Минимализм 21 века и Омар Хайям
…если бы каждый начинал свой путь с начала, а не от места, очерченного предшественниками, человеческая мысль кружилась бы на месте, как собака, пытающаяся укусить свой хвост…
Я придерживаюсь некоторых его жизненных постулатов. Сейчас я вне тенденций современного общества потребления. Собственно, оно было таким всегда. Люди во все века хотели иметь больше вещей, которые давали им статус в обществе. Но в могилу с собой могли что-то взять лишь фараоны. Кроме археологов, их полуистлевшие вещи ни один ломбард не примет. Такая мысль меня посетила в пятом классе при изучении истории древнего мира. Учился я в поселковой школе и быть фараоном я не мог. А вот понять кое-что из уроков, я пытался. Единственным инструментом у меня была деревянная линейка. Я её показаниям верил. По вечерам я глазел на звёздное небо и луну. Зная немного о трудах Евклида и Архимеда я составлял свою карту звёздного неба.
А когда полетел в космос Гагарин, я уже знал, что нужно много учиться, что бы создать ракету. В то время я уже жил с родителями в Ленинграде и уговорил их купить мне в “Доме книги” учебники по химии и физике лауреатов Нобелевской премии. По химии был учебник Неницеску, а по физике Уилкокса и Элиота.
Будучи в Дагестане на каникулах я впервые узнал об Хайяме. Рубаи его мне не понравились. Я их воспринимал как стихи. Но в них был смысл.
Мир я сравнил бы с шахматной доской.
То день, то ночь, а пешки мы с тобой.
Подвигают, притиснут - и побили:
И в тёмный ящик сунут, на покой.
Понимать материал из книг было трудно, они написаны учёными, а не преподавателями. Но мой труд не пропал зря. Я справлялся с уроками в школе без проблем. Науки надо было понимать, что бы поступить в институт. Постепенно, Хайям занял первое место среди моих любимых авторов. Он был мудрый. Недаром Мелик-шах его назначил руководителем самой большой в мире обсерватории. Его календарь точнее нынешнего, Григорианского. Про математику и говорить не стоит, отношения кубических уравнений и сейчас мало кому понятны.
Только выйдя на пенсию я понял, почему Хайяма богатство не интересовало. Жил он скромно. Хотя золотые динары у него не переводились. Как-то разбился у него кувшин. Он не пошёл на базар. Там был выбор довольно большой. Он пошёл к другу гончару Мурод - Али и заказал кувшин взамен разбитого. Гончар был мудрый человек и Омар с ним любил при случае беседовать.
- Раньше было то же самое что сегодня. И сто лет назад багдадский динар весил мискаль (6 граммов). А после четверга была пятница. Мир остался прежним, изменились только люди.
Он прав, сейчас в каждом доме полно лишней посуды. Её делают автоматические линии, а не гончары. И мы сейчас имеем сервизы и разные наборы всевозможной посуды в каждом доме. У кого музейной ценности, у кого из долларового магазина. Но они редко используются целиком, они куплены для серванта. У меня есть любимая чашка и тарелка из Японии. Вилка, ложка, нож и палочки тоже из Японии. А остальное я могу не скрепя сердцем отдать в магазин Армии Спасения при переезде в другой город. Очень жаль, но гончар теперь это скульптор малых форм. И купить авторскую работу очень трудно и дорого.
- Бог создал звёзды, голубую даль.
Но превзошёл себя, создав печаль.
Растопчет смерть волос душистый бархат.
Набьёт землёю рот, и ей не жаль.
Самое главное, Омар был счастлив сам по себе и не был привязан к владению дорогими предметами. Он знал, что счастлив не тот, кто может всё купить, а тот, кому лишнее не нужно для повседневной жизни. У него были несколько книг, включая книгу Постулатов Евклида. Все пожитки помещались на верблюде.
Да это же минимализм 21 века! Я тоже такой. У меня восемь книг на вечные темы. Библия, Классическая русская поэзия, Буддизм, Конфуций, Хайям, Мантек Чиа, Фалун Гонг, Дао. Все мои пожитки умещаются в моём стареньком Шевроле. Это тот же верблюд, какой был в 11 веке нашей эры. Я живу в пятом штате. И есть желание поехать дальше. На ранчо Las Palmas в Аризону, а потом поселиться в Chula Vista, Калифорния. Мечтать не вредно. Хвататься обеими руками и зубами за жизнь не стоит. Сколько отмерено столько и проживёшь. Геномы никто не может поменять по своему желанию. Надо вести здоровый образ жизни. Не поддаваться соблазнам рекламы. Не стоит убиваться на работе. Не надо жизнь откладывать на завтра. Она и так никчемная, какой высокий пост в обществе не занимай, гроба не избежишь. Любая человеческая цель есть дорога к праху.
Надо жить каждый день. Надо иметь семью и детей. В них заключается человеческое счастье. Омар тоже поздно женился, позднее меня. Так что мне повезло, я увидел и дочку и внучек. Жаль, но оставшиеся года помещаются в горсти на ладони.
Не смерть страшна.
Страшна бывает жизнь.
Случайная, навязанная жизнь.
В потёмках мне подсунули пустую
И без борьбы отдам я эту жизнь.
Сегодня была большая луна. На море отлив. Ветер с юга. Так было всегда, так будет вечно со мной или без меня.
Свидетельство о публикации №225110800291
