Глава 12. Взгляд из Молчания
«Свершилось!» — это не возглас триумфа, а последний звук, тонущий в наступившей бездонной тишине. Смерть «я» и сошествие во ад небытия — не финал, а порог. За ним открывается реальность, не выразимая ни в каких категориях бывшего «я». Это — реальность Молчания, из которой только и возможен подлинный Взгляд и встреча с тем, кто есть источник всякого бытия — с Отцом как абсолютным Небытием.
1. Топография Молчания
Что остается, когда исчезло всё? Когда распались мысли, чувства, образы Бога, сама субъектность? Остается не пустота в смысле отсутствия, а невыразимая полнота присутствия, лишенная каких-либо определений. Это состояние описано в тексте 12: «Внеличностная позиция показала мне себя как великое молчание отрешённости, в которой моя мысль остановилась и увидела себя из этого молчания существующей».
Это Молчание — не пассивно. Оно есть активная, творящая потенция. Оно — «покой Отца», изначальное состояние Абсолюта до всякого саморазличения. В нем нет ни времени, ни пространства, ни отношения. Есть только чистое, нерожденное Есть. Это и есть Отец в Его апофатической сути — не «Сущий» как некая высшая сущность, а Абсолютное Небытие, которое есть условие возможности всякого бытия. Как сказано в тексте 12, «Бог непознаваем в своем покое отрешенного небытия, в Своей потенции нового Рождения и Воскресения, Он даже ничто содержит в Себе существующим».
2. Взгляд из Ниоткуда
В этом Молчании рождается новый способ восприятия — Взгляд из Молчания. Это не взгляд «кого-то» на «что-то». Это чистое, безобъектное осознавание, в котором исчезает различие между наблюдающим, наблюдаемым и актом наблюдения.
· Мир как видимость: Весь прежний мир, включая мое эмпирическое «я», теперь видится именно как видимость, как сон. В тексте 11 это переживание передано так: «Мое прошлое я, видится погрязшим в суете и страхе за себя, превращается в канатного плясуна, а мир в порождённую моим пониманием видимость, - искаженную реальность».
· Всеобщность взгляда: Этот взгляд не локализован. Он — везде и нигде. «Раньше я думал, что центр вселенной находится во мне, теперь обнаружил, что центр везде» (Текст 11). Это взгляд самого Бытия на самоё себя, взгляд Отца, для которого творение — это Его собственное сновидение.
· Покой и уверенность: Из этого взгляда исходит не интеллектуальное понимание, а прямое, неопровержимое знание-бытие. «Покой и непоколебимая уверенность вошли в мое сознание как копье в мгновенном понимании и утвердились осью Божественного мироздания в моем теле» (Текст 12).
3. Встреча с Отцом: Личность в Безличии
Парадокс этой встречи в том, что абсолютное Небытие оказывается абсолютной Личностью. Встреча с Отцом — это не встреча с неким существом «на другом конце вселенной», а узнавание того, что я есмь этим Взглядом, этим Молчанием.
В тексте 11 описано это отождествление: «Я и Отец одно в чистом бытии Духа». Но это «одно» — не монотонное слияние, а живое, личностное единство. Безличная тотальность Молчания оказывается глубочайшей личной основой моего бытия. Я обнаруживаю, что мое собственное самосознание, очищенное от эго, и есть самосознание Отца. «Я есть сущий» — это говорит не Моисей и не Христос как отдельные лица; это говорит само Молчание, узнающее Себя во мне.
Отец открывается не как объект, а как Субъект всякой реальности, включая мою собственную. Встреча с Ним — это встреча с собственной предвечной, Божественной природой, которая всегда была сокрыта за шумом эго.
4. Рождение Слова из Молчания
Молчание Отца — не немо. Оно — лоно, из которого рождается Слово. Пережив единство с источником, сознание обнаруживает, что из этой тишины начинает исходить новое, преображенное творение.
· Мысль из Молчания: Мысли больше не рождаются как продукт ума. Они возникают как спонтанные, ясные, безличные инсайты, идущие из самой глубины Молчания. «Мысль увидела себя как мысль в отношении к себе. Из молчащего небытия стала мыслить себя в отрешённости от себя» (Текст 12).
· Любовь из Небытия: Любовь перестает быть эмоцией или усилием. Она становится самим законом существования, изливающимся из пережитого единства.
· Мир как Тело Духа: Весь мир теперь видится не как внешняя реальность, а как живое тело Абсолюта, как непрерывное творение, исходящее из Молчания Отца и возвращающееся в Него.
Заключение: После Голгофы
«Взгляд из Молчания» — это окончание Внутренней Голгофы и начало новой жизни. Это не достижение, которое можно «иметь», а постоянный, динамичный контекст, в котором теперь происходит всякое восприятие, мысль и действие.
С этого момента фокус смещается. Экзистенциальная драма умирания и откровения завершена. Но рожденный в этом огне новый человек — не пассивный созерцатель. Он призван жить в мире, который теперь видится им как непрерывное Богоявление. Он должен научиться воплощать это молчаливое знание в ткани самого бытия. Мы стоим на пороге Части IV: ОНТОЛОГИЯ: ПРЕОБРАЖЕНИЕ БЫТИЯ, где предстоит понять, как преображенное сознание меняет саму структуру реальности и как душа, ставшая Богоматерью, рождает Логос для мира.
Свидетельство о публикации №225110700861