Стреноженная радость - 1
При упоминании о ребячьей радости, первое, что пришло в голову, это когда счастливый отец и мой сын – Юра, вынес из спальни своего первенца – Алёшу. Ребёнку всего-то недели две от роду, а он, не то, что улыбается, он смеётся. Казалось, что бы он ещё понимал, этот туго спелёнатый стручок? А он смеётся и это видно и слышно. Вокруг стояли и сидели самые близкие и родные люди, радовались и, на всякий случай сплёвывали – чтоб не сглазить.
Понятно, что в каждой семье детей любят по-своему, поощрения и запреты тоже свои. Разыгравшимся детям, хохочущим, просто от переизбытка радости бытия, не изведавшие ни страха, ничего из того, что уже успели хлебнуть взрослые, «как бы чего не случилось худого», пытаются всякими колкими словами притушить этот смех и фонтанирующую радость. Вспомните, что при этом говорят: «Кто с утра смеётся, вечером плакать будет».
«Рано пташечка запела, хоть бы тебя кошечка не съела»...
А уже, прилюдно вот так расхохотаться, тут же тумака получишь. (Это уже из моих воспоминаний). В селе жили с оглядкой, «А что люди скажут?..» Если громко смеётся, в каком бы возрасте человек ни был, то, или невоспитанный, или пьяный, или вовсе дурак. Тут уже про такого человека скажут, дескать, «ему палец покажи, он и расхохочется». В классе учительница частенько напоминала тем, кто позволял себе смеяться в классе: «Смех без причины – признак дурачины».
А ещё надо сказать, что в поведении детей, как в зеркале отражается общепринятый настрой общества. В любом обществе сразу вырисовывается самозваный лидер, спорить с которым у многих просто охоты нет. Среди детей – это цыбастая горлохватка или верзила-забияка, который ради куражу и своей безнаказанности, мог и словом, и кулаком, самое малое – испортить настроение. В нашем классе была троица пацанов, мимо которых, не то, что в классе, на улице постараешься стороной обойти. Они свой порядок наводили. Если тот, кто послабее их позволит себе громко засмеяться, тут же Н. Сосанюк, (по сельскому прозвищу – цап (козёл), ехидно спросит: «Чо лыбишься?!» До чего же ядовитый был человек, и потом, во взрослой жизни тепла в его речах не прибавилось. Он любую работу мог сделать получше других, но характер…
Не знаю, кто как, но после такой суровой школы в детстве, уже и в трудовом коллективе я старалась держаться скромненько в тени. Хотя у пишущего человека своя трибуна…
Негласный запрет на искреннюю открытую радость – это уже серьёзно. Многим людям кажется, будто сначала необходимо выполнить множество условий, а уж потом, и то осторожно, позволить себе радоваться жизни. Тут, чтоб сказать: «Я счастлива!», должно что-то этакое произойти, чтобы не дай Бог, не подумали о тебе дурно. А то, как знать, сегодня хорошо, а завтра и белый свет будет не мил. Да, мало ли что? А вдруг найдётся человек, кто позавидует и подножку подставит, мол – нос не задирай… Вот и получается, что радость – это хорошее настроение, но только до определённого градуса, а дальше – табу. Этакая внутренняя цензура. Так, от беды подальше. Идёшь по улице, смотришь в лица прохожим: озабоченные чем-то своим, будничным, торопящиеся, или задумчивые, «ушедшие в себя». А чтоб радость искрилась из глаз, улыбка была на устах, это где-то там, внутри себя, для особого случая…
*
Мысли о Времени, глядя на будильник с двумя шляпками.
Подумать только! Я не люблю часы – никакие! Даже те, которые притягивают взоры как художественное произведение… Всё потому, что мой отец, (умер, когда мне было 9 лет), меня «воспитывал» сплошной муштрой – на время. Должна была делать любую работу быстро и без огрехов. А у меня, как у любого человека, в эти самые годы вырисовывался свой, личностный характер, и он у меня был полной противоположностью его планам воспитания. «Гореть в руках» у меня никакая работа не хотела. Раздумчивая, мечтательная, в последствии – сказочница, видела во всём мир в пастельных тонах, сотканный из теней всего загадочного, что рождала моя мягкая, напевная и колыбельно - мурлычащая Душа. А её заставляли чётко печатать шаг, да ещё и на время. А что в жизни можно заметить «печатая шаг»? Ни-че-го! Из пункта А до пункта Б пробежала, ещё не успела отдышаться и вот тебе новый марш бросок. А жить когда? Радоваться жизни – когда?!.
В школе урок, экзамены – на время. Потом был завод, рабочее время и Задание на смену. Не выполнишь Задание – это чуть ли ни должностное преступление. Работай… на непрерывно движущийся конвейер. И никому нет дела до твоих мыслей, твоих чувств, твоих взглядов. Но, тогда, спрашивается, зачем я родилась живым человеком? Может быть лучше было бы сделать металлическую машину… Нет, из меня все, кто был выше меня, пытались сделать, не допускающий ни мысли, ни чувства автомат. Но это же противоестественно самой природе человеческой. Природа созидательная, творческая, мечтательная, а люди – дети матушки Природы, почему-то считают тех людей, которые на бегу всё же успевают заметить красоту родной Земли, людьми – ненормальными, белыми воронами и даже упрекают их в том, что они транжирят время. Заучено твердят: - Время – деньги! А так ли нужны деньги для тех людей, у кого в груди – будильник? Отсчитывает этот «будильник» заданное количество ударов и сломается. Отнесут на погост… Спрашивается: А жил ли этот человек? Что унёс с собой в Иной мир? И нужны ли там бесчувственные колёсики?..
«Кто Я? Что Я?
Только лишь мечтатель…?
С. Есенин
Мечтатель – это Человек, с сердцем и Богом данной Душой, но никак не ходячий будильник…
Когда мы принесли из роддома моего младшего сына, старший сын (4 года), посмотрел на плачущий свёрток и заявил: - Лучше бы вы купили мне подъёмный кран!
Женщины ещё не научились рожать подъёмные краны, но уже некоторые люди пытаются из живых людей делать бесчувственные автоматы…
*
«Если в голове у вас чужая культура,
то туда будет тянуть всё время».
Сергей Михеев. Март 2024 г.
То, что намеренно засорялся иностранными словами русский язык, низы видели, а верха молчали, и результат их молчания кровью молодых ребят залито. Но корень зла находится очень глубоко. Иностранщина появилась и заполонила всё и вся уже давно и, конечно же, не на пустом месте…
А казалось бы всё так просто и буднично, прямо среди своих же, знакомых и коллег. К примеру, постараешься что-то сделаешь этакое, любо-дорого посмотреть. И что же? Среди восторгающихся людей найдётся ядовитая гадина. Хмыкнет и скажет: «А я видел… что-то и получше этого, а это ерунда. Вот, если бы ты такое сделал, то тогда я бы посмотрел, а так…»
Он где-то видел! Не сам сделал, а чьим-то успехом хвастается, чтоб принизить твой труд. И что же? В глазах окружающих он герой момента…
Пустая зависть, выпендрёж, желание походить на забугорщину и стыдливое отворачивание лица от своего, с деда-прадеда взращённого, испытанного многими поколениями. Шараханье из крайности в крайность, порождает слабость в мыслях и делах…
Вот пример из нашей садовой жизни. На распродаже, я с соседкой, купила саженцы слив. Пришли в свои сады и в тот же день на огороде посадили свои сливы. Ничего особенного, посадила и растёт себе саженец. Через несколько лет появились первые плоды. Рая же пересаживала свою сливу с места на место. Бедное деревце не успевало укорениться – опять переселение. В итоге, соседка, глядя на мою сливу, скривила губы и грустно заметила, дескать, ей попался плохой сорт, поэтому плохо растёт.
Глядя на современную действительность, так и хочется сказать: «Дайте людям спокойно пожить! Не дёргайте их… Дома, родители одному учат своих детей, а они на современное, новомодное поглядывают, и как потом окажется – фальшивое, чужое, лживое. Понятно, что и результат не радует. Умудрённые жизненным опытом старики терпеливо пытаются втолковать: «Своим умом надо жить, ребята! …»
*
Свидетельство о публикации №225110700854
Как боялись смеяться дети- как бы не наругали.
Спасибо, Анна! Поздравляю! Это настоящая художественная публицистика.
Владимир Авдошин 2 08.11.2025 10:37 Заявить о нарушении
Анна Боднарук 08.11.2025 11:42 Заявить о нарушении