Про рыбаков
Как дела?
Пожимают плечами. Типа какие могут быть дела здесь.
Как будто боятся, что я могу спугнуть. Или просто боятся. Они же одиночки.
Рыбаками становятся не от хорошей жизни.
В пять утра они уже у речки. Представляю, как домочадцы радуются, когда он встает, идет на кухню, громыхает посудой.
Ой, тарелка.
Тапочками не шурши.
Совесть имей, а?
Конечно, знаю, что некоторые ложатся спать в сапогах и штормовке, чтобы утром, по сигналу биологических часов быть готовым стартануть.
Я бегаю по утрам вокруг озера, где рыбаки как опорные столбики. Я с ними подружился.
Мы, конечно, не говорим с ними, но это все равно общение.
Ну как ты – показывают знак, что в порядке. А ты киваешь. Мол, нормально. Как там – показываю на воду? Не так чтобы очень – показывает он на область паха.
Иногда я смотрю на рыбака, а он на меня, с виду напоминает застывший кадр, но так мы разговариваем: я ему про начальника и дебилов, из-за которых приходится выходить в субботу.
А он мне про жену, про свое прошлое, про то, как он в детстве кота на веревке крутил. Вот так стоишь, слушаешь, и обрывать не хочется.
Забываешь про бег, про то, это – ты общаешься на особом космическо-рыбьем языке. Это особая вселенная, где нет никого, все исчезает, время останавливается и ты слышишь как бьется твое сердце.
Конечно, обычно рыбаки не говорят. Вслух. Они приходят сюда помолчать.
Общительные рыбаки – это что-то из разряда мифического. Видел, как мужья брали на рыбалку своих жен и те безостановочно что-то комментировали. Вода темнеет.
Почему? А утки чего так кричат? Мне холодно. Это нормально? Когда будем есть бутерброды? А почему здесь так тихо?
Здесь уже не тихо.
Им было скучно. Это понятно. Только рыбак может быть дома не хозяин, пусть он там пустое место и ходить чаще всего на цыпочках и говорит в полголоса, но здесь это его иерархия.
Тут он царь всех пескарей, окуньков и подводных раков. У него меняется голос, походка, спина выпрямляется.
А когда жена рядом – он снова сутулится, голос его затихает. Он не царь и не бог, он так… никто.
Поэтому уже через час такого союза женщину хотелось утопить, пустить на корм рыбам или вставить кляп, а то и совсем страшное - привязать к дереву на корм муравьям.
Женщина начинает наступать на банку с червями, шуршать, дышать не так. Все не так. И все ломается. Даже рыба идет не та.
Поэтому, как только жена просит взять с собой, муж категорически говорит «Нет», аргументируя: «Буду сидеть в камышах, по пояс в воде».
А еще рыбаки хотят, чтобы и дети приучались к этому. Они иногда берут с собой малышей и начинают их всему учить.
Удочку возьми в правую руку, левую сюда, вот так. Теперь закидываем, взгляд серьезный, так это очень серьезно. Дети сперва слушают, а потом начинают хулиганить.
Какой ребенок любит, когда серьезно? Ведь они думали, что рыбалка это когда весело.
Почему папа всегда приходит навеселе, даже если он говорит, что сегодня рыба не шла. Пустой, но счастливый. И они тоже надеются получить это веселье.
И что они видят – папа хмурый, тишина, комары кусают… ску-ка!
Поэтому чаще рыбаки одни. Им никто не нужен. Даже наше общение кажется им лишним.
У них уже все есть – он и рыба.
Вы же видели, какие они важные: поставят стул, спина ровно как в первом классе, удочка, все, прическа как будто через час в загс. Все ради того, чтобы ловилось.
Есть у них свои приметы. Смотрят на погоду, количество выпавшей росы, ряби на воде, активности солнца.
Только я думаю, что самые прожженные рыбаки – не обращают внимание ни на что. Они смотрят на удочку. Все.
Как помню, мой дед ловил рыбу всегда. В любую погоду шел: будь то ливень или жара, снег или сильный ветер.
Уходил и приносил килограмм пять –шесть. Бабушка чаще была недовольна: Опять чистить. Ты уж сразу чищенную приноси. И он действительно стал приносить чищенную. Поймает, пока ждет следующую, чистит.
Это потом выяснилось, что он у соседа берет. Тот сетями, а дед ему огород или сарай починит. Бабуля знала об этом, только молчала.
Была причина.
Дед был рыбаком, но потом ему врач запретил – у вас батенька сердце не ахти. Это все от постоянного сидения на месте.
Сперва дед ловил рыбу стоя, но врач не унимался. Так дело не пойдет. Вы же все равно на месте. Вам нужно движение. Иначе – смерть.
Конечно, он пытался. Оставит удочки и гуляет. Приходит, конечно, рыба наживку съела, а остальные рыбаки смеются. Ты бы еще с балкона ловил.
И правильно говорят. Рыбак – он преданно стоит на своем посту, и сходить с него не должен. Ни при каких условиях. Ничто не должно мешать: ни погода, ни враг, ни конец света. Ни врач, которые запрещает.
А что врач? Разве ему объяснишь, что он здесь не только чтобы поймать, но чтобы отдохнуть, что почувствовать себя живым.
Некоторых только здесь и понимают. Для этого места они хорошие, добрые, интересные собеседники. Здесь у них все в порядке, здесь все проблемы растворяются.
Как же хочется это чувство унести домой. Но не всегда получается его донести.
Наверное, поэтому рыбаки приходят сюда каждый день. Каждое утро в 5 утра. Они уже здесь и их правление начинается.
Итак, мой народ. Видите червячка, приказ царя. Взять!
Свидетельство о публикации №225110701928