Бог и господь

Бог и господь: как апостол Павел различает Theos и kyrios

1. Введение

В посланиях апостола Павла часто встречается упоминание Бога и Иисуса, мессии (Христа), в одном контексте.
Однако внимательное чтение греческого оригинала показывает: Павел всегда различает их.

Он употребляет разные слова:

Theos — Бог, Источник всего;

kyrios — господин, владыка, человек, наделённый Властью свыше.

Это различие помогает понять, как Павел и первые ученики Мессии воспринимали личность и роль Мессии в Божьем замысле.

2. Значение слова kyrios в языке Нового Завета

В греческом койне слово Kyrios имеет прежде всего человеческое значение. Оно обозначает «господина», «владельца», «хозяина» или вежливое обращение «сэр». В Новом Завете это слово нередко используется именно в этих обычных, бытовых смыслах.

a) Хозяин или владелец

Наиболее буквальное значение.

Матфея 20:8 — хозяин виноградника (kyrios tou ampel;nos).

Матфея 25:24 — господин раба.

Колоссянам 4:1 — земные господа (kyrion) по отношению к рабам.

b) Уважительное обращение — «Сэр»

Используется при обращении к уважаемому или незнакомому человеку.

Иоанна 4:11 — самарянка говорит Иисусу: «Господин (kyrie), тебе и почерпнуть нечем».

Иоанна 20:15 — Мария Магдалина, думая, что перед ней садовник: «Господин (kyrie), если ты вынес его…».

Матфея 27:63 — священники говорят Пилату: «Господин (kyrie), мы вспомнили…».

1 Петра 3:6 — Сара называла Авраама «Господином (kyrios)».

c) Глава семьи или муж

В более архаичном контексте kyrios обозначал главу домохозяйства — того, кто несёт ответственность за семью и имущество.

3. Как Павел употребляет kyrios и Theos

Когда Павел пишет, например:

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и господина Иисуса, мессию» (Рим. 1:7),

он ясно различает двух личностей:

Бог (Theos) — Отец, источник благодати.

Господь (kyrios) — Иисус, мессия, через которого эта благодать действует.

Ещё более чётко это различие выражено в 1 Коринфянам 8:6:

«Но у нас один Бог — Отец, из Которого всё, и мы для Него;
и один господин — Иисус Христос, через которого всё, и мы через него.»

Эта формула подчеркивает:

Один Бог — источник;

Один Господь — посредник и исполнитель.

4. Почему Иисус называется kyrios («господин»)

Иисус получает титул kyrios не потому, что Он сам — Theos,
а потому что Бог возвысил его и дал ему власть над потомками Адама.

Филиппийцам 2:9–11 говорит об этом прямо:

«Посему и Бог превознёс его
и дал ему имя выше всякого имени,
чтобы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено
небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал,
что Иисус, мессия, — Господин (kyrios),
во славу Бога Отца (Theou Patros).»

Бог главенствует, действует: Он превозносит.
Иисус — получатель власти и почести, цель которой — слава Бога Отца.

5. Связь с Псалмом 109 (110):1

Павел и другие апостолы видели исполнение пророчества Давида:

«Сказал Господь (Kyrios) Господу моему (to kyrio mou):
“Сиди по правую руку Мою…”»

В еврейском оригинале первый Kyrios — это Бог Яхве,
а второй — «мой господин», то есть Мессия.
Таким образом, Бог поставил Своего Помазанника справа от Себя — дал ему власть и честь.

6. Исповедание «Иисус — Господь» в контексте Римской империи

В Римской империи титул kyrios (лат. dominus)
использовался по отношению к императорам.
Поэтому исповедание ранних христиан:

«Иисус, Мессия, — владыка (kyrios I;sous Christos)» имело не только духовное, но и политическое значение, открыто противостоящее римскому многобожию.

Это было исповедание: высшее господство принадлежит не римскому кесарю, а Мессии, которому власть вручена Богом.
То есть речь идёт о настоящей власти от Бога, а не о равенстве с Богом.

7. Заключение

В новозаветных текстах, особенно у Павла, различие между Theos и kyrios проводится последовательно и осознанно.
Бог — это Отец, Источник, Замысел и Цель.
Иисус — господь, поставленный и возвышенный Богом, через которого совершается Божья воля, воплощается Божий план для человечества.

Титул kyrios выражает власть и почтение, а не божественную сущность.
Бог превознёс Иисуса, чтобы через него возвратить людей к Себе.
Всё это совершается “во славу Бога Отца” (Фил. 2:11).

Так Павел провозглашает иерархическую связь между Богом и Его Помазанником (Мессией, Христом).
Через господа (kyrios) Иисуса, мессию, мы обретаем путь восхождения к Богу (Theos),
нашему Небесному Отцу и Источнику Жизни во Вселенной.


Рецензии