Путешествие в Тебекмахи и Нижнее Чугли Левашинског

Воскресенье. Доброе осеннее солнечное утро. На сегодня у нас запланирована поездка с село Тебекмахи и Нижнее Чугли левашинского района. Ещё вчера ночью мы подготовились к поездке. Утром к восьми часам мы выехали из Избербаша. Заехав в местную пекарню «Гермес», мы закупили пакет хлебобулочных изделий. Потом мы заехали еще на две заправки. Заправили метан и бензин. Теперь мы готовы к поездке. Через полчаса мы стоим на площади Сергокалы. Несколько местных таксистов беседуют в сторонке. Подъехала белая приора. Из неё вышли Хизри и Тимур. Мы поздоровались. Потом подъехала гранта Арслана. Из неё вышли Заира – админ группы, Арслан и Кумсият. Мы и с ними поздоровались. Потом подъехал Исмаил. С ним были Луара, её дочь Кристина и внучка Карина. Мы и с ними поздоровались. Поговорив о том, о сём, мы решили выехать. Доезжая до Ванашимахи, Исмаил свернул налево. Там он всегда заправляется. Проехав Чахимахи, Дегва, Зурилаудимахи, мы доехали до Мекеги. Длинная дорога, которая поднимается всё выше и выше убавила разгон моей машины. На подъёме я всегда переключаюсь на бензин. Достигнув наивысшей точки в этой местности, я переключился на газ. Отсюда открывается красивый вид на дальние селения и поля. Поля капусты из далека видны в иссиня-бирюзовом оттенке. Их большое множество в Левашинском районе. На склонах гор и высоких холмов видны отары овец. Вот и развилка дорог. Дорога, что слева ведёт на Аяла базар. Почему-то на карте он отмечен как Аябазар. Доехав до села Карлабко, мы остановились. Исмаил хотел закупиться в магазине кое-каких продуктов. Через два километра мы оказались на Аяла базаре. Множество машин, брошенных на обочине дороги здорово мешало продвижению. Здесь нет правил дорожного движения. Едут как хотят. Нужно быть очень осторожным, чтобы тебя не зацепил кто-нибудь. При выезде из базара, слева мы заметили наездников. Они явно готовились к скачкам. К сожалению, у нас не было времени ждать пока они начнут состязания. Выехав на трассу 82К-013, мы свернули в сторону села Муги. На одном участке этой трассы есть Сад Памяти от жителей Акушинского района. На красном постаменте лежит большой природный (мекегинский) камень. На нём вертикально установлена памятная плита. В нижней части плиты вырезано изображение вечного огня с ажурной лентой. На верхней части плиты вырезана пятиконечная звезда. На памятной плите есть мемориальная доска с надписью: «… Ушедшие бойцы не умирают, они в сердцах потомков будут жить… их подвиги годами прославляют, и память поколений их хранит…» В Саду Памяти есть навесы с садовыми скамьями. Вокруг всё зелено и красиво.
   Мы вернулись на развилку дорог. В этом месте находится великолепный этнодвор-музей «Муги». Я здесь уже в третий раз. Две башни стоят по обеим сторонам дороги. Во дворе есть гостиничные номера. Везде зелень и цветы. Есть насколько комплексов в виде старинных горных селений с миниатюрными водопадами. Множество старинных орудий труда приводит гостей в восторг. Строится большой гостиничный комплекс. Сделав множество фотографий, мы двинулись в путь. По трассе 82К-030 мы ехали по долине, усеянной россыпью изумрудных горошин. Из дали они так и выглядели. Поблизости это осенняя капуста. Мы остановились у обочины дороги неподалёку от моста. Наше внимание привлекло речушка, ниспадающая с высоких гор по небольшому ущелью. Она как раз протекала под мостом. Мы решили взобраться на гору и исследовать ущелье с речушкой. Взбираться было нетрудно, а вот спуститься к речке в ущелье было тяжело. Там совсем не было подхода. Поднявшись на определённую высоту, я решил осмотреться и сфотографировать окрестность. Вид и вправду был потрясающий. Уже на подъёме я обнаружил несколько синих пятиконечных цветков. Позже я выяснил, что они называются Горная Горечавка. Очень красивые цветы. Высокие горы, синее небо, пара орлов, парящих безмятежно над горами, многочисленные фруктовые сады, изумрудные поля осенней капусты, река Акуша, извивающаяся бесконечной анакондой, и всё это пленяло и очаровывало взор неискушенного туриста. Мы долго созерцали эту красоту. Тимур, Хизри и Арслан – наши легкоатлеты, пошли еще выше. Заира и Исмаил решили всё-таки исследовать ущелье и спустились вниз к реке. По их рассказу, там было очень красиво. Остальные же спустились к машинам, к трассе и стали ждать наших «альпинистов». Вскоре и они спустились к нам. Жаль, что здесь никто не продавал капусту. Каждый бы купил по несколько штук. И всё-таки нам пришлось попробовать одну капусту, ибо соблазн был велик. Посреди изумрудной долины мы двигались, созерцая красоту капустного рая. Доехав до Аметеркмахи, мы спустились к реке Акуша. Красивая и чистая река бурным потоком несётся вниз. Здесь есть старый висячий мост. Рядом строится новый железобетонный мост. По ту сторону реки есть детская площадка. Чуть поодаль красуется четырёхэтажное новое здание школы. Вокруг школы высажены тополя. Сделав несколько общих фотографий, мы сели в машины и поехали дальше. Сразу после Аметеркмахи начинается Тебекмахи, куда мы изначально и направлялись. Это горное село разделено на несколько кварталов. Асфальтированная дорога ведёт всё выше и выше.
Меня поразила труднодоступность этого села. Более двадцати крутых поворотов нас ожидало впереди. Главная дорога, петляющая по центру села заасфальтирована. Нигде нет открытого участка. По бокам асфальта всё зацементировано. Ни грязи, ни пыли нет. Всё как чистых районах городов. Ещё здесь мы не увидели нигде мусорных баков. Видать, как и раньше здесь в неделю раз мусор забирают на определённом транспорте. Нет здесь и бродячего скота. Лишь маленькая несмышлёная тёлочка робко озирается вокруг. Видать, хозяйка выпустила, чтобы развеялась в солнечный день. В одном из кварталов села мы увидели большие три цистерны. Внизу них был сооружён искусственный родник. Исмаил измерил жёсткость воды. Она составила 115 единиц. Это очень хороший показатель для горных родников. Мы выпили холодной воды. Потом каждый набрал себе по баклажке. Отсюда нам открылся невероятно красивый вид на дальние горы. Под чистым синим небом они особенно красивы и величественны. Особенно в глаза бросались три горы с зигзагообразной формой, похожих на гребень какого-нибудь древнего ящера. Развернув на узкой площадке машины, мы аккуратно поднялись, а потом и спустились по асфальтированному серпантину. Мне лично понравилось это село своей неприступностью, чистотой и красотой. Здесь я не увидел заброшенных старых домов. Все дома жилые. Только терпеливые, выносливые, мужественные люди могут на таких неприступных скалах строить сёла. Честь и хвала им.
   Спустившись на красивую лужайку, мы решили пообедать. Оказалось, что здесь раньше был колхозный абрикосовый сад. Старые редкие деревья абрикоса без всякого ухода стояли сиротливо. Лишь несколько коров нарушали их покой. Вот и мы нарушили безмятежную умиротворённость. Поодаль журчала и пенилась река Акуша. Она несёт свои воды к Казикумухское Койсу. Ниже селения Тарлимахи обе реки соединяются. Ближе к реке мы увидели дерево с красными мелкими плодами. Как позже выяснилось, это были мелкие яблочки красного цвета. На вкус они были кисло-сладкие. В детстве мы такие яблоки называли китайскими. Расстелив пледы и клеёнки посреди небольшой полянки, каждый из нас вытащил из своего рюкзака съестные припасы. Получился довольно-таки хлебосольный стол. Исмаил и Арслан, как всегда, занялись растопкой восьмилитрового самовара. На этот раз самовар упорно не хотел растопиться; либо дрова были сырые, либо щепок было мало. В конце концов им удалось его разжечь. Вскоре и кипяток готов. После обеда мы пили чай. За чаем и за дружеской беседой прошло примерно полчаса. Ещё внизу договорились о маршруте. Так как день был коротким, мы решили в Цудахар не заезжать. Собрав свои пожитки, мы выехали на трассу. За селом Тарлимахи река Акуша воссоединилась с рекой Казикумухское Койсу.
    Большая горная река стремглав несла свои тёмные воды вниз, образуя порой, по пути, небольшие островки из ила, гравия, гальки и щебня. Река, ширина которой, от силы, составляет семнадцать-восемнадцать метров, порой разливалась на сотни метров. Это удивительно красивое действо. Примерно в пятистах метрах от села Буртанимахи мы остановились. Справа стоит величественная гора, слева ущелье. Над ущельем высится железный мост. Мы спустились к мосту и начали с большим интересов созерцать окружающий ландшафт. Мост когда-то служил своего рода и акведуком, так как на нём я заметил специальное место для водопроводной трубы. Железная водопроводная труба проходила внизу на склоне ущелья. В одном месте она обвалилась и держалась за счёт собственной силы. Получилось, что она уходила плавно вниз, и так же плавно поднималась вверх. Внизу был ещё один железный мост. Он был почти без перил. По нему тоже можно было ходить. С него ещё лучше можно было видеть всю мощь горной реки. Вдруг меня окликнула Заира. Она знаков указала, что основная группа направляется в противоположную сторону. Я обратно пошёл по мосту. Здесь тоже стоял заброшенный фруктовый сад. Исмаил и Заира админ нашли большое грушевое дерево. На нём виднелись с десяток средних зелёных груш. Арслан и Исмаил с помощью палок сбили их. В это время я заметил Хизри внизу на лужайке совершающего обеденный намаз. Я подошёл к нему после намаза и спросил, где он сделал омовение. Он ответил, что еще за обедом у речки совершил омовение. Тогда и я решил найти более подходящее место для омовения. Прямо у реки на плоской скале я нашёл небольшую выемку, которая беспрерывно наполнялась чистой родниковой водой. Здесь я и совершил омовение. В это время вся группа пошла наверх исследовать виднеющиеся скалы. Я совершил намаз и пошёл следом. Исмаил уже возвращался. Он сказал, что там они обнаружили водопад похожий на Зрыхский. Моё любопытство было задето. Я спешил на водопад. Действительно водопад высотой в двухэтажный дом был обворожителен. Точнее, это был каскад из двух водопадов. Из узкой горловины, выточенной тысячелетиями из скалы, вода ниспадала, образуя небольшое озерцо, дно которого было сложено из щебня и гравия. Тимур ловко взобрался по отлогой стене скалы и за считанные секунды оказался наверху водопада. Напротив, в скале было небольшое углубление. Видать, и здесь вода поработала. Моё внимание приковало одно любопытнейшее сооружение человеческих рук. Это была каменная кладка, служившая укреплением небольшой дороги шириной примерно в два метра. Внизу и наверху были эти кладки. Если наверху мы обнаружили полноценную дорогу, способную провести арбу с быками, то назначение клади внизу я так не понял. Видать, здесь проходила небольшая тропа, следы которой можно было увидеть. Я и Тимур поднялись на верхнюю дорогу. Шагая по старинной дороге, я внутри ликовал. Любое новое открытие для меня в радость. Здесь мы заметили овечий и коровий навоз. Мы было подумали, что по этой дороге осуществляют перегон скота. Местами кладка вдоль дороги доходила до несколько десятков метров. И вот в одном месте резкий провал глубиной в полтора метра – дорога прервалась. Тимур ловко прыгнул вниз и отошёл вправо. Я последовал за ним. Поднявшись на другую сторону по невысокому скальному обрыву, мы очутились у подножия дельты пересыхающей реки. В дождливую погоду река расширяется на несколько десятков метров. В сухую погоду она мелеет до уровня нынешнего водопада. Чуть поодаль виднелась грунтовая дорога, заброшенные абрикосовые сады. Как потом я выяснил за горой, что была напротив находится село Буртанимахи. А дорога, что мы видели ведёт в селение Куппа. Мы решили дальше не идти. Нам была интересна сама дорога, тянущаяся снизу вдоль скалы. На обратном пути мы сверху увидели верхний каскад водопада. Он оказался чуть короче нижнего каскада. Через несколько минут мы оказались у моста. Наверху нас встретила Луара и отругала за наш долгий визит к водопаду. Она переживала за то, что мы не успеем засветло доехать до музея. С одной стороны она права, но с другой – ведь у наших машин есть великолепные фары. Нам темнота нипочём. Не впервые ездим по таким поездкам.
  Мы едем дальше вниз в сторону села Ташкапур. Почти на всей протяженности дороги на противоположной горе тянулась та старинная дорога, что мы недавно изучали. Жаль, что никто не использует и не ремонтирует эту дорогу. Ведь её можно было использовать хотя бы для пешей прогулки или водить туристов, наглядно показывая колоссальный труд горцев в строительстве горных дорог и террас.
   Вскоре мы остановились на Красном мосту у села Ташкапур. Мы несколько раз проезжали по этому мосту. Вот и теперь с большим интересом смотрим вниз на Казикумухское Койсу. Жаль, что не знаю высоты моста. Думаю, что он составляет не менее тридцати метров. Чуть ниже в Казикумухское Койсу впадает река Барчурма, несущие свои воды от самого Аяла Базара. Мы поехали до пекарни и купили бутылку бузы и пару лавашей. Дальше мы свернули в село Хаджалмахи и поехали в сторону Леваши. У первого кольца нас ожидал Исмаил, который выехал, когда мы закупались в пекарне Ташкапура. Теперь наш путь пролегал к селу Нижнее Чугли. Из Леваши есть дорога в это село. По гравийной дороге мы ехали минут десять. Исмаил, Арслан и Заира админ тут не раз бывали. На окраине села среди живописных полей мы остановились. Рядом находилось три дома. В одном из ниже расположенных домов и находился «Музей палеонтологии и археологии с Нижнее Чугли «Тартар»». Он является филиалом МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения». Создателем музея является Хаписов Омар. На стенах музея были видны настоящие крупные аммониты и другие водные обитатели доисторического океана. Они были умело вмонтированы в стену. Мы не верили своим глазам. На полу у стены находился большой плоский камень с маленькими круглыми выемками. Посреди была более крупная выемка. Предполагают, что это солнечный календарь. Рядом стоит каменное сооружение для выделки овчины с колотушкой. На нём же лежат огромные фрагменты аммонитов. На полу также лежал огромный камень шарообразной формы. Часть его была отколота. Из камня выглядывал фрагмент аммонита. Омар привез этот огромный камень целиком домой дабы не разбить аммонит. На железных стеллажах находилось множество фрагментов аммонитов, кораллов, морских ежей, устриц, отпечатки водорослей и многое другое, что даже моё острое перо не вилах описать. Они были разной формы, цвета, размера, окраса и красоты. Были экспонаты нереальной красоты. На нижнем ярусе одного из стеллажей красовались черепки гончарных изделий. Весь двор музея, что находится под открытым небом, буквально усеян доисторическими находками. Работница музея открыла нам железные двери и сразу в глаза бросается сохранившийся скелет доисторического чудища – ихтиозавра. Ихтиозавр (Ichthyosauria) — вымерший отряд морских рептилий, существовавший с начала триаса до начала позднего мела (около 250–90 миллионов лет назад). По форме тела напоминали рыб, за что и получили название («рыбоящеры»). Длина видов ихтиозавров варьировалась от 1 до 26 метров (от 3 до 85 футов). Ихтиозавры напоминали как современных рыб, так и дельфинов.  Рептилия в длину полутора метра красуется на металлической конструкции. Меня поразили его чётко сохранившиеся зубы. Некоторые из них полностью торчат из пасти рептилия. На стене слева висят оленьи рога. На полу стоят пополам разрезанные аммониты. А вот и кости мамонта – подарок из другого музея. Есть стеллажи с разными красивыми минералами, полудрагоценными камнями. Очень красивые. На других стеллажах видим двустворчатые моллюски, рачки Трилобит, морские ежи, кораллы, окаменевшие деревья, аммониты Лабиринтоцерас и множество других представителей. Всё это юрского, мелового, нижнемелового, верхнемелового периодов.  Мы вышли из части музея.
   В доме находились ещё три комнаты, предоставленные для экспонатов. В доме мы разулись. Некоторые надели тапочки. Было чисто и уютно. На полу лежали ковры табасаранской ручной работы. Посреди комнаты стоял необычный, уникальный круглый стол. Уникальность его состоит из того, что он сделан из доисторических находок. Их аккуратно распилили и залили эпоксидным клеем. Поверхность стола шлифуют до блеска. Такие столы можно купить. На этом столе стоит красивый сервиз. Был также стол из разреза ствола огромного дерева, внутри которого был вставлен разрезанный пополам большой аммонит. Он также был залит эпоксидным клеем. Оригинально смотрелся на фоне множества исторических ценностей. Мастер удачно соединил доисторическую находку с современным дизайном. На стеклянных стеллажах стоят разная кухонная утварь из меди, серебра, бронзы. Здесь же старинная медная лампа. Потри его, может и джинн выскочит. На нижних стеллажах стоят глиняные балхарские кувшины, подносы, тарелки. Наверху красуются бронзовые самовары и кувшин. Было большое количество старинной посуды, папах, платков. Была чёрная бурка с красивым кинжалом, ножны которого были из серебра. Нас безмерно заинтересовал небольшой стенд, на которой висели элементы украшения конской сбруи. По словам автора находки Хаписова Омара: «Лет 10 назад не далеко от села Нижнее Чугли на скалистом склоне над обрывом я нашёл круглые диски. На поверхности я обнаружил и украшения, похороненную лошадь. Специалисты определили находку, как Аланскую культуру восьмого века».
    На одном из стеклянных стеллажей есть изделия из аммонитов. Они красиво смотрятся. Наши туристки приобрели их в качестве кулонов. На стеллажах лежали красиво обработанные минералы. Теперь они украшения для представительниц прекрасного пола. Внизу стояла миска, наполненная пионерскими значками. Точно такой же значок был и у меня. Я с детства сохранил его, пока старший сын не потерял его. И мне захотелось купить его. Я спросил работницу музея можно ли купить значок. Она любезно подарила мне и Луаре несколько штук. Мы поблагодарили её за подарок. Сделав множество фотографий, мы вышли во двор. Здесь мы решили снять общее фото. Попрощавшись с радушной хозяйкой Зиявудиновой Халимат Муртазалиевной, мы вышли на улицу.            
    Вечерело. Сумерки спустились незаметно. Мы сели в автомобили. Едем по просёлочной дороге. И здесь кругом поля, засеянные капустой. Капустным раем можно назвать этот край. Здесь живут трудолюбивый, простой, добродушный народ. Мы выехали из села. Теперь едем по улице Гамидова села Леваши. Доехав до кольца, мы свернули направо на Махачкалинское шоссе. Опять кольцо. Свернув налево, мы оказались на трассе 82К-012. Отсюда едем уже домой. Правда, по дороге мы изменили маршрут и заехали «на минутку» в Мекеги. Рядом с домом Гамидова есть небольшая смотровая площадка. Отсюда открывается великолепный вид. Ночью тысячи огней множества домов и улиц освещают ночное пространство. В ясную погоду видны огни и соседних селений. Мы любовались этой красотой и делились впечатлениями. Вскоре мы выехали из села.
  Проехав Чахимахи и следующий за ним мост, есть местечко, где можно отдохнуть. Я уже в третий раз сюда заезжаю. Обычно мы сюда заезжаем, чтобы заварить чай в самоваре. Сухих дров здесь нет, хотя деревья растут. Дрова мы берём с собой. Исмаил обеспечивает свет. У него в машине есть устройство, с помощью которого зажигается лампочка. Расположившись перед машиной, мы организовали небольшое застолье. Еды, конечно, было мало, но перекусить хватит всем. Как всегда, Исмаил и Арслан колдуют над самоваром. Через некоторое время кипяток готов, а следом и ароматный чай из душистых и ароматных горных трав. Хорошо беседовать в кромешной тьме под фарами автомобиля. Весело и шумно проходит час отдыха. Заезжать сюда нравится всем. Поужинав поздно, мы собираем свои вещи. Вот пришло время и прощаться. Садимся на свои машины и выезжаем, сделав полукруг вокруг небольшой горы, на трассу 82К-012. Все, кроме нас двоих, едут в Сергокалу. Мы едем в Избербаш. До свидания, друзья. До новых встреч.


Рецензии