Отмененные аяты

Подмена понятий в аяте 2:106. Читаем в традиционном переводе:

2:100. Если отменяем Мы аят или же заставляем его забыть, то приводим лучший, чем он, или равный ему. Разве не знаешь ты (о Пророк), что Аллах над любой вещью мощен?

Этот аят стал краеугольным поводом считать, что в Коране есть отмененные аяты, так называемые насих (отмененные) и мансух (отменяющие). Но правильно ли переводят его? Корень слова «н-с-х» встречается в Коране 4 раза. Два раза оно встречается в значении «отменить» и «стирать», и два раза – как «записать», «надпись». Каким образом «запись» и «надпись» превратились в «отмену», или в «стирание»?

Читаем в моем переводе:

2:100. Что записали Мы из аята или же предали забвению, приходим Мы с лучшим из этого, или похожим на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над каждой угодой мощен?

В оригинале не сказано, что лучшее приводится ВЗАМЕН забытого. Оно приводится непосредственно ИЗ того, что БЫЛО раньше, но по какой-то причине было ЗАБЫТО. Ведь, как мы знаем, «Нет изменяющего словам Его» (6:115). Аяты – это не только Коран. Аяты (аргументы, доказательства) – это любое Писание. Иными словами, если предыдущее Писание (или его фрагмент) было искажено или утеряно, то приводится либо исправленное от этих искажений, либо новое (если оно утеряно) Писание.

Есть еще аят 16:101, в котором говорится якобы о том же:

"Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты — лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого"

Всегда важен контекст. В предыдущих аятах говорится об искаженных людьми законах, несправедливых законах, и что законы Аллаха - лучше. Поэтому Аллах и заменяет искаженные законы на справедливые.

Такая же мысль содержится в аяте 13:39:

"Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — Мать Писания".

Сравните этот аят с пятом 17:12, где употребляется это же слово - "махв" (стирать, заменять):

"Мы сделали ночь и день двумя знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся, чтобы вы стремились к милости вашего Господа, могли вести летоисчисление и знали счет. Всякой вещи Мы дали исчерпывающее разъяснение"

Здесь и без моего комментария, думаю, ясна метафора. День - это знания, это истина, когда как ночь - отсутствие знаний, ложь. Аллах стирает ложь и утверждает истину. А не заменяет один стих из одной и той же книги, ниспосланной им самим же, на другой.


Рецензии