Слова - тюрьма для мыслей или свет познания
Лежу на берегу реки, смотрю в небо. Голубое, даже синее небо и белые облака, плывут, постепенно изменяя свою форму. Никаких мыслей, блаженство.
Ночь. Я на крыше сеновала. Внизу корова жуёт свою жвачку и шумно вздыхает, а сверху, надо мной бездонное звёздное небо, как красиво. И душу наполняет чувство благоговейного восторга.
Сейчас всё не так, в голове заботы и мысли, оформленные в слова. Нет, они не толпятся, не мешают, но и не уходят, они плавно сменяют друг друга, даже возникает ощущение, что я ими управляю. Но того ощущения свободного от мыслей сознания нет.
С возрастом мы научаемся, нас обучают всё называть словами. И вот уже нет ничего не названного словом, всё поименовано, все наши чувства, восприятия получили имя, образовались понятия. А в сознании образовалась картина мира из связанных между собой поименованных кусочков мироздания, понятийная картина мира. И теперь сознание в ней как в паутине.
Исчезло чистое детское восприятие окружающего, чарующее своей таинственностью и появились знания о мире. Ну, а как же без знаний, нельзя же всю жизнь с детским восприятием, в конце концов, и работать нужно начинать, на хлеб зарабатывать, взаимодействовать с другими людьми, как без знаний, как без слов. А там и дети пошли, а их учить, воспитывать нужно, как без знаний, как без слов, как без понятий.
Что же такое эти понятия, как образуются и какова их роль в жизни человека.
Образование понятий связано с двумя врождёнными, генетически обусловленными способностями мозга:
- способностью выделять из потока информации отдельные объекты;
- способности мозга связывать в единый смысловой комплекс близкие по времени восприятия.
Так ещё на дословесном уровне появляется смысл воспринимаемого явления, события. С появлением слов, слово связывается с объектом, событием, явлением, ощущением. Объекты восприятия получают имя, а слово смысл. Так рождаются понятия.
Вначале в сознании появляются понятия с конкретно чувственным содержанием (смыслом), в понятия облекается то, что человек видит, слышит, ощущает. На основе этих понятий возможно образование понятий, содержание которых не воспринимается непосредственно, например понятие атом. Видеть мы его не можем, но в сознании образован образ – в центре положительно заряженное ядро, на орбитах отрицательно заряженные электроны. Создаётся понятие электрический ток, как направленное движение заряженных частиц. Этот образ на уроках физики можно и желательно закрепить рисунком. Предложение нарисовать электрический ток вначале вызывает недоуменные вопросы. Но после недолгих размышлений электрический ток нарисован, зрительный образ электрического тока в сознании ученика сформирован. Так создаются понятия физики, химии, биологии, так создаётся принятая на настоящий момент научная картина мира в понятиях.
Произведениями художественной культуры, создаются понятия из области эмоций, чувств: совесть, сочувствие, дружба, любовь. Эти чувства человек переживает, а произведения культуры расширяют, дополняют, возвышают эти чувства. Происходит так называемое воспитание чувств, должно происходить, иначе, зачем она тогда нужна, эта культура и искусство.
Итак, понятие – это неразрывная связь слова и смысла, конкретно-чувственного или абстрактного. Произнесли, помыслили слово и вот он возник, проявилось в сознании конкретно- чувственный образ. Увидели, услышали, почувствовали и в сознании слово.
Благодаря словам в сознании происходит объединение в единую смысловую сеть тех образов, которые воспринимались отдельно по времени и по месту. Благодаря слову, мы можем произвольно оживить в памяти то или иное переживание, ту или иную мысль. Благодаря слову, мы можем додумывать мысли, строить в сознании программы реагирования на те или иные мыслимые события, ситуации. Без слов оживление образов, программ поведения возможно только при непосредственном восприятии ситуации, когда нужно немедленное реагирование.
И при всём при этом слова – это паутина для сознания, выйти за пределы понятийной картины мира сознание не может. Что, такое атом на самом деле, как он устроен, это нужно исследовать и понимать, но существующий в сознании образ атома мешает этому. То же самое и с электрическим током и с другими важнейшими, основополагающими феноменами бытия.
Говорят, существуют практики погружения в глубины сознания туда, где нет слов и там можно приобрести трансперсональный опыт. Практики индийской йоги, которым многие тысячи лет, практики религиозного сознания и постижения чего-то необычного. Но всё это остаётся внутри. Что бы вытащить наружу, на поверхность сознания опять необходимы слова.
Свидетельство о публикации №225110800539
- строчка из моего стиха. Без слов спокойно живут на земле миллиарды животных.
НЕ будет слов - человек превратится в красивое Животное.Будет лежать на крыше и мечтать, пока не захочет есть....
Альберт Орсичев 19.11.2025 11:31 Заявить о нарушении
Сергей Карпов 6 19.11.2025 11:36 Заявить о нарушении