Спасители и палачи...
Спасение редко приходит с фанфарами. Мы машинально удерживаем кого-то от шага в пропасть или своим примером превращаем отчаяние в надежду. Возможно, мы спасли чью-то мечту, просто не высмеяв её, или чью-то веру в людей, проявив случайную доброту вследствии хорошего настроения.
Эти мгновения ускользают от нашего сознания. Мы забываем о них, как о брошенном в воду камне. А человек, которого мы едва коснулись вниманием или заботой, может никогда не узнать, что именно наш мимолетный жест стал той единственной соломинкой, удержавшей его на поверхности. Да и может ли спасти случайная улыбка или тихое «я рядом» в нужный момент.
Злой поступок требует энергии; он признаёт существование. Равнодушие же стирает человека. Мы смотрим сквозь кого-то, словно объявляя: «Твои чувства не заслуживают моего внимания. Твои мысли не имеют значения». Это убийство не тела, а значимости, а без значимости исчезает и личность.
Слово, брошенное с язвительной лёгкостью или в шутку, может «убить» искру мотивации, разрушить хрупкую самооценку. Мы не замечаем этого, потому что не следим за последствиями. Мы не считаем себя убийцами, хотя можем оставить незаживающий ожог пренебрежения.
Эта слепота — не признак слабости, а результат экзистенциальной спешки. Мы не успеваем оглянуться, не ведём моральную бухгалтерию. Живём от кредита до кредита, не сверяя баланс. Осознание этой невидимой, постоянной ответственности стало бы непосильной ношей, и человеческая психика, возможно, инстинктивно защищается от неё.
Но именно в этом осознании, в попытке замедлиться и увидеть, кроется наш единственный шанс. Он — не в том, чтобы стать идеальным, а, чтобы заметить, как часто мы становимся как спасителями, так и палачами.
Свидетельство о публикации №225110801405
