Глава 10. Два разбойника в душе

Борьба воль и рождение Посредника

Расчленив сознание на составляющие, мы обнажили статичную анатомию внутреннего мира. Но дух — не труп на столе патологоанатома; он — живая, динамическая битва. Анатомия должна стать физиологией, а структура — драмой. Эта драма разворачивается как евангельская сцена на Голгофе, где по правую и левую сторону от моего центрального «Я» распяты Два Разбойника — две фундаментальные воли, оспаривающие друг у друга право определять мою судьбу.

1. Два Разбойника: раскол воли

Образ двух разбойников — это не аллегория, а точнейшее феноменологическое описание состояния души, вступившей на путь, но еще не достигшей цели.

· Разбойник не кающийся (слева): Воля природного «Я».
  Это голос Марионетки Единичного и Рассудочного, слившихся в эгоцентричном симбиозе. Его девиз: «Спаси Себя и нас!» (Лк. 23:39). Это воля, которая хочет использовать Бога для собственного сохранения и утверждения. Она ищет чудес, доказательств, комфорта, могущества. В ней говорит страх смерти, инстинкт самосохранения, возведенный в абсолют. Этот разбойник насмехается над Христом, ибо не видит в Нем внешней силы, способной удовлетворить его запросы. Внутренне это голос сомнения, ропота, требования к Богу оправдать Себя в моих категориях. Это «плотский верующий, фарисей-потребитель не имеющий нужду в покаянии, единственное желание которого получить от Бога исполнение своих желаний» (Текст 14).
· Разбойник кающийся (справа): Воля к Истине.
  Это голос пробуждающегося самосознания, которое начало видеть свою нищету. Его девиз: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). Это воля, которая признает свою вину («мы осуждены справедливо») и обращается к Богу не как к источнику благ, а как к последней надежде, к единственной Истине, даже в момент полного внешнего поражения. Эта воля рождается из «креста исследования», из осознания тупика всех самочинных путей. Она еще слаба, полна страха, но в ней есть ключевой поворот — от требования к себе — к доверию к Другому.

2. Голгофа сознания: борьба как суд

Эти две воли распяты в нас одновременно. Их борьба — это и есть внутренняя Голгофа. Это не метафора, а экзистенциальная реальность. Каждый момент выбора между сиюминутным и вечным, между мнением и верой, между самоутверждением и смирением — это момент этой борьбы.

«Кукольник» — наше самосознание — оказывается тем самым «народом», который стоит и смотрит (Лк. 23:35). Оно наблюдает за этой битвой, и от его решения, с кем оно отождествится, зависит исход. Эта борьба есть Суд, который происходит не в конце времен, а здесь и сейчас, в сердцевине моего существа. Как сказано в тексте 4, «верующий стремящийся к Истине... умирает с надеждой Воскресения с Богом», в то время как плотский верующий умирает, так и не осознав своей нужды.

3. Рождение Посредника: «днесь со Мною будешь в Раю»

Однако кульминация этой драмы — не в победе одной из сторон, а в явлении Третьего. Когда борьба достигает пика напряженности, когда кающийся разбойник, отбросив все последние надежды, вверяет себя тому, кто выглядит как побежденный страдалец, — происходит чудо.

В разорванном пространстве сознания между моим отчаявшимся человеческим духом (кающийся разбойник) и безжалостно-всеобщим идеалом (Бог-Судья) возникает Посредник. Это не внешний примиритель, а новая, рождающаяся в муках реальность. Это — Христос, явленный не как историческая личность, а как живой принцип соединения.

· Посредник — это Семя от Бога (Текст 14), живой Сын, который «обозначен, как всеобщий идеал во Христе».
· Это мост между моей человеческой волей, согласившейся умереть, и Волей Божественной.
· Это рождающийся «ум Христов», который начинает прорастать в почве моего распятого рассудка.

Ответ Христа разбойнику — «истинно говорю тебе, днесь со Мною будешь в Раю» — это не отсроченное обещание, а констатация свершившегося факта. «Днесь» — сейчас. «В Раю» — в состоянии единства. В момент предельного самоотречения и доверия, между человеческим «я» и Божественным «Ты» исчезает пропасть. Посредник рождается, и в Нем я обретаю себя в Боге, а Бога — в себе.

Это рождение Посредника знаменует конец борьбы двух разбойников. Воля природного «я» (не кающийся разбойник) умирает, не воскресая. Воля к Истине (кающийся разбойник), умирая, воскресает уже не как автономная воля, а как единая воля с Посредником. Иисус умирает рождая Христа. Так в душе происходит онтологический переворот: центром моего существа становится уже не мое эго, борющееся с Богом, но Христос, примиряющий в Себе человека и Бога. Драма борьбы завершается, уступая место тайне единства, которое должно быть экзистенциально прожито в акте полной смерти — Смерти «я».


Рецензии