Совесть и личность
Совесть — не просто «пустой контейнер», который заполняется обществом, а духовная способность, которая есть у каждого человека от рождения и которая зависит только от воли самой личности. Воля составляет суть личности.
Личность — это именно то, что многие постоянно упускают из вида, растворив в общественности. Так проще снять с себя ответственность за принятые решения, оправдать себя (свою позицию) и обвинить в сильном или слабом влиянии других. Это лукавое кредо, мол, это не «я», меня так воспитали, так направили, так научили и так далее… Это позиция падшего человека, Адама и Евы, которые, оправдываясь перед Богом, обвиняют в своём свободном выборе других: Ева винит Змея, а Адам — Еву.
С точки зрения науки человек — прах. Случайный продукт эволюции, чье существование так же бесследно и бессмысленно, как жизнь муравья. Любая светская идеология, будь то коллективизм или гуманизм, лишь подтверждает этот приговор. Коммунизм растворяет личность в классе, национализм — в нации, а современный гуманизм, отвергнув Бога, с неизбежностью низводит ее до уровня эгоистичного потребителя, чья высшая цель — комфорт и самоудовлетворение на пути к небытию.
Гуманизм, провозглашая ценность человека, на практике приводит к растворению личности не в "общественном", а в эгоистичном потребительстве, что обесценивает личность.
Язычество (в его классическом понимании) предлагает договор с силами природы, которые часто аморальны и капризны. Оно не дает ни окончательной победы над смертью, ни ответа на проблему личного морального зла (греха), а лишь способы его ритуального умилостивления, часто используя при этом дурманящие сознание практики.
Если человек — это лишь продукт эволюции, "пучок нейронов", то его высшие цели сводятся к удовлетворению инстинктов и потребностей: комфорт, безопасность, удовольствие, признание. Исчезает понятие жертвенной любви. В системе, где главная ценность — личное благополучие, жертва ради другого становится иррациональной. Любовь вырождается в взаимовыгодное партнерство или инструмент для получения удовольствия. "Я" превращается в функцию потребления, чья ценность определяться его покупательной способностью, успешностью, внешностью — тем, что он имеет и потребляет. Его уникальная, бесконечная ценность как образа Божьего исчезает. Личность сводится к набору атрибутов.
Таким образом, гуманизм, отрицая Бога, не может удержать личность на пьедестале. Он объявляет человека мерой всех вещей, но лишает его всякой настоящей меры, кроме его же сиюминутных желаний. В итоге личность не возвышается, а низводится до уровня "умного животного" — чья жизнь — это краткий путь от рождения к смерти, наполненный поиском удовольствий на фоне внутренней пустоты.
Библейское откровение решает проблемы личности, не растворяя личность. Речь идет не о списке проступков, а о греховной природе. Это врожденная поврежденность, унаследованная склонность к эгоизму, гордыне, лжи, похоти, жестокости и отчужденности от Бога — и одновременно наличие совести. Любой честный человек видит в себе эту внутреннюю борьбу. Мы рождаемся не нейтральными, а уже несущими в себе этот разлад. Последствие — смерть. Не только физическая, но и духовная — разрыв связи с Источником жизни. И это не теория, а состояние, которое каждый может обнаружить в себе, если захочет быть честным.
Здесь библейская позиция уникальна. Она не предлагает личности «раствориться» для спасения. Напротив! Она предлагает ей воскресение. Бог не стирает наше «я», а исцеляет его. Жертва Христа — это не механическое «списание грехов», а акт любви, который восстанавливает разорванную связь. Он возвращает личности ее подлинное достоинство — не как случайного существа, а как вечного, любимого творения, образа Божьего.
Это в корне меняет всё. Целью становится не уничтожение личности в нирване, не фанатичное поклонение идолам и не служение системе, а дружба, вечное общение личности с Личностью: Царство Божье — это общество искупленных личностей, каждая из которых обретает свою полную и неповторимую реализацию в любви к Богу и друг к другу. Это не тоталитарная иерархия, где «я» подавляется, а это мир, где каждая часть, обретая Христа, обретает и саму себя.
Если эта картина так целостна и отвечает на самые глубокие вопросы сознания, почему ее многие отвергают? Часто причина — не в логике, а в воле. Греховная природа боится Судьи, не доверяет Прощению и цепляется за призрачную «справедливость», которую можно контролировать. Принять библейский диагноз — значит признать свою полную несостоятельность. Принять библейское лечение — значит смириться и принять дар. Для гордыни падшего разума это страшнее смерти.
Выбор стоит не между «наукой» и «верой». Он стоит между двумя пониманиями личности.
Первая: «Ты — временный прах, но есть «мы». Живи, потребляй, растворись, всё равно все умрём. Смысл во временной демонстрации себя для «мы», а потом смерть — конец».
Вторая: «Ты — личность, бесконечно дорогое дитя Божье, рождённое, чтобы победить порок в себе с помощью Бога и стать исцелённым, воскрешённым и войти в мир вечного общения с такими, как ты, личностями.»
Что гуманнее? Что честнее? Безысходная смерть или надежда на воскресение?
На этот вопрос отвечает не общественность, а каждый сам за себя и лично понесёт ответственность в вечности. Самоуничтожение может быть не только физическим, но и духовным. Оно проявляется в растворении собственного «я» в безликом «мы», в перекладывании ответственности на других и в вечном желании не думать о предстоящем конце. Сохранить личность — значит не прятаться за общество, других людей, потребление или страх смерти. Остаться личностью — значит признать свою немощь без Бога и принять дар Его любви.
Свидетельство о публикации №225110800426
Очень поэтичный текст, не в значении формы, а в в целостности и глубины содержания. Если позволите, небольшой комментарий. На индивидуальном плане все так, но на социальном люди очень заботятся о справедливости и оттого вынуждены быть рациональными и практичными. Идея свободы(либеральный гуманизм) борется с идеей любви(христианство) не потому, что это лучше для людей, а потому что это выгодно деньгам, которые не только управляют экономикой, но и стали мерилом справедливости. Простите за сумбурное, каждый раз пытаюсь в двух словах изложить то, что требует формата книги.
С уважением, Аркадий
Аркадий По 09.11.2025 11:16 Заявить о нарушении