Киносценарий- Возрождение было возможно-18
Рассказ Мушега
Адаптированный киносценарий по книге Вардкеса Тевекеляна "Жизнь начинается снова"(1950 год)
Видеоклип https://yandex.ru/video/preview/4599591119599057521
Словно птица Феникс На стихи поэта Евгения Доставалова
Дата публикации 5 сен 2024
НАТ. ДОРОГА
АВТОР, МУРАД, КАЧАЗ, АШОТ, МУШЕГ, КАРО, СМПАД
АВТОР
Мушег совсем уже поправился. Он теперь не ехал на ослике, а бодро шагал со всеми. Иногда, идя рядом с Мурадом, он вспоминал те счастливые времена, когда они учились в школе и жили, окруженные любовью и лаской.
МУШЕГ
Скажи, Мурад, ты видел, как погибли мои мать и сестра Астхиг?
МУРАД
Нет, не видел.
МУШЕГ
Это правда?
МУРАД
Истинная правда. Я видел твою сестру за несколько дней до Дерсима, после того как мать Апета легла на дороге и не захотела подняться. Когда мы остановились на ночлег, Астхиг разыскала нас, села рядом и утешала как могла. Ты ведь знаешь, какое у нее было сердце!
МУШЕГ
Мне ли не знать!
МУРАД
Она очень сокрушалась, что ты пропал, но верила, что найдешься.
МУШЕГ
Вот я нашелся, а ее нет.
МУРАД
Может быть, она где-нибудь тоже думает о тебе. А вот нашей Аместуи нет, нет и бабушки. Я сам видел, как у нее хлынула кровь из раны, и, знаешь, до сих пор не могу себе простить, что не подошел тогда к ней, не облегчил ее последние минуты…
МУШЕГ
Ты же не виноват: сестру хотел спасти.
МУРАД
Нет, струсил я в ту ночь. Мне бы переплыть обратно, может, она еще была жива; может, я и брата нашел бы. Если Нубар даже остался жив и его взяли курды, он все забудет, станет курдом и я его больше не найду…
НАТ. ПРИВАЛ. ЛЁЖА НА ДУШИСТОЙ ТРАВЕ РЕБЯТА ОТДЫХАЮТ.
АВТОР, МУРАД, КАЧАЗ, АШОТ, МУШЕГ, КАРО, СМПАД
Вечер. Привал. Лежа на душистой траве, ребята тихонько поют.
КАПАЗ
Вот сейчас бы твои серебряные часы, Смпад! Мы узнали бы, сколько времени.
СМПАД
Что часы? Часы — ерунда! Если останусь жив и доберусь до Стамбула, куплю не одни часы.
КАЧАЗ
Интересно бы знать, как ты это сделаешь? Наверное, у твоего отца там лавка осталась?
СМПАД
Заработаю!
АШОТ
Значит, ты собираешься стать богачом?
СМПАД
А как же! Обязательно!
МУШЕГ
Смпад, когда разбогатеешь, не забудь меня, возьми к себе на работу.
СМПАД (на шутку шуткой)
Не беспокойтесь, ребята, всех вас устрою.
МУРАД
Мушег, расскажи, как ты спасся?
МУШЕГ (после долгого молчания, вздохнув)
После падения крепости меня вместе с остальными повели вниз. Я видел, как ребята и старики шагали сквозь шеренгу озверевших, опьяненных кровью людей… Казалось, не было никакого спасения, и я пустился бежать. Сзади раздались выстрелы, — стреляли в меня, но, как видно, промахнулись. Я добежал до какого-то полуразрушенного дома. Вокруг ни души. Отдышавшись, побежал дальше и очутился в саду. Там, спрятавшись за деревьями, я стал наблюдать. Посредине сада стоял маленький домик, из которого часто выходила в сад пожилая женщина. Убедившись, что она одна, я рискнул постучаться. Старуха не удивилась моему появлению, словно она ждала меня.
ИНТ. У ДВЕРИ ДОМА СТАРУХИ
АВТОР, МУШЕГ, ГОЛОС МУШЕГА, СТАРУХА, МУЖ СТАРУХИ
МУШЕГ
Спасите…
ГОЛОС МУШЕГА
Только и мог сказать я, так как был очень слаб, чуть не свалился у ее ног.
СТАРУХА
Бедный мальчик!
ГОЛОС МУШЕГА
Промолвила она и повела меня в дом.
ИНТ. ДОМ СТАРУХИ
АВТОР, МУШЕГ, ГОЛОС МУШЕГА, СТАРУХА, МУЖ СТАРУХИ
ГОЛОС МУШЕГА
Она напоила меня молоком, дала кусок белого хлеба, принесла теплой воды, велела умыться и, когда я пришел в себя, уложила спать.
Вечером пришел ее муж. Я, притворившись спящим, слушал их разговор.
МУЖ СТАРУХИ
Это его аллах послал к нам. Пусть живет у нас, и, если наш сын не вернется, мы его усыновим.
СТАРУХА
Парень смышленый, но, видимо, очень настрадался.
МУЖ СТАРУХИ
Мало сказать — настрадался! Ты бы видела, что с ними делали! Я работать не мог, руки дрожали.
СТАРУХА
Говорила тебе утром: не выходи из дому.
МУЖ СТАРУХИ
Нельзя. Работа была. Что же, разбуди, дай посмотреть, какой он из себя, да кстати накормишь его.
ГОЛОС МУШЕГА
Мои хозяева оказались на редкость добрыми людьми. Они ухаживали за мной, как за родным сыном. Хозяин был столяром и каждое утро уходил в город на работу, а мы со старухой оставались в саду одни. Я помогал ей по хозяйству: носил воду, чистил сад, разрыхлял землю под деревьями. Я был доволен своей судьбой. Единственный их сын Магомет был мобилизован в армию, и вот уже полгода, как они не получали от него писем. Это очень беспокоило и огорчало родителей. Старуха часто сажала меня около себя, рассказывала о сыне и горько плакала. Старик крепился, только тяжело вздыхал.
Из сада я почти не выходил. Старики решили меня назвать Магометом, в память сына, и усыновить. Для этого нужно было проделать кое-какие формальности, мне же следовало принять ислам и пройти обряд обрезания. С этой мыслью я никак не мог примириться, все мучился, искал выхода. Однажды хотел даже удрать, но пожалел стариков: они были очень добрые и искренне привязались ко мне. Увидев, что я чем-то озабочен, они стали допытываться. Я, ничего не тая, все начистоту рассказал им.
СТАРУХА
Что же, сынок, подождем еще немного. Если появится кто-нибудь из твоих родителей, то мы тебя отпустим, а может, ты к тому времени привыкнешь к нам…
НАТ. ПРИВАЛ. ЛЁЖА НА ДУШИСТОЙ ТРАВЕ РЕБЯТА ОТДЫХАЮТ.
АВТОР, МУРАД, КАЧАЗ, АШОТ, МУШЕГ, КАРО, СМПАД
АШОТ
Золотая старуха!
МУШЕГ
Да! На самом деле хорошая женщина. С принятием ислама решили повременить. После этого разговора они не стали хуже относиться ко мне; наоборот, всячески старались заменить родителей. В доме сохранился саз[14] их сына, и, чтобы доставить им удовольствие, я начал учиться играть на этом инструменте. По ночам, особенно зимой, старуха садилась вязать, старик ножом мастерил разные фигуры и детские игрушки из дерева, я же брал саз, играл и пел. Так тихо и незаметно шли дни.
А бывало, сам старик начинал рассказывать о чем-нибудь. Он много раз бывал в разных городах Турции, даже в Измире и Стамбуле, много видел и многое узнал, хотя был религиозен, верил в Коран и иногда ходил в мечеть. Его рассуждения иногда удивляли меня. Однажды вечером, когда мы сидели у жаровни, старик вдруг отложил ножик и обратился ко мне с такими словами:
ИНТ. ДОМ СТАРУХИ
АВТОР, МУШЕГ, ГОЛОС МУШЕГА, СТАРУХА, МУЖ СТАРУХИ
МУЖ СТАРУХИ
Ты, сынок, не таи в сердце своем злобу против турок за то, что они причинили тебе много зла. Простой народ тут ни при чем, все это сделали беи да богачи. Они и нам тоже делают много зла. …
Простой народ везде добрый, он рад жить в мире со своими соседями, никого не обижать, но ему не позволяют делать это. Вот и сейчас. Народ проливает свою кровь, а спроси, зачем… Видать, богачам тесно стало жить на этом свете, вот они и гонят народ на убой. Ничего, на том свете аллах рассудит всех и каждому воздаст по его заслугам.
НАТ. ПРИВАЛ. ЛЁЖА НА ДУШИСТОЙ ТРАВЕ РЕБЯТА ОТДЫХАЮТ.
АВТОР, МУРАД, КАЧАЗ, АШОТ, МУШЕГ, КАРО, СМПАД
МУШЕГ
Я свыкся со своим положением и, наверно, еще долго жил бы у них. Но соседи все-таки узнали обо мне. Особенно неистовствовал старик Осман — помнишь, Мурад, ваш сосед?
МУРАД
Как же! Его сыновья дедушку убили.
МУШЕГ
Вот он самый. Оказывается, в ту ночь, когда наши спустились из крепости, Апет со своими товарищами зашел в дом Османа и убил его сыновей.
МУРАД (радостно)
Молодец Апет!
МУШЕГ
Так вот, Осман заявил, что он не потерпит присутствия армянского мальчика, и предложил моему хозяину отправить меня в полицию, угрожая, что иначе сам расправится со мной.
Старики ни за что не хотели расстаться со мной, и, чтобы избавиться от угроз Османа и других соседей, мы переехали вместе в маленький город недалеко от Кайсери.
Сначала все шло хорошо. Они выдавали меня за сына и даже определили в школу. Правда, в новом месте им приходилось тяжеловато: жили в маленькой комнатушке, старик часто болел и лишился заработка. Однажды он вернулся с базара озабоченный.
ИНТ. ЖИЛИЩЕ СТАРИКА И СТАРУХИ В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДКЕ НЕДАЛЕКО ОТ КЕЙСАРИИ.
АВТОР, МУШЕГ, СТАРУХА, МУЖ СТАРУХИ
СТАРУХА (тревожно)
Что случилось?
МУЖ СТАРУХИ
На столбах висит приказ губернатора о том, что все, у кого есть дети армян, должны привести их в полицию, а тех, кто не подчинится этому приказу, посадят в тюрьму.
СТАРУХА
Тебе-то что? Пусть себе пишут: здесь, в этом городе, никто ведь не знает, что Магомет армянин.
МУЖ СТАРУХИ
Знают.
СТАРУХА
Ты шутишь? Кто мог об этом узнать?
МУЖ СТАРУХИ (с поникшей головой)
Я сам рассказал мулле.
СТАРУХА
Что же ты наделал?!
ГОЛОС МУШЕГА
Три дня прошли в тревоге. При каждом стуке старуха вздрагивала, словно вот-вот должны были прийти за ней и отвести ее в тюрьму, но все обошлось благополучно, никто нас не беспокоил, и я опять стал ходить в школу.
Как-то она встретила меня, когда я возвращался из школы.
НАТ. УЛИЦА ГОРОДКА РЯДОМ С КЕЙСАРИ
АВТОР, МУШЕГ, СТАРУХА
СТАРУХА (плача)
Сынок, нашего отца повели в полицию. Что мы будем делать?
ГОЛОС МУШЕГА
Я был в нерешительности. Мне было жаль стариков, но попасть в руки полиции тоже не хотелось. Я еще помнил, как избивали людей камнями под крепостью.
МУШЕГ
Я пойду сам в полицию, тогда отца выпустят.
СТАРУХА
Нет, нет! Что ты! Тебя там убьют. Спрячься где-нибудь поблизости, я тебе буду носить еду, а там, даст аллах, все наладится. Не найдут тебя — старика выпустят, на что он им нужен!
ГОЛОС МУШЕГА
Я спрятался в развалинах, и она каждый день приносила мне еду. Дни проходили, а старика не выпускали. Потом старуха тоже исчезла. Три дня она не появлялась. Я начал беспокоиться, да и проголодался как следует. Ночью пошел узнавать, в чем дело.
Старуха лежала тяжело больная; оказывается, муж ее умер в тюрьме, а она с горя заболела.
ИНТ. ЖИЛИЩЕ СТАРИКА И СТАРУХИ В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДКЕ НЕДАЛЕКО ОТ КЕЙСАРИИ.
АВТОР, МУШЕГ, СТАРУХА
СТАРУХА (увидев Мушега)
Эх, сынок! Принес ты нам горе. Отец умер. Куда мы теперь денемся с тобой?
НАТ. ПРИВАЛ. ЛЁЖА НА ДУШИСТОЙ ТРАВЕ РЕБЯТА ОТДЫХАЮТ.
АВТОР, МУРАД, КАЧАЗ, АШОТ, МУШЕГ, КАРО, СМПАД
МУШЕГ
Я утешал ее как мог, обещал подыскать себе работу, заботиться о ней. Ночью она умерла. Без оглядки я ушел из дома и присоединился к группе крестьян, направлявшихся к Кайсери. Пришел я в Кайсери без гроша в кармане. На базаре променял свою одежду на старую, получив в придачу несколько пиастров, и этим продержался несколько дней, потом стал собирать отбросы, ослаб и наконец свалился под забором, там, где вы меня подобрали…
Свидетельство о публикации №225110700198