5 ноября-день памяти юнги ТОФ Николая Шахова
Совет ветеранов Северного флота.
-----------------------------------------
( Публикация написана на материалах опубликованных рассказов и воспоминаниях его дочери Ольги Николаевны Глечиковой, автора с проза.ру)
Шахов Николай Матвеевич (05.11.1927-06.11.2013 гг), совсем молодым бесстрашно стремился на фронт, чтобы приблизить Победу.
Родился Николай Матвеевич в трудовой семье. Отец его Шахов Матвей Степанович, 1900г.р., прожил 85 лет. Бабушка, Шахова Анна Васильевна, 1903г.р., - 80 лет.
Матвей был участником Гражданской войны. После разгрома Армии Колчака и белогвардейских банд в Сибири он вернулся в родное село Солдатово Минусинского района, что находится на юге Красноярского края.
Он поднимал сельское хозяйство. Будучи председателем колхоза, Матвей казённого и людских подношений не брал.
С детства Николая воспитывали в строгости, трудолюбии и уважении к старшим и государству.
Пекарни в деревне не было мать Коли Анна Васильевна пекла хлеб для рабочих колхоза.
Николай Матвеевич закончил ветеринарное училище и работал в колхозе. И был очень уважаемым человеком в селе. А когда наступил его срок, он собрался на войну. Мама его не отпускала, а отец защитника отпустил.
"Железные дороги называют артериями войны. Все артерии в организме отходят от сердца. Кроме одной, коронарной. Она идет к сердцу, чтобы наполнить его силой. Для отца тогда сердцем был Тихоокеанский флот.
С благословления отца, прибыв на Дальний Восток, стал ли папа, в прямом смысле этого слова, юнгой? Ведь такой школы там не было.
На Тихоокеанском флоте отец попал в отряд возрастных курсантов. Срок обучения ускоренный-3 месяца. Место расположения - остров Русский"-пишет в своих рассказах его дочь Ольга Николаевна Глечикова
О своём первом морском рейсе отец оставил воспоминания: "Пока мы шли через Тихий океан в Соединенные Штаты Америки, пришла весть о Победе над фашистской Германией.
В Сан-Франциско "Тунгус" загрузился авиационным топливом. Но обратный путь был смертельно опасен. Японские подлодки уже свирепствовали и начинали топить транспорт. Особенно тот, который шёл с конвоем.
Наш капитан имел право отказаться от конвоя и идти самостоятельно. Он выбирал такие дни и маршруты, где меньше опасности. И мы благополучно вернулись в Петропавловск-Камчатский.
Капитан корабля за это был награждён орденом Звезда героя Советского Союза, а мы получили благодарности от Верховного Главнокомандующего".
Для отражения противника на судне были установлены дальнобойные и зенитные орудия. Команда состояла из молодых военных моряков.
Отец на корабле являлся командиром 22-мм пушки "Эрликон" и наблюдателем-сигнальщиком. Стоя на мостике орудия, он должен был всё время следить за поверхностью воды: нет ли мины или перископа подводной лодки. Судно могло подорваться или быть торпедированным в любую минуту. А в трюмах - авиационный бензин, 10 тысяч тонн в бочках.
Тяжёлыми были ночные вахты, особенно в штормы и туманы. Но благодаря успешным действиям капитана, высокой боевой и моральной подготовке личного состава стратегически важные грузы всегда доставлялись в сохранности и точно в срок.
На флоте имелись потери. Несколько транспортных судов было потоплено. Сухогруз "Тунгус" миновала такая судьба. В Охотском море при подходе к первому Курильскому проливу он попал в жесточайший шторм. В этом месте разбились многие суда. Но опытный капитан справился.
После успешных доставок груза в пункты назначения воинские соединения и корабли Тихоокеанского флота начали боевые операции против японских войск.
С капитуляцией Японии был получен приказ: готовиться к перегону морских судов с Дальнего Востока в Мурманск через Северный Ледовитый океан в сопровождении ледокольного флота.
После войны еще около шести лет я служил на Северном флоте на различных должностях.
Сначала - во 2 Гвардейском Краснознамённом Печенгском дивизионе малых охотников за подлодками.
Затем - на плавбазе "Тулома" отряда учебных кораблей (г.Полярный), охраняя северные рубежи нашей Родины.
Пришлось в морях вылавливать множество оставленных мин, в том числе и у северных берегов нашего Красноярского края в Карском море.
Перед демобилизацией служил в Химотделе Тыла флота в должности начальника общей части. Одновременно был старшиной военной команды. Имел звание главный старшина.
На Северном флоте в 1949 году окончил вечернюю дивизионную партийную школу. Был пропагандистом, избирался в состав партийного бюро". До 1954 года Николай Матвеевич работал в морском флоте. далее до пенсии-в сельском хозяйстве Красноярского края. При этом он дослужился в запасе до капитана второго ранга
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Примечательно, что Николай Матвеевич получил закалку в родной семье и в Военно-морском флоте! Это позволило ему пройти путь от рядового пропагандиста до инструктора Крайкома партии, и вложить весомый вклад в развитие сельского хозяйства Красноярского края, вырастив и, воспитав при этом, двух прекрасных дочерей и сына, которые несут по жизни флаг отца.
*****************************
МЫ- НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕДИ И ДОСТИЖЕНИЙ!
*****************************
Вечная память и слава участнику ВОВ, моряку и партийному труженику Николаю Матвеевичу Шахову!
6.11.2025 г. г.Москва
* на фото юнги военных лет с острова Русский.
** интересные совпадения бывают в жизни. Первым Героем Советского Союза на Северном флоте во время ВОВ стал Василий Павлович Кисляков. Главным героем этой публикации является капитан 2 ранга Шахов Николай Матвеевич и (нескромно) скромный автор этой публикации. Все они в разное время служили в химической службе Северного флота
.
Свидетельство о публикации №225110700003
