.
Свидетельство о публикации №225110701844