Глава 6. Диалектика как онтологический закон
Архитектоника Триады — это статичный скелет Духа. Но Бог не есть кость мертвая; Он — живой Organon, вечное движение Любви и Разума. Поэтому Триада обретает свою подлинную реальность лишь в диалектике — в пульсирующем ритме самоотрицания и возвращения, который является не просто логическим приемом, но самим онтологическим законом бытия Духа. Диалектика — это нервная система Божественной жизни, и, следовательно, единственно адекватный способ ее постижения.
1. Абстрактное как неизбежное начало и его нищета
Всякое познание, даже божественное, начинается с абстракции. Абстрактное — это простое, неразвитое, лишенное внутренних различий начало. В нашем случае — это вера в Бога-Отца как в потустороннее, неопределенное Всеобщее. Это Бог философов и простодушных верующих, Бог как "Высшая Сущность", "Перводвигатель", "Первопричина". Это необходимый, но тощий Бог. Его бытие в моем сознании подобно первому крику новорожденного: оно есть, но лишено содержания.
Как показывает текст 1, это знание-бытие при ближайшем рассмотрении превращается в полное ничто. Абстрактное Всеобщее оказывается пустой формой, ибо оно еще не прошло через горнило отрицания, не опосредовано собой. Оно — как семя, которое есть вся полнота дуба в потенции, но в актуальности — лишь твердая частица, не отличная от камня. Рассудок, цепляющийся за эту абстракцию, пребывает в "тюрьме" видимой устойчивости, не понимая, что жизнь начинается с распада этой целостности.
2. Отрицание как двигатель: Работа Креста
Закон жизни гласит: "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Это и есть сердце диалектики — отрицание.
Абстрактное начало не может оставаться в своей неподвижности. Оно must положить себя как свое Иное, выйти из себя, чтобы обрести себя. В онтологии Бога это рождение Сына от Отца. В гносеологии — это воплощение веры в конкретный образ Христа и в мучительную работу мысли, которая расчленяет первоначальную простоту.
Этот процесс — не плавный переход, а мука родов, распятие. Он описывается в тексте 4 как "погружение во тьму разделяющего анализа", как "крестные муки, отчаяние". Мое сознание, взявшее Бога как предмет, обнаруживает, что этот предмет распадается на множество противоречий: Бог всемогущ — но страдает на Кресте; Он благ — но попускает зло; Он всеобщ — но явлен в единичном человеке. Рассудок в ужасе от этого противоречия и пытается сгладить его, выбрать одну сторону. Но спекулятивная мысль понимает: противоречие — не признак ошибки, а знак жизни. Это напряжение и есть двигатель.
Отрицание — это "крест исследования" (Глава 7), на котором распинается непосредственная вера, умирает рассудочное "я", и абстрактное семя Слова гибнет в почве моей души.
3. Отрицание отрицания: Восхождение к Конкретному
Если бы диалектика заканчивалась на негации, мир был бы адом бесконечного распада. Но ее подлинный смысл — в снятии (Aufhebung) — отрицании отрицания. Это не возврат к исходной абстракции, а восхождение на новую ступень, где тезис и антитезис сохраняются в преображенном виде.
Смерть семени — не конец, а условие для роста. Распад абстрактного единства Бога на противоречия — не тупик, а путь к новому, более богатому синтезу. Этот синтез и есть конкретное.
Конкретное — это не "наглядное" и не "реальное" в смысле эмпирического факта. Конкретное — это единство многообразного, целостность, содержащая в себе все свои моменты как снятые и преображенные. Это не семя и не росток, а могучее дерево, которое в себе несет и память о семени, и боль роста, и полноту цветения.
В познании Бога конкретное — это Понятие Духа. Это состояние сознания, в котором я постигаю Бога не как абстрактного Отца и не как исторического Сына, а как живого Духа, чей путь через самоотречение и Воскресение есть единственно возможный закон бытия и для меня. Как сказано в тексте 15: "Понять - это увидеть единство всеобщего и особенного моментов в их развитии... Увидеть внутреннюю противоположность Сына человеческого с момента Рождения до Воскресения; от Начала до Конца познать смысл преобразующего Пути".
Диалектика как Путь спасения
Таким образом, диалектика раскрывается как универсальный онтологический закон. Это пульс самой Троицы: Отец (абстрактное-в-себе) полагает Себя как Сына (конкретное-иное-себя) и возвращается к Себе в Духе (конкретное-в-себе-и-для-себя). Это — ритм творения: Бог выходит из Себя в акте творения (отрицание) и возвращается к Себе через воплощение и искупление (отрицание отрицания).
И это — единственный путь спасения для человеческого сознания. Мой дух должен пройти эту же диалектическую голгофу: от абстрактной веры — через распятие рассудка на кресте сомнений и противоречий — к воскресению в конкретном понятии живого Духа. "Совершенное христианское сознание единства с Богом в Истине... историческое христианство не имеет в опыте, но только бесконечно стремиться к нему и не достигает" (Текст 13). Причина этого — бегство от диалектики, желание обладать истиной как готовым "драгоценным камнем", а не пройти весь крестный путь ее рождения в себе.
Путь от абстрактного к конкретному — это путь от Бога, данного мне как внешний объект, к Богу, рождающемуся во мне как субъект моего собственного сознания и жизни. Это превращение веры из мнения о Боге в знание Бога, совпадающее с Его знанием о Самом Себе. И этот путь невозможен без согласия нести крест негации, без мужества умереть для старого "я", чтобы воскреснуть в "уме Христовом".
Свидетельство о публикации №225110700039