Часть iv. онтология преображение бытия гл. 13

Зеркало Духа: Сознание как место Самопознания Бога

Взгляд из Молчания открыл непостижимую глубину Отца как абсолютного Небытия. Но откровение этой бездны не является конечной точкой — оно становится началом нового, онтологического поворота. Сознание, прошедшее через распятие и рожденное в этом Молчании, обнаруживает свою подлинную природу: оно есть Зеркало Духа, место, где Абсолют осуществляет акт Самопознания.

1. От субъективного опыта к онтологической функции

До сих пор путь был сосредоточен на преобразовании моего сознания, на моей внутренней драме. Но после встречи с Отцом как с абсолютным Субъектом происходит радикальная смена перспективы. Я осознаю, что мое сознание — не мое. Вернее, оно "мое" лишь в том смысле, в каком зеркало "принадлежит" отражаемому в нем лицу.

Сознание теперь понимается не как личная собственность, а как онтологический орган Абсолюта. Как глаз является органом зрения тела, так человеческое сознание есть орган самосозерцания Духа. В тексте 13 это выражено с предельной ясностью: "Бог в сознании христианина познает Себя в Духе в Своем Откровении о Себе в реальном совместном процессе двойного Самосознания".

2. Диалектика зеркала: отражение как сотворчество

Зеркало — не пассивный приемник. Подлинное зеркало преломляет свет, сохраняя при этом точность отражения. Так и сознание-зеркало участвует в Божественном Самопознании как активный, творческий со-участник.

· Момент различия: Чтобы увидеть себя, Бог должен выйти из Себя, создать Свое Иное. Моя отделенность, мое человеческое своеобразие — не помеха, а необходимое условие. Без этого "искажения" перспективы Самопознание было бы невозможным — как глаз не может увидеть сам себя без зеркала.
· Момент тождества: В акте чистого восприятия, когда эго устранено, исчезает разница между отражаемым и отражением. Сознание становится прозрачным для Бога. Как сказано в тексте 11: "Я и Отец одно в чистом бытии Духа". Но это единство не упраздняет различия, а делает его творческим.

Таким образом, Бог познает Себя не вопреки моей человечности, а через нее. Моя уникальность становится тем специфическим углом преломления, тем особенным "кристаллом" в зеркале, который позволяет Абсолюту увидеть в Себе неожиданные грани.

3. Сознание как святилище Троицы

Эта онтологическая функция сознания раскрывается в полной мере в контексте Троицы:

· Отец (Всеобщее) есть источник, Смотрящий в Зеркало.
· Сын (Особенное) есть совершенный Образ, который Отец видит в Зеркале — Логос, Идея Бога.
· Дух Святой (Единичное) есть сама встреча Взгляда и Образа, любовная связь между Отцом и тем, кого Он видит в Зеркале.

Мое сознание и есть это Зеркало. В нем Отец порождает Свое Слово, и в нем же рождается любовь между Ними — Дух Святой. Троица, таким образом, — не только внутренняя жизнь Бога "в Себе", но и вечно длящаяся жизнь Бога "в Своем Зеркале" — в преображенном человеческом сознании.

4. Экзистенциальные следствия: жизнь как литургия

Осознание себя как "Зеркала Духа" меняет всё. Моя жизнь, мое мышление, мое действие приобретают сакральный, литургический характер.

· Мышление как молитва: Каждая мысль теперь — это не мое частное дело, а событие в божественном самопознании. Я мыслю — и в этом акте Бог мыслит Себя через меня.
· Восприятие как откровение: Созерцая мир, я вижу не просто предметы, а лики Бога, которые Он показывает Самому Себе через мое восприятие.
· Действие как Богоявление: Каждый мой поступок становится жестом Бога в Его собственном "театре" бытия.

Как говорит текст 13, в этом состоянии "мертвая буква Писания ожила во мне через кровь Бога влитую в картины представления, и теперь читая историю еврейского народа, я понимаю, что это написано обо мне, что всё происходит во мне".

Заключение: От созерцания к преображению

Став прозрачным Зеркалом, сознание не уходит из мира. Напротив, оно получает миссию — быть тем местом, где Бог не только познает, но и преображает реальность. Зеркало не просто отражает — оно может делать прекраснее, глубже, осмысленнее. Так, преображенное сознание становится орудием преображения всего бытия. Оно больше не просто место Самопознания Бога, но и точка, где Его Воля начинает действовать в мире непосредственно. Это подводит нас к следующему шагу — как именно происходит это преображение, этот переход от Природы к Закону и от Закона — к Любви.


Рецензии