Адмирал Фёдор Ушаков
К большому сожалению, а может даже лучше сказать - к стыду, в моей копилке знаний, кроме того, что адмирал Федор Федорович Ушаков покоится в Мордовии в Санаксарском монастыре неподалёку от города Темников более ничего не было. А поводом для поиска этих знаний стало путешествие на теплоходе Климент Тимирязев по Волге. Остановились в небольшом городке Тутаев, который расположен на разных берегах Волги. На левом – Романовская сторона, на правом – Борисоглебская. Вышли на берег и решили осмотреть город с помощью такси. Благо на Борисоглебской стороне, куда причалил теплоход, местные жители подсказали как найти такси. Разговорчивый водитель очень подробно и с увлечением рассказывал о городе, а под конец поездки он сказал в Тутаеве есть памятник адмиралу Ушакову, но уже не было времени для его осмотра. Сначала я не обратил на эти сведения никакого внимания, но возвратившись на теплоход сопоставил их со сведениями об адмирале Ушакове. Этот взгляд на памятник адмиралу Ушакову в Тутаеве и на Санаксарский монастырь очень интересен и думаю представит интерес для читалей.
Детские годы в Ярославской губернии
Предки Ушакова «служили российскому престолу и были жалованы вотчинами. «За ними значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнаково с деревнями». К тому времени род Ушаковых обеднел. До конца XX века считалось, что родина Ушакова – Темниковский уезд Тамбовской губернии. В архивах нашли метрическую книгу церкви Богоявления - на-Острову Романовского уезда Ярославской губернии, где обнаружили запись о рождении Ф.Ф. Ушакова 13 февраля (по нов. ст. – 24 февраля) 1745 года в сельце Бурнаково. Как и любого дворянского мальчика тех лет, Федю Ушакова ждало домашнее обучение. Будущий адмирал овладевал грамотой, основами математики, географии и изучал священную историю (катехизис) и Закон Божий. В 14 лет Ушакова отослали в столицу – на смотр дворянских детей. Недорослей следовало показать, дабы «не остались без укомплектования дворянством полки лейб-гвардии, сухопутный, морской, артиллерийский и инженерный корпусы и армейские полки». Дети провинциального дворянства обучались, как правило, при монастырях и храмах. воспитание Федора Ушакова происходило в Богоявленском островском монастыре, в трех верстах от Бурнакова. Его готовили к поступлению в военно-учебное заведение.
Учеба
В 16 лет Ушаков поступил в Морской кадетский корпус. В корпусе обучали 360 кадет и гардемарин и 30 геодезистов, разделив их на 3 класса. Первоклассники изучали высшие «морские науки» и назывались гардемаринами. Во 2 классе проходили навигацию, в 3 классе — тригонометрию. Активно изучали точные дисциплины: арифметику, геометрию, астрономию. Преподавали в корпусе географию, историю, артиллерию, фортификацию и корабельную архитектуру. Основу физического развития составляли танцы и фехтование. Когда на престол в 1762 году взошла Екатерина II. Она резко изменила вектор государственной политики, сделав ставку на флот, на возрождение российской морской силы. Она мечтала заложить флот «не только равносильный флотам бассейна Балтийского моря, прежде всего шведскому и датскому, но и превосходящий их».
Императрица лично наблюдала за обучением морских офицеров, ее волновало, из кого будет составлен офицерский корпус. Она говорила: «флотская служба знатна и хороша, но на супротив того столь же трудна и опасна, поэтому Нашу Монаршую милость и попечение заслуживает».
Первая награда
В 1766 году 21-летнего мичмана Федора направили на Балтийский флот. Здесь он осваивал уже не теорию, а практику. Так прошло несколько лет, пока в середине 70-х годов его не перебросили на юг в составе так называемой Азовской флотилии. Ушаков утвердился во мнении, что нельзя делить подчиненных на людей первого и второго сорта. Для него все моряки были равны, и он стремился действовать так, чтобы завершить любую военную операцию с наименьшими потерями. Сохранить жизни простых моряков, рискуя собственной жизнью – это убеждение стало жизненным кредо флотоводца. И если поднять сводки донесений за все годы службы Ушакова, то окажется, что под его началом воевали десятки тысяч матросов и офицеров, а погибло во всех сражениях около 500 человек. Это было своеобразным рекордом – другие командиры своих солдат практически не щадили, руководствуясь печально известным принципом: «Бабы новых солдат нарожают!». С этим периодом связана и первая награда Ушакова. Весной 1783 года в Херсон пришла чума. Ее завезли турецкие суда, которые сразу подходили к городской пристани безо всякого карантина. С мая по октябрь скончалось около 12 000 человек. Существование города и строительство Черноморского флота было поставлено под угрозу. Все силы бросили на борьбу с эпидемией, которую погасили довольно быстро. Особенно эффективно это сделал Ушаков в отведенной ему зоне. Благодаря принятым мерам, в его команде не было ни одного смертного случая. Он отвел корабль от берега, обложил его сухой степной травой и поджег ее, чтобы она постоянно курилась. Выставил бочки с уксусом, которым должны были все растираться. Организовал изоляторы. За борьбу с эпидемией и сохранение команды Федор Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени.
Непобедимый Ушак-паша
В течение 1767–1791 годов русский флот под командованием Федора Федоровича одержал ряд блистательных побед над турками, не потеряв ни единого корабля. За спиной Ушакова были Фидониси, Керчь, Тендра, и все эти места навсегда отмечены славой великого флотоводца. Одна из самых потрясающих его побед, которая вошла во все учебники, – при мысе Калиакра в Северной Болгарии в 1791 году, в ходе русско-турецкой войны. Ушаков тогда совершил маневр, пройдя между берегом и турецкой эскадрой, не дав с берега турецким батареям стрелять по русским судам, потому что тогда бы под турецкий огонь попали и корабли самих турок. Он окружил, встал на ветер и разгромил полностью турецкую эскадру, которой командовал Али-паши, обещавший султану привести Ушакова в кандалах в Стамбул. За эти победы турки с восхищением и даже с некоторым страхом прозвали Ушакова Непобедимым Ушак-пашой.
Дипломат и рыцарь
Последним масштабным предприятием, которым руководил Ушаков, стала средиземноморская кампания 1798–1800 годов. За это время Черноморский флот смог освободить греческие острова в Средиземном море от оккупационного режима наполеоновской Франции. В этой экспедиции проявилась не только военная смекалка адмирала, но и его дипломатические способности. Желая обходиться малой кровью, Федор Федорович сначала договаривался о поддержке с местным населением, и лишь когда жители того или иного острова соглашались помогать русским, на берег высаживался десант, который быстро обезвреживал французские гарнизоны. Везде русских встречали как освободителей, а благодарные жители острова Корфу наградили флотоводца именным золотым мечом. Осада острова была тяжелой, не хватало продовольствия, денег. Ушаков свои собственные средства выделил на покупку провианта и теплых вещей. Теплых вещей не оказалось, купили женские халаты. Казалось бы, южный остров, южное море, зачем теплые вещи? Но совершенно неожиданно на Корфу выпал снег. Мокрый снег. Было холодно. И вот 19 февраля 1799 года Ушаков штурмует и берет крепость. Весь французский гарнизон он посадил на баржи и отправил домой, но только с одним условием – не воевать больше против русских войск.
Отстранение от дел
Когда на престол взошел Александр I, это повлекло за собою резкое изменение политики России. Новому государю флот оказался не нужен – в военном руководстве возобладали сторонники развития сухопутных сил. В 1807 году прославленный флотоводец окончательно ушел на покой, переехав в Тамбовскую губернию. Фёдор Фёдорович «вел жизнь уединенную, по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь, в Великий пост живал там по целой седмице. По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения». Все пережил этот великий человек Но всегда мог поднять руку в крестном знамении и, обратившись к иконам, сказать: «Слава Богу за все!» Этими словами он часто начинал свои рапорты, эти слова повторял каждый раз при возвращении из очередного рейда. И эти же слова он учил повторять своих сослуживцев, напоминая им, что они вернулись только потому, что Господь уберег их. Последний раз столкнуться с делом государственной важности Федору Ушакову пришлось в 1812 году, когда ему предложили возглавить тамбовское народное ополчение. Он отказался. Годы его в ту пору были уже не те, чтобы брать на себя командованиен. Умер он 2 октября 1817 года, проведя последние годы жизни в посте и молитве. Похороны победоносного адмирала не почтили своим присутствием члены царской семьи и Адмиралтейства. Хоронили его крестьяне, которые 3 километра несли гроб на плечах, отдавая почесть милосердному и благочестивому человеку. Даже в советские времена, когда дореволюционных героев не очень жаловали, именем прославленного флотоводца называли улицы, предприятия, военные и пассажирские суда. В годы Великой Отечественной войны его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников Родины.
В лике святых
В 2001 году в Санаксарском монастыре было осуществлено прославление адмирала Федора Ушакова в качестве святого Русской православной Церкви. В этом грандиозном событии участвовали митрополиты, монастырская братия, паломники и заслуженные адмиралы, командующие флотами России и Украины. Причисленный к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии, Федор Ушаков, ныне почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил. Высшей наградой для воинов-моряков во времена Великой Отечественной Войны стал орден адмирала Ушакова.
Свидетельство о публикации №225110701914
