Часть 2. метод спекулятивная триада как путь гл. 5

Архитектоника Духа: Всеобщее (Отец), Особенное (Сын), Единичное (Дух)

Если нищета духа расчистила строительную площадку сознания, упразднив все ветхие постройки рассудка, то теперь перед нами встает вопрос о методе. Каким образом на этом опустошенном месте может воздвигнуться храм истинного Богопознания? Эмпирический путь ведет в тупик субъективных переживаний, метафизический — к мертвым схемам "драгоценных камней". Единственный путь, соразмерный самому Предмету — это путь спекулятивный, следующий внутреннему ритму самораскрытия Абсолюта. И этот ритм есть триада.

Триада — не богословская метафора и не умозрительная конструкция. Это — онтологический закон, архитектоника самого Духа, его внутренняя пульсация. Всякая попытка понять Бога как застывшую монолиту обречена на провал, ибо Бог есть Жизнь и Движение. Это движение, как явствует из Откровения и подтверждает спекулятивная мысль, есть вечное саморазличение и возвращение к себе в акте Любви.

1. Всеобщее (Отец) — Потенция Бытия и Источник

· "В начале было Слово..." — но прежде Слова должна быть возможность Слова. Этой изначальной, неразличенной возможностью является Всеобщее. Это Отец в Его трансцендентной, запредельной апофатичности. Он есть "Абсолютное Небытие" (текст 12), "мрак незнакомый с пространством и временем", "великое молчание отрешённости".
· Это не "ничто" отсутствия, а "ничто" как бездна потенциальности, содержащая в себе всю полноту возможных определений. Это бытие-в-себе, чистая субъектность, еще не ставшая объектом для Себя. Как сказано в тексте 6: "Всеобщность Отца "сама по себе"... не имеет отношения к Себе, как к Триединству, в ней нет ни мышления, ни сознания".
· Для моего познания Отец как Всеобщее есть необходимое, но недостижимое начало. Он — горизонт, который всегда отступает по мере моего приближения. Любая моя мысль о Нем тут же низводит Его до уровня особенности, до идола. Поэтому познание Отца невозможно напрямую; оно возможно только через Его саморазличение, через явление Иного в пределах самого же Всеобщего.

2. Особенное (Сын) — Актуальность Логоса и Образ

· Акт творения, познания и откровения начинается с того, что Всеобщее полагает Себя как Свое Иное. Это — момент негации, самоограничения, "кенозиса" в самой сердцевине Божества. Всеобщее становится Особенным. Отец рождает Сына.
· Сын — это Логос, Слово, Образ невидимого Бога. Если Отец — непостижимая глубина, то Сын — явленная Истина. В Нем безличная мощь Всеобщего обретает черты, форму, лицо. Он есть "явление истинно Сущего, как действительная Жизнь" (текст 12).
· В сфере познания этот момент соответствует представлению. Здесь Бог впервые становится для меня предметом. Но это предмет особого рода — не внешний объект, а живой Образ, явленный в истории (Иисус из Назарета), в Писании и, что важнее всего, как "Семя" (тексты 1, 7) или "идеал" (текст 14) в глубине моего собственного сознания. Это "Зерно-Христос' (текст 4), упавшее в почву души и несущее в себе всю программу своего развития.

3. Единичное (Дух) — Конкретность Понятия и Жизнь

· Третьего момента нельзя вывести механически; он есть чудо синтеза, рождающееся из напряженного единства-в-различии первых двух. Отец (Всеобщее) и Сын (Особенное) не просто сосуществуют. Их отношение есть Любовь, и плод этой Любви есть Дух Святой.
· Дух — это Единичное. Не единичность как случайность эмпирического факта, а единичность как высшая, тотальная конкретность. Это момент, в котором снимается кажущаяся противоположность трансцендентного Отца и имманентного Сына. Дух есть реальность преображенного сознания, в котором Бог познает Себя, а человек познает Бога. Это — "ум Христов" (1 Кор. 2:16), становящийся моим умом.
· Как описывается в тексте 13, это состояние, когда "Божественная реальность Слова и моего сознания [совпадают] в понятии Его всеобщих связей". Это не экстаз слияния, где теряется различение, а именно понятие — живое, конкретное, спекулятивное знание, в котором я и Бог едины в Духе, оставаясь собой. Здесь сознание достигает своей цели: оно становится тем "зеркалом", в котором Дух созерцает собственную полноту (текст 13), а душа, по слову текста 7, "становится непорочной Девой-Богоматерью в Духе и Истине понятия".

Архитектоника как Путь

Эта триада — не статичная икона, а динамическая карта пути. Всякое подлинное Богопознание в сознании христианина повторяет этот божественный ритм:

1. Отправной пункт (Всеобщее): Я начинаю с веры в абстрактного, потустороннего Бога-Отца, данного мне как неопределенная уверенность.
2. Путь (Особенное): Эта вера воплощается в конкретном исследовании, в следовании за Христом как живым Образом. Я прохожу внутренний путь со Христом — через Голгофу сомнений, кризисов и "крест исследования" (Глава 7). Здесь Слово-Семя умирает в почве моего рассудка, чтобы прорасти.
3. Цель (Единичное): В акте "второго отрицания", в Воскресении, разрозненные знания и переживания синтезируются в живое, целостное Понятие. Я обретаю "ум Христов" не как заимствованную идею, а как собственную, рожденную в мудах духа реальность. Бог становится для меня не объектом там, а живым Духом здесь и сейчас, в самой ткани моего преображенного сознания.

Таким образом, спекулятивная триада — это не метод, который я применяю к Богу. Это метод, который Сам Бог являет в Себе и, следовательно, в основе моего собственного духа, созданного по Его образу и подобию. Познать Бога — значит позволить этому имманентному закону Духа развернуться в моем сознании, пройдя путь от абстрактной веры в Отца через конкретное со-страдание Сыну к конкретному единству в Духе


Рецензии