Бог и господь
1. Введение
В посланиях апостола Павла часто встречается упоминание Бога и Иисуса, мессии (Христа), в одном контексте.
Однако внимательное чтение греческого оригинала показывает: Павел всегда различает их.
Он употребляет разные слова:
Theos — Бог, Источник всего;
kyrios — господин, владыка, человек, наделённый Властью свыше.
Это различие помогает понять, как Павел и первые ученики Мессии воспринимали личность и роль Мессии в Божьем замысле.
2. Значение слова kyrios в языке Нового Завета
В греческом койне слово Kyrios имеет прежде всего человеческое значение. Оно обозначает «господина», «владельца», «хозяина» или вежливое обращение «сэр». В Новом Завете это слово нередко используется именно в этих обычных, бытовых смыслах.
a) Хозяин или владелец
Наиболее буквальное значение.
Матфея 20:8 — хозяин виноградника (kyrios tou ampel;nos).
Матфея 25:24 — господин раба.
Колоссянам 4:1 — земные господа (kyrion) по отношению к рабам.
b) Уважительное обращение — «Сэр»
Используется при обращении к уважаемому или незнакомому человеку.
Иоанна 4:11 — самарянка говорит Иисусу: «Господин (kyrie), тебе и почерпнуть нечем».
Иоанна 20:15 — Мария Магдалина, думая, что перед ней садовник: «Господин (kyrie), если ты вынес его…».
Матфея 27:63 — священники говорят Пилату: «Господин (kyrie), мы вспомнили…».
1 Петра 3:6 — Сара называла Авраама «Господином (kyrios)».
c) Глава семьи или муж
В более архаичном контексте kyrios обозначал главу домохозяйства — того, кто несёт ответственность за семью и имущество.
3. Как Павел употребляет kyrios и Theos
Когда Павел пишет, например:
«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и господина Иисуса, мессию» (Рим. 1:7),
он ясно различает двух личностей:
Бог (Theos) — Отец, источник благодати.
Господь (kyrios) — Иисус, мессия, через которого эта благодать действует.
Ещё более чётко это различие выражено в 1 Коринфянам 8:6:
«Но у нас один Бог — Отец, из Которого всё, и мы для Него;
и один господин — Иисус Христос, через которого всё, и мы через него.»
Эта формула подчеркивает:
Один Бог — источник;
Один Господь — посредник и исполнитель.
4. Почему Иисус называется kyrios («господин»)
Иисус получает титул kyrios не потому, что Он сам — Theos,
а потому что Бог возвысил его и дал ему власть над потомками Адама.
Филиппийцам 2:9–11 говорит об этом прямо:
«Посему и Бог превознёс его
и дал ему имя выше всякого имени,
чтобы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено
небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал,
что Иисус, мессия, — Господин (kyrios),
во славу Бога Отца (Theou Patros).»
Бог главенствует, действует: Он превозносит.
Иисус — получатель власти и почести, цель которой — слава Бога Отца.
5. Связь с Псалмом 109 (110):1
Павел и другие апостолы видели исполнение пророчества Давида:
«Сказал Господь (Kyrios) Господу моему (to kyrio mou):
“Сиди по правую руку Мою…”»
В еврейском оригинале первый Kyrios — это Бог Яхве,
а второй — «мой господин», то есть Мессия.
Таким образом, Бог поставил Своего Помазанника справа от Себя — дал ему власть и честь.
6. Исповедание «Иисус — Господь» в контексте Римской империи
В Римской империи титул kyrios (лат. dominus)
использовался по отношению к императорам.
Поэтому исповедание ранних христиан:
«Иисус, Мессия, — владыка (kyrios I;sous Christos)» имело не только духовное, но и политическое значение, открыто противостоящее римскому многобожию.
Это было исповедание: высшее господство принадлежит не римскому кесарю, а Мессии, которому власть вручена Богом.
То есть речь идёт о настоящей власти от Бога, а не о равенстве с Богом.
7. Заключение
В новозаветных текстах, особенно у Павла, различие между Theos и kyrios проводится последовательно и осознанно.
Бог — это Отец, Источник, Замысел и Цель.
Иисус — господь, поставленный и возвышенный Богом, через которого совершается Божья воля, воплощается Божий план для человечества.
Титул kyrios выражает власть и почтение, а не божественную сущность.
Бог превознёс Иисуса, чтобы через него возвратить людей к Себе.
Всё это совершается “во славу Бога Отца” (Фил. 2:11).
Так Павел провозглашает иерархическую связь между Богом и Его Помазанником (Мессией, Христом).
Через господа (kyrios) Иисуса, мессию, мы обретаем путь восхождения к Богу (Theos),
нашему Небесному Отцу и Источнику Жизни во Вселенной.
Свидетельство о публикации №225110700451
