Дебрянск, значение и происхождение слова

    На чём стояли, стоим и сидеть будем!
    http://proza.ru/2025/10/26/1621

    Если у кого-то скрин-картинка не отобразилась на экране, будет непонятен смысл статьи. Выражение из повести Слово о полку: "беша дебрь к исаню" = "был диким к Иисусу" - дословный перевод с белорусского на русский язык.
    
    Как мне ответили, цитирую: Интерфейс литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру был обновлён. Иллюстрации к произведениям по-прежнему доступны к просмотру авторизованным читателям. На экранах пользователей, не зарегистрированных на сайтах, иллюстрации не отображаются, но они могут, как и прежде, читать опубликованные произведения.

    С каждым днём всё чудесатее и чудесатее. Сайт - русский - потому не пропускает кириллицу, греческий и прочую вязь, но успешно продвигает латиницу:) Интерфейс - иностранное лицо (дословно).

    Итак. О Брянске было много (не в силах превозмочь), теперь вот - о Дебрянске, какая в слове мощь! Исключительно об имени - Дебрянск, оно мне напоминает ту сцену повести, так бывает. Было, есть и будет:

    «А Святъславь мутенъ сонъ виде: ... всю нощь съ вечера босуви врани възграяху у Плесньска на болони беша дебрь Кисаню и не сошлю къ синему морю.» - О чём здесь? Сразу всё то, что говорил Святослав сосну, и даже эту строку всю разом не осилить, я её пытался предать логике российского языка переводами, и, вроде как подошёл близко к смыслу, но не стал «добивать» сознание Читателя простой. Сейчас разберём буквально три слова «беша дебрь Кисаню», а затем без усилий справимся с остальным, учитывая, что «болони» - не болото, а величина. Это знаете ли, как мочу представить мочой, ударившей в голову... В реальности это невозможно, но люди говорят.

     «Мутен сон» видел князь Святослав и рассказывал своим боярам киевским, что может быть, не дай Бог, сон в руку, это же конец... Это говорит о том, что язык передаёт содержание словами ко времени, в нашем случае мы можем обозвать человека или событие - мутным в двух представлениях: мутный - отрицательное значение (обманщик, скрытный), или - туманно (не ясно). В мутной воде рыбку легче ловить, вот ещё вспомнил. В детстве мутили - ногами дно взбаламутишь, рыба всплывает подышать, и ты её руками собираешь. Пошли мутить? Погнали! Всё было понятно, что речь - о воде и рыбе, никто в бесогоны не играл, надо только сделать запруду в узком месте, чтобы не ушла. Когда переводил «Вещий Сон» князя Святослава, так себе и представлял это.  Детство прожил на Кие в Сибири, затем в Стародубе и на Туросне в Клинцах, учился в Брянске, купаясь в Десне и Снежети, гостил на Коста Бланке и Эбре, часто проезжаю через Волхов, живу на Мсте и Неве. Муть из сознания постепенно уходит. Эбро - дебри, бра - свет.

    Я себе такую вывел формулу. Прошло лет пять, как написал статью о Брянске, думаю, может, что прояснилось в части этимологии в России, и спрашиваю по части переименования сеть, а когда получил ответ, понял, что изменения произошли колоссальные. Вот вчера писал о происхождении слова салтан, так вспомнил сало и сусало, соль и солнце, и прочие сальные слова вспомнил, а колоссальное - нет. Жаль. «Колоссально» означает очень или чрезвычайно что-либо. Осталось узнать, что такое либо-что? Также может использоваться как восклицание, выражающее восторг и удивление по поводу чего-то грандиозного или выдающегося. Этимология происходит от прил. колоссальный и сущ. колосс и далее от лат. colossus - «колосс, огромная статуя», далее из др.-греч.;;;;;;;;  - «колосс, т.е. статуя размерами больше натуральной величины», далее из неустановленной формы. Вы представляете, что творится? Обман народа принял колоссальные размеры. Но знает кошка, чьё сало съела, знает... Они своим греческим «колосс-ом», да стараниями местечковой элиты на услужении разорвали основной корень «сал». Теперь на ВДНХ стоит солёный огурец в позолоте (сусальной) цветиком или членом, не разобрать.  Вспоминая молодость, дать по сусалам, что по морде лица. Греческий  ;;;;;;;; - гигант, Калос, но звучит: «колёсос», типа колеса, а убрать с окончания «множитель», то и вовсе получим: колёсо. Начало тоже ничего не значит кроме принадлежности, убираем ко-, очищая Хлеб от плевел, получаем - падонкі - в хорошем смысле слова, дОнца. Так Пушкин рифмовал чухонца - донцем, можно оконцем и солнцем, Сервантес углядел Донки(хотю). На русском падонкі, это - отбросы - корня рос/рус, но божественным началом. Вы откуда, товарищи (бренки), если спросят, отвечайте, брошенки мы, подкидыши, гой еси, товарищ-барин: от бросы. Возможно, росы белые, но мутно всё. Напоминает евро-уробороса, ковыряющегося в заднице, так мне сообщил ИИ, цитирую ниже. Что смутило с первой строки, Он равняет: Брянск - Дебрянск, тем самым подчёркивая, что слова одного значения. Но приводит в пояснение - дебри? Сам ты дьбрь... «хороший», дремучий от слова мочь? Мысли вертятся непроизвольно.

     «Город не переименовывали в Брянск, поскольку его изначальное название звучало как «Дебрянск», а в 1147 году он был впервые упомянут в Ипатьевской летописи под своим историческим именем». Ипатьевская - Киевская, замечу. Ниже насыпал такое: Название «Дебрянск», вероятно, происходит от слова «дебри», что означает дремучие, непроходимые леса. Изначальное название: «Дебрянск». Этимология: Название, скорее всего, произошло от слова «дебри» — густые, дремучие леса. Современное название: Город всегда сохранял это название или его варианты (Дебрянск). Справка: Дебрянск» — это старое название города Брянска, которое произошло от слова «дебри» (дремучие, густо заросшие лесом овраги). Это название использовалось изначально, но с конца XV века оно было заменено на Брянск, окончательно утвердившись к XVIII веку. Город стал называться Брянском, что, как полагают, произошло от древнерусского слова «дьбрь» (горный склон, ущелье, низина, поросшие густым лесом).

    К сведению: дьбрь (чех.) - хороший (белор. дзьбр), значит, добрый и красивый (толстые злыми не бывают), только как соотнести с зарослями леса? У белоруса это слово - дзьбр - хорошо, напоминает зубра и бор. Бор - сосняк, а зубр - бык (зуб, бор), и сосны в небо кронами, а дубы кучерявые. В моём воображении так. Чем деревня Дурни и славилась, бугор усеян мощными дубами, о которых писал поэт Бороздна, современник Пушкина. А город - Стародуб - отчина деда, рода казаков Завацких. Чем Брянск и славится, и на самом деле, сосна и дуб на песчаной почве - благодать для грибов, тут Главный гриб называют тремя именами: белый, боровик, добрый - бог любит троицу, а на стыке областей Черниговской, Гомельской и Брянской - стела «Три Сестры». Пушкин про них писал, пряли вечерком.

     Что может сообщить монах, то и несут про землю: вятичи с радимичами - отбросы общества и образ жизни их такой, дерьмовый - грязные, девок могут умыкнуть, другое дело поляне и северяне, не племена - золото. Культурная молодёжь, всё по любви и согласию, послушные, стариков уважают. Что из этого следует запомнить особенно, глядите сюдой: по такому мнению, если не переименовывали  Дебрянск в Брянск, то имя должно бы сохранить первоначальное значение, таким образом: Дебрянск = Брянск. Вопрос, могу ли я ставить знак равенства? На примере: Sergius = Серьгий, Сергей, Акакий, Серхио, Серж, Седрак  и т.п. Имя-то одно, но есть ещё и Сруль. Ну, вы даёте! Сруль еврейский, а Сергий - Радонежский, а Sergius - Будь великим! Если б не а-какий, если бы не с-руль (строка от бога пошла). Их корень  раскрывается дальше:  ;;-;-;; (гр.) = добра, все в порядке, усе яны (белор.), все они. Каков язык, а? Всё и выложил за того грека, карманника: усе яны - усеяны?

     Греческие дебри - ;;;;;;;;,  лат. «colos-sus» = свіны хвост. Возможно, в честь речки Свинь (приток Десны), но видится -инь - инок, свинтить с языка не удалось, имя от аббревиатуры Иисуса Христа. Плыла с Киева икона Божией матери (я своими словами), плыла против течения Десны и свернула в притоку Свинь, да и забралась на дуб. Князь Брянский на тот год стал плохо видеть, но случилось чудо - вырубил дубраву, солнце пало на поляну - прозрел, глядь, икона. И заложили на этом месте Свенский монастырь. Заодно и реку переименовали, уж больно имя (Свинь) неблагозвучное. У всех людей как у людей - путь варяг пролегал в греки, а тут проходила Свинская дорога. Её переименовать не удалось, просто стали меньше вспоминать, она и забылась.

    Лопнул и мыльный пузырь. Греческий колос - ;;;;; (колесо) - spuma (лат.) = ;;;;; (гр.) = мыло... Ну ты и фрукт! применил обратный перевод. Ну конечно, люди же должны верить, если я сказал - ветер понёс - дошло? Да. А тут наоборот, чтобы разъединить людей. Вот мама и моет раму без мыла сто лет. По этой же схеме (;;;;; - фрукт) была названа Африка. Ведь корень - ;;; -  «транслировать» (множить и сеять), также перевод - паток/поток (белор.) с приставкой ф - религия. С заменой оуки, стали вместо у писать о, а кому-то буква а больше нравилась - применяли. Мост трёх названий в Питере: Кокушкин, Кукушкин и Какушкин, чем не троица? Отгадайте фамилию купца в честь которого, на котором стоял Пушкин в обнимку с Онегиным (авто шарж), см. «Пушкин от пушки, пушка от ушка...»

     Вот перешед чрез мост Какушкин,
     Опершись ж***й о гранит,
     Сам Александр Сергеич Пушкин
     С мосье Онегиным стоит.

     Что нецензурного в слове жопа, я не понимаю, как и срака («с+рак» - союз с раком - рекой, чтобы знали). Фу, как некультурны Седрак со Срулем! Но мне видится то мягкое место и ягодицы с пережитками на изнанку. Культурные ягодицы несут куда больше информации, в них дословно: я - год (женского рода). Задница - неплохое слово взамен, но почему-то не нравилось Есенину.

     Мне бы женщину — белую, белую...
     Ну, а впрочем, какая разница?
     Я прижал бы её с силой к дереву.
     Да и в задницу, в задницу, в задницу...
               
     Может, с пунктуаций что напутал, но смысл послания ясен. Я не знаю насколько по цвету кожи можно отличить сзади (еврейку, белоруску, украинку, немку или полячку), но на Руси (и в России) монголы не оставили «жёлтого» следа. Провожая журавлей клином, дети кричали вдогонку, летите - колесом возвращайтесь! Шикарно. И все они - «усе яны» - усеяны. Как такой язык можно не уважать? Понимать не обязан, но гордись.

    Брянск раньше звали Дебрянском, и я там учился, город раскинулся по Десне, изрезан оврагами  - дебри прямо в центре. Поэтому так и зовут, типа зелёный, подмешивая словечками - глухомань, пустое место, медвежий угол, урочище ведьм, непролазные дебри и овраги. Что-то в этом есть, если оценивать рельеф местности и природу, то край расположен на песке и растут там сосны с дубами. Дубрава и дебрянь звучит одинаково, Брянск в России - Бранск по-белорусски. Дубр-, дебр-, добр- (законченный вариант). Как показалось. Но как соединить лес с углом и слово пусто? Мысль, что меня имеют, не покидала меня, читая краткую историю. Зачем было отнимать у названия: де-, обнажая бри или бра? Вот вопрос. Пожалуйте бриться. Отнимите у Дебальцево д.

    Русский Хронограф (Николая и Марины Коняевых) цитирует летописи:

12 апреля. Пасха (985). Основан Брянск как укрепленное поселение на высоком берегу Десны (первоначально Дебрянск). Поход князя Владимира с дядей его Добрыней на Волжскую Булгарию и хазар. Попытка его завоевать столицу – город Великий Булгар (близ нынешней Казани). Предание утверждает, что воевода Добрыня, указывая на пленников, сказал великому князю Владимиру:

– Такие дани не дадут…
– Почему? – спросил князь.
– Они все в сапогах, пойдем искать лапотников…

Заключение мира с булгарами. «Толи не будеть межю нами мира, оли камень начнеть плавати, а хмель начнеть тонути».

4 апреля. Пасха (986). По преданию, в этот год начались прения о вере, которую должна принять Русская земля. Первыми, как свидетельствует «Повесть временных лет», появились в Киеве хазары, исповедовавшие магометанство. Рассказы о пророке Магомете, о рае, наполненном по представлению мусульман прекрасными гуриями, показались великому князю Владимиру довольно занятными, но его огорчил введенный в мусульманстве запрет на употребление вина.

«Руси есть веселие питие… – сказал князь, прощаясь с послами. – Не можем без того быть». Неуспех первого посольства не смутил хазар. Второе посольство из Булгарии поведало Владимиру об иудейской вере.

– Мы веруем во единого Бога – Бога отцов наших Авраама, Исаака и Иакова… – рассказывали они.
– А где земля ваша?
– В Иерусалиме…
– Но вы ведь пришли из Волжской Булгарии!
– Да… – ответили послы. – Бог за грехи отцов наших лишил нас отечества и рассеял по всей земле…
– Как же вы пришли обращать нас в свою веру, будучи отвержены от Бога?! – рассердился князь Владимир. – Если бы Бог любил вас и ваш закон, он не расточил бы вас по чужим землям! Ужели такой участи вы желаете и нам?

Не удалось хазарам обратить великого князя Владимира ни в мусульманскую, ни в иудейскую веру. Гораздо больше понравились Владимиру доводы греческого миссионера, вкратце изложившего основные события Ветхого и Нового Заветов.

Год Крещения Руси (988). 8 апреля. Пасха. Встревоженные восстанием главнокомандующего малоазиатскими византийскими армиями полководца Барда Склира и вельможи Барда Фоки византийские императоры Василий II и Константин VIII обратились к Руси за военной помощью. Взамен они обещали отдать в жены великому князю Владимиру византийскую принцессу Анну, если, конечно, Владимир примет Святое Крещение. Русская флотилия направлена в Константинополь...

     Вот в это время, буквально за пару лет до Крещения - в 985 году был основан Брянск. И какие события происходили, вкратце. Читаю историков. «Брянск — один из старейших русских городов — был основан в 985-м году как славянское укреплённое поселение на высоком правом берегу реки Десны. Первоначальное название города — «Дебрянск» — связывают с окружающими город «дебрями» — дремучими и труднопроходимыми лесами. Впервые Брянск упоминается в Ипатьевской летописи в 1147-м году: в нём укрылся Новгород-Северский князь Святослав Ольгович. В это время город входил в состав Черниговского княжества. С 1252-го года город приобрёл статус стольного города удельного Брянского княжества, основанного в 1246-м году князем Романом Черниговским, перенесшим свою столицу сюда из Чернигова, разорённого ханом Батыем. При нём Брянск стал политическим, экономическим и духовным центром округи. В 1356-м году Брянское княжество было захвачено великим княжеством Литовским, под властью которого Брянск находился почти полтора века. Лишь в 1500-м году русские войска овладели городом. В 1503-м году, после окончания войны Ивана III с Литвой, северная часть Брянского княжества окончательно вошла в состав Московского государства. С этого времени Брянск становится важным городом-крепостью на юго-западных рубежах государства. Тогда же, в XVI веке, на месте бывшего Брянского княжества складывается Брянский уезд, управлявшийся воеводами.» Точка.

     Что могу сказать однозначно, это писал не россиянин-патриот, а хитрожопый украинец. Нет ни логики, ни объективности, зато в свою пользу - тем страдают особенно балты - несуществующее племя, но Россию уже всю поделили и этимологию вывели - от болот и сырости.  Новгород-Северский князь Святослав Ольгович проходит у них как Чурило Пленкович (сын Олега Гориславича), зазывала на Киевский пир, щёголь. Он же отец героя Слова о полку - Игоря Святославича. У кого плохо с географией, откройте атлас - это прямая дорога на Москву, там 400 км от Чернигова  до Брянска (и Карачева), если от границы - 150 км. Стародуб окажется западнее от дороги, Курск - восточнее. То есть земли Ольговичей разрезаются, отсекая родовые  Новгород-Северский с Трубчевском от Курска. Если город Дебрянск в 1147-м году входил в состав Черниговского княжества, от кого в нём было укрываться могущественному князю? В это время он княжил в Новгород-Северском. Святослав Ольгович - князь новгородский, курский (1138—1139, 1149), стародубский и белгородский (1141—1146), новгород-северский (1146—1157), туровский (1149—1151), черниговский (1157—1164), сын черниговского князя Олега Святославича (Гориславича).  Это могло случиться из-за вражды Мономаховичей  с Ольговичами.  В 1147 году Святослав Ольгович заключил союз с князем Юрием Долгоруким, помог ему стать киевским князем, а также встретился с Юрием в Москве, что является первым упоминанием этого города в летописях. Это был период активного участия Святослава в междоусобной борьбе за киевский стол. Второе, если хан Батый разорил Чернигов, вопрос, где он сидел, его ставка находилась в Киеве или западнее в Галиче, раз столица переехала на северо-восток. Третье, город Брянск основан в 1246-м году князем Романом Черниговским, и стал удельным, расцвёл и стал духовным центром округи. А куда подевалась прежняя столица края - Вщиж? «Вщижжж», — издала стрела характерный звук, рассекая воздух и скрылась. Так и с городом. Святослав Ольгович воцарился в земле вятичей и Брянск вошёл в состав Вщижского княжества, местная власть (племянник Изяслава Давыдовича занял Брянск (1156) и десять лет правил пока жив был, после 1166 года Брянск вернулся в Новгород-Северские владения. Впервые город упоминался в 1142 году, раньше Москвы. Вщижский князь Святослав Владимирович был женат на дочери самого могущественного князя древней Руси Андрея Боголюбского.

    А за 25 лет до Куликовской битвы (1356) Брянское княжество захватила Литва? Неверно, княжество ВКЛ, а представители в лицах - родственники  Брянский Дмитрий и Полоцкий Андрей (внуки Ольгерда) выставили на Куликовскую битву свои полки. Сложно не заметить бренков в гуще битвы со стягом Донского в его одежде, в Засадном полке, предрешившим исход. Сергий Радонежский и белая лошадь, Ослябя в чёрной схиме, Пересвет и поединок богатырей, переодевание рубах - целый спектакль можно ставить, но нет желающих режиссёров. Или никто не понимает, что происходило и где это поле искать?

      От жизни той, что бушевала здесь,
      От крови той, что здесь рекой лилась,
      Что уцелело, что дошло до нас?
      Два-три кургана, видимых поднесь...
      Да два-три дуба выросли на них,
      Раскинувшись и широко, и смело.
      Красуются, шумят, — и нет им дела,
      Чей прах, чью память роют корни их.

Эти строки, написанные 17 августа 1871 года, Федор Иванович Тютчев посвятил селу Вщиж. Родовое имение Тютчевых с церковью Прасковье расположено недалеко от Брянска на притоке Десны Овстуженка. Не столь далеко от них на Гобейке - имение Рогнеды Полоцкой - Рогнедино и рядом имение сына (от Крестителя) - Изяславск.

    Раз 16 город менял своё название, я по этому поводу писал длинную (антинаучную) статью, уличая нестыковки летописей и выкладки местных филологов по части этимологии. Потом понял, что надо сделать это просто и кратко, с помощью языка чисто на пальцах.  Пальцы на мышке и клавиатуре - копирую и переношу. Если кто желает, может самостоятельно это сделать. Сколько языков столько и мнений, и это хорошо, это же - здорово! Одни соседи так обозвали, другие этак. А ты крутись и думай. Часто попадал в разночтения и разноголосицу. Уму непостижимо, но чем дальше в лес - тем дров меньше. Потом понял что язык наш - всё делает наоборот в заботе о гражданах и в целях перевоспитания россиян. До всего надо доходить самому, тогда и переводится: бяша - не баран или агнец (которого есть), а «бо я есть», от него/её - был/быль. Лес и деревья означают древо - старость, древность. Дебрь - пУстыня, а Старый Брынь (не в бровь, а в глаз), породил братьев: сябры и сербы. Вопрос лишь в том, где он жил-был, это может быть темой очередного  народного эпоса.  Предлагаю несколько переводов к сюжету для размышления, по какому древу Боян бо мышь гонял.

    Для убедительности берём строку чисто русского языка от 1185 года, уроженца здешних мест, цитирую: «... всю нощь съ вечера босуви врани възграяху у Плесньска на болони беша дебрь Кисаню и не сошлю къ синему морю». Что-то непонятно? Значит, уважаемый Читатель, вы не русский и учителя ваши неруси. Лихачёв (питерский) бился-бился, не сразил слово. Рыбаков (киевский) бился-бился, не сразил (кису). И ещё я отсылал текст в 10 институтов, единственный грамотный ответ на руках - нет таких специалистов  - из института Истории им. Грекова, СПБ. Приступим, помолясь. Почему Бендер называл партнёра Киса? Ещё и покрасил его в радикально чёрный, хоть и зелёный, а портрет Сеятеля рисовал по солнцу на корабле? очень схожи звуки, может: киса-ню? В смысле новый, так он старый... Меня эта мысль не отпускала много лет. Кстати, Мусин-Пушкин придерживался именно этого разоблачения - ню, в смысле новый или голый, не уточнил.

     Если с сербского и болгарского,  «беша дебрь»:  гэта быў лес (это был лес), лес дрэў. Чтобы стало ясно «как белый день»: дебрь = снежань (белор.), вспомнил Снежеть река - приток Десны в черте города, а термин «д ебрь» = дзень (белор.). Вот и вышел «Белый День» - с Белыми Берегами (Фокинского р-на Брянска). Этимология незамысловатая, практически испанская Коста Бланка - «название дали поселку Белые Берега, так как он расположен на реке у которой берега с белым песком». Вопросы есть? Да нет там белого песка.

     Мутная у нас история, что бабка надвое сказала, с одной стороны «Шумел сурово брянский лес...» и белый песок, с другой - мамонты из него выходят на свет, чтобы умереть. Они живут под землёй, а когда наступает белый день - кости и сыплются в берегах, вода подмывает и привет... Слово без д - «ебрь» (белор.)  =  лошадь; на монгольском - иврит, Іўрыт = Еврей. На украинском: ебрь = кінь, возможно, оно и породило слово кинуть, подкидыш, подкидного (дурака). О чём намекал Гоголь в «Утерянной грамоте», играя в карты - в Урочище.  Классный руководитель был А.А Урицкий, великолепный человек, добрый и внимательный, а перевели на повышение из Клинцов в Брянск, земля пухом - попал под автомобиль. Чистая случайность, нелепица. Не кощунствуя ни грамма, светлая память осталась об Аркадии Ароновиче. Но мысли скачут от Радонежского с лошадью до Бендера, писавшего опровержение в газету, что это она отделалась лёгким испугом...

     Урина - моча, ассоциация с пережитками и анализами. Иначе - останками, дебрь - осколки, останки, они же - рэштки (белор.), ср. село - Решётки под Стародубом, в котором промыслом ковать или плести люди не занимались. Слово дебрь кроме всяко разного означает: обломки.  Далее могут быть, если под лупу и внимательно анализировать урину: моча, могила, камни и даже утро. Из-под обломков «само-властья»,  вдруг чьи-то слышу имена?  Гоги и магоги, мочь, мечь, мечи, мОча... Стукнула в голову. Моча в голову ударила: кому-то. Грубо - о том, кто потерял способность здраво рассуждать. Человек больной, и не как все - про меня. Я сильно сомневаюсь, что русский фразеологизм использовала при диагностике медицинская латынь. Моча - да, если в написании, но в звуке, Ты смог бы помочь? Пристегни помочи - не помочись (против ветра), но всё же, указывает на мощь и магогов с гогами, если на летописной фенечке. Если просто на улице, то - моща (привыкли). Или двузуб (ч) или трезуб (щ), заметили? Времена меняются, но таких букв ни у кого уже нет: моча - мача (белор.), а это уже: коло-ссально мощно. В слове мощь, ударение на О, если ударить по бестолковке горшком с мочой (рассказчик прав - есть такой анекдот), то дальше есть два варианта. Рассуждаем логически, как она может иначе ударить? Если так, то "пополам или вдребезги" (правильный ответ). Но, где она взяла эту мОчу? Вот главный вопрос на ответ. Смотрим сюдой или отсюда - macho/мушки - тот, у кого что крепче. Получилось: mujer (исп.) - мухер - жена (ударила), женщины в общем и частности, её могли звать Мария. Моча - мача (белор.) - урин (серб.), то есть: «в реке» (у рин) дословно. Вот что такое наша мОча - пока умный раздевался, дурень реку перешёл. После Дня Ильи пророка - не купайся - упреждала бабушка, Илья в реку писал.

     С чистой совестью продолжаем, а что, также и дебрь можно обнажить? и Кисаню? Горшок вдребезги, а голове хоть бы что. Слово многозначный термин, если покрутить в языках: дебрь (белор.) - дивљина (серб.), дива природа (болг.) или дикая, дзікая прырода, иносказательно пустыня, неважно, что там растёт, но с ударением на первый слог пУстыня. Вот вам - Див (повести), чья природа. Так  поясняет: «пры рода» =   «по своей природе», должно быть племенное - родовое.

    Дебрь (белор.) -  пустеля, грудь, звіт (укр.) - отчёт, свит, справаздача = Я имею право давать, с правом отречения, с каменным лицом и пр. (болг.). А дебрь (болг.) - куст, кущ (укр.). Рядом Брянские Кустичи, а в Слове о полку - стрикусы, вроде Троицы. Множественное число: дебри - джунгли, джунглі - легли в основу Исторической Книги масона Киплинга.

    С твёрдым окончанием дебръ - лес, ліс - из сказки Эзопа, далее от француза Лафонтена она перешла Крылову, но уже не Лис, а плутовка лисица (Патрикеевна) с сыром была такова. И где он - никто не знает. Слово Эзоп мне смутно напоминает жопу, то есть задницу - в виде наследства, так русские себе это представляли, собираясь «похитить заднюю славу» (а новую поделить).  Монголы запомнили в слове «д ебрь» - декабрь, что не мудрено. Я когда писал ответ Трём девицам на сказку, непроизвольно перенёс дату рождения богатыря на конец декабря, что логично (у Пушкина - сентябрь). Иначе как же мог Царь-салтан стоять позадь забора в зиму и подслушивать? Окна зимой закрывают. Сентябрь - девятый месяц, посудите сами, ребёночка зачали в тот же вечер, так и получается, по всему видно - дело было в декабре -январе, чтоб к исходу сентября (мне роди богатыря). Не получается по части хронологии, чтобы подслушивать издалека. Другое дело весной, тепло, девчата прут... прядут то есть и болтают о своём, о девичьем. Отсюда - уж замуж невтерпёж - легло в исключение, иначе с мягким знаком, ну, беда прямо. Следующий раз разберём по морфемам.

     Подведём итоги, если мы говорим евро мягко, то там - эбро грубо, я гулял вдоль Эбро и по Гибралтару («еврейский алтарь» не раз), это «золотая дорога» так и называется, но испанцы как Новый Свет открыли (1492), тут же  - евреев изгнали (1495).  Ой, ли? конечно это фенечка, просто сменили завет и живут по-новому. А инквизиция коснулась всех в Европе.

     Итак, звук: ебрь - эбрь - грубый, смягчается буквой ё - ёбрь. Вполне доходчиво, как показалось, но: ёбрь (серб.) - свинья. Я же говорил про Свинскую дорогу. Свинья - не боров, не кабан, не поросёнок. Уже кое-что. Есть варианты: вепар/вепрь - это дикий кабан, гербовая фигура, символизирующая мужество. Ср. герб Рыльска - Голова кабана с клыками - город князя Автора повести Слово о полку.

    В сухом остатке: в моче - урине - река/рака (белор.), Могилёв - мог бы быть от могилы-ямы, но тогда мы теряем мощь слова.

Дебрь - дикая местность;
ебрь (белор.) - лошадь;
с монг. "ебрь" - иврит - еврей;
дьбрь - дерьмо - дзярмо (белор.) - сранье (серб.),

    Мне и так понятно, что говно от говядины,  но сранье? Сранье - не сраньё. Вот убери букву ё, изыми из алфавита, трудно будет объяснить, чем слова разные.  Это связано с раной, иногда говорят с самого с ранья - спозаранку. И тоже - ранка, хоть и маленькая. Потому - утро (один из переводов), ещё в слове - дзярмо - ярмо (на шею). Или как говорил дед Стародубский, мы уже давно высрали то, чему вас учат. Когда был в добром расположении духа, а иногда, куда понятливее объяснял. Всё же десять лет воевал, и сундук с медалями принёс. Болгары-крестнички, говорил, половина за немцев ушла, а что не успели - те остались. Болгарский бря - братан, браценiк (белор.) "племенник"  от слова племя (лем - lem - подол), переводится с искажением: племянник. Утрачен "ценник" светильнику бра, вместе с тем утеряна этимологическая связь. Неприем-лемо, я - теперь всюду буду замечать подол, даже в шлеме. С монг. дебрь - обломки, дебр - декабрь, с болг. -Толстый.

    Теперь я могу дополнить дедушку, спасибо за науку, если вы высрали чему нас учат - я выссал это. Учителя могут заменить ученикам, внук сходил - по большому и малому вопросу в ответ на то, что съел. Колоссально.

    А что же значит Кисаню? Слово написано в повести с большой буквы. Обращаюсь к языку: Иисус. Дословно и буквально: К-исаню = Иисусу (русск.). И вся строка: «беша дебрь Кисаню» - садовый мусор в этом году - бурят запомнил это. Русский - был диким к Иисусу. Можно добавить в начало слово Великий (с болони начинается - боль, большой, большевики).

    Христос вроде как сын коммуниста получается? а Библия Первый Интернационал...
    Русский язык такой богатый, а я человек бедный (маленький).
    Но как писать: Кисаню, может к Исаню?
    Мы ещё вернёмся к этому вопросу, но пока так.
    Здесь всего лишь размышления о слове дебри в языке российском.

Один мудрец мне напророчил на погоду,
Зима наступит обязательно, так-и...
Садовый мусор убирается по году,
Листву гребут и закрывают парники.

Всегда, товарищи, готовьте летом сани!
Любите с горочки кататься! Мать твою...
Как догадался он, что это - "дебрь кисаню",
а беша - дубом (Я) - опешивший стою.

Приеду в Брянск, с утра пройдусь к Десне "Старухе",
где свою молодость бессовестно втоптал...
Возьмите Снежеть меня снова на поруки!
Ах, где вы дебри... растворился и пропал.

    Зашеломянем Еси! по солёным местам...
    http://proza.ru/2025/11/05/1026
    Пушкин от пушки, пушка от ушка...
    http://proza.ru/2021/11/07/119

    05.11.2025, Санкт-Петербург


Рецензии
Гениально, когда моча и в голову:))
http://stihi.ru/2025/11/07/3452

Особенно про Старуху
http://stihi.ru/2025/11/07/3399
.

Сергей Курочкин 3   07.11.2025 11:46     Заявить о нарушении