Действие сценическое. Инвариант
Действие сценическое – это автономия актёрская, пусть и не полная. Для актёра это частное индивидуально-феноменальное выражение его способа существования.
Актёр пребывает в процессе проживания вспышек представлений, поддерживающихся толчками, импульсами рефлексий.
В роли актёр встречается с персонажем. Роль выражается в действии сценическом, что есть актёрский способ существования, а Персонаж – в действии драматическом, которое является прерогативой режиссёра. Действие драматическое в качестве объекта присваивается актёром, как средство, субъективируясь в нём и становясь его достоянием, в тождестве с Действием сценическим
Действие сценическое, выключенное из мира осуществлений в мир мнимости и условности, в представляемое, становясь действием театральным, обретает это становление через зрителя.
Действие сценическое сущее в актёре, что проистекает из него и возвращается через театральное действие обратно в него же.
Театральные силы – актёры через ”театральный способ”, в развёртывании Действия сценического, опосредуя в зрителе, обеспечивают становление Действия театрального, посредством коммуникативных связей “зритель – актёр”.
Действие театральное – намеренность, исполняемая адресантом с целью усмотрения смысла адресатом. Здесь я с полной уверенностью могу добавить из своей статьи “Действие. В поиске источника” нижеследующее определение:
«ДЕЙСТВИЕ – ИНВАРИАНТНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ, ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯСЯ В КОМБИНАЦИИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ С ПОДОБНЫМ ЖЕ, ПЕРЕФОРМАТИРУЯСЬ В ЗОНЕ НАПРЯЖЕНИЯ ВО ВТОРИЧНЫЙ СМЫСЛ».
Это определение содержит универсум вторичного смысла. Он всякий раз вторичен, несмотря на то, что при разном зрителе смысл будет всякий раз другой.
Тут есть над чем поразмыслить.
Я выделяю особый раздел семиотики, который справедливо назвать “семиофоника” – дисциплина изучающая сигналы знаково-смысловой коммуникативности, удерживающей внимание во взаимосвязи усматриваемого смысла. Другими словами, это нахождение интонационных ключей в сфере обмена информацией.
“Процесс театральной коммуникации заключает в себе двойной смысл: с одной стороны, сценическое действие по отношению к зрителю является адресантом смыслового сообщения, а зритель, соответственно, адресатом. С другой стороны, зритель, становясь соучастником действия, способен созидать, что выражается в его зримых и незримых реакциях. Эти реакции, в свою очередь, выступают неким сообщением для участников сценического действия. Если в первом случае зритель осознаёт себя посредством сценического действия, то во втором – сценическое действие (совокупность всех его участников) «осознаёт себя», через зрителя превращается из объекта смысловой коммуникации в субъект”. Д.В. Соломко, “Театральное действие: опыт философско-культурологической интерпретации”.
Благодарю актрису театра и кино Марину Ларину за помощь в сборе и подготовке материала статьи и журналиста Светлану Канаеву за подготовку материала к публикации.
Свидетельство о публикации №225110802094
