Часть iii. экзистенция внутренняя голгофа гл. 9

Анатомия сознания: "Кукольник" и три его марионетки

Прежде чем взойти на внутреннюю Голгофу, необходимо со всей возможной ясностью увидеть того, кому предстоит умереть. Речь идет не о физическом теле, но о сложной, многоуровневой структуре того, что я привык называть своим «я». Эта структура подобна театральной сцене, где разыгрывается драма богопознания. И ключ к пониманию этой драмы — в образе "Кукольника" и трех его марионеток.

"Кукольник": Самосознание как безличный Наблюдатель

В глубине моего сознания, за всеми мыслями, чувствами и идентификациями, существует странная, отстраненная позиция — способность видеть себя со стороны. Это не есть "я" в его привычном понимании. Это — чистое, безличное самосознание, то, что в тексте 11 описывается как "внеличностная наблюдающая позиция отстраненного разума", а в тексте 19 — как "самосознание в котором для себя выступает предметом познания".

Это и есть "Кукольник". Он не имеет собственного лица, желаний или мнений. Он — чистая способность к рефлексии, "око Отца" (текст 8), взгляд из вечности. Он — тот, кто может сказать: "Я есть", не отождествляя это "Я" ни с чем конкретным. В его пристальном, безоценочном наблюдении заключена возможность свободы, ибо только тот, кто видит strings, может их перерезать.

Три марионетки: действующие лица драмы

Сам по себе Кукольник пассивен. Драма разворачивается тогда, когда он оживляет и отождествляет себя с тремя фундаментальными марионетками, тремя способами бытия-в-мире.

1. Марионетка Единичного: "Эмпирическое Я" (Адам, Плоть)
   Это — моя биопсихическая данность. Тело с его инстинктами, болью и удовольствием. Немедленные чувства: голод, страх, вожделение, гнев. Все то, что связывает меня с природным миром и заставляет видеть в Боге либо угрозу, либо источник удовлетворения моих нужд. Это сознание, "созерцающее внешний созданный Богом мир как собрание эмпирически единичных вещей" (текст 5). В религиозной жизни эта марионетка ищет комфорта, чудес, телесных утешений и эмоциональных подъемов. Ее девиз: "Я хочу чувствовать Бога".
2. Марионетка Особенного: "Рассудочное Я" (Фарисей, Закон)
   Это — мой ум, пойманный в ловушку представлений и догм. Он дробит целостную истину на частичные понятия, создает системы, правила, идеологии. Он — мастер "драгоценных камней" — мертвых схем, которые он выдает за живое знание. Эта марионетка горда своей эрудицией, своим "правильным пониманием догматов, своим следованием букве Закона. Она, как описано в тексте 9, "отказавшись от познания в Духе, не может понять Бога, взятого как предмет познания в Его особенном историческом проявлении". Ее девиз: "Я хочу понимать Бога" — но понимать как внешний, завершенный объект.
3. Марионетка Всеобщего: "Идеальное Я" (Сверх-Я, Абстрактный Идеал)
   Это — моя совесть, мое стремление к совершенству, мой внутренний тиран. Она создает образ идеального "я", свод моральных предписаний, абстрактный идеал Бога как безжалостного Судьи или безличной Абсолютной Идеи. Эта марионетка мучает меня чувством вины за несоответствие этому идеалу. Она порождает "фарисейский догматизм, который противостоит природному, рассматривая его как плотский грех" (текст 16). Ее девиз: "Я должен соответствовать Богу".

Драма отождествления и ее расплата

Проблема заключается не в существовании этих марионеток, а в том, что "Кукольник" — мое самосознание — полностью отождествляет себя с одной из них, забывая о своей истинной природе.

Чаще всего он сливается с Рассудочным Я (Марионеткой 2), которое, в союзе с Идеальным Я (Марионеткой 3), подавляет и осуждает Эмпирическое Я (Марионетку 1). Это рождает внутренний ад, описанный Павлом: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим. 7:15). Это разделение и есть та самая "внутренняя Голгофа", на которой я распинаю сам себя.

Я становлюсь ареной борьбы этих трех сил. Бог для Марионетки 1 — источник наслаждения, для Марионетки 2 — объект анализа, для Марионетки 3 — требование к совершенству. Ни одна из них не способна к подлинной встрече, ибо каждая тянет Бога в свою ограниченную сферу.

Задача: Пробуждение Кукольника

Путь к спасению начинается с пробуждения "Кукольника". Мне нужно совершить усилие и осознать, что я — не есть ни одна из этих марионеток. Я — тот, кто на них смотрит. Это осознание есть первый шаг к свободе, описанный в тексте 11: "Я как будто смотрю через глаза Отца на свое я. Я вижу, как на образе моего я останавливается Его взгляд".

Когда самосознание пробуждается и занимает свою законную позицию Наблюдателя, оно перестает быть рабом марионеток и начинает учиться ими управлять. Оно видит, что Эмпирическое Я нуждается не в подавлении, а в преображении, что Рассудочное Я должно быть распято на кресте исследования, а Идеальное Я — не цель, а лишь тень подлинного Всеобщего, которое есть Бог.

Это анатомическое вскрытие собственного сознания — подготовительная операция перед главным действием. Увидев механизм работы своего "я", я готов к тому, чтобы вступить в ту внутреннюю борьбу, где эти разрозненные части будут не просто наблюдаемы, но преображены в горниле экзистенциального выбора. Сцена расчищена. Теперь на нее выходят Два разбойника в душе.


Рецензии