Темы войны и лагеря в русской литературе
«Почему лагерная тема Лагерная тема в широком её толковании, в её принципиальном понимании - это основной, главный вопрос наших дней. Разве уничтожение человека с помощью государства - не главный вопрос нашего времени, нашей морали, вошедшей в психологию каждой семьи? Этот вопрос много важнее темы войны. Война в каком-то смысле тут играет роль психологического камуфляжа (история говорит, что во время войны тиран сближается с народом). За статистикой войны, статистикой всякого рода хотят скрыть «лагерную тему».
Трудно говорить что ужаснее из двух трагедий война или лагерь.
Мой отец прошёл войну военно-полевым хирургом от Ленинградской блокады с её голодом и до Берлина. Оперировал под бомбёжкой, когда медсестре подающей ему кетгут осколком снаряда срезало голову. И тем не менее, как мне кажется, лагерь страшнее тем, что человек в нём абсолютно одинок в отличие от войны, когда интересы солдата могут совпадать с интересами государственными. У него могут быть друзья, боевые товарищи, в тылу матери дети и жёны. И есть чётко обозначенный враг. Война расчленяет тела,лагерь расчленяет душу. Человек одинок абсолютно. Там, как пишет Шаламов, дружбы невозможны, а жёны и дети отрекаются от своих близких.
Наиболее совпадающе по печальному восприятию войны моим отцом писали - Василий Гроссман («Жизнь и судьба»), Георгий Владимов («Генерал и его армия»), Николай Никулин («Воспоминания о войне» Борис Горбачевский («Ржевская мясорубка»), повести Константина Воробьёва, роман Астафьева «Прокляты и убиты» .
О лагерях же уже написано достаточно много и хорошо, и наряду с хрестоматийным «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицына можно и должно упомянуть - Рассказы Варлама Шаламова и повести Демидова, «Погружение во тьму» Олега Волкова, «Путь» Адамовой Слиозберг, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского и проч.
К сожалению в российском обществе существует огромная диспропорция в памяти о войне и в памяти и лагерях и репрессиях. Если память о войне даже поощряется до определённых пределов, выгодных государству, то память о лагерях и репрессиях приглушена. Отсюда в народе живо сочувствие к участникам и жертвам войны, чего практически лишены миллионы пострадавших от террора большевиков. Мало того - возрождается культ Сталина, бесстыдно отрицается сам факт этих жертв, да и в самом народе сохраняется, видимо, на уровне подсознания опаска касаться этой темы. Кроме того в теме лагерей есть скрытый упрёк обществу и церкви в равнодушии и конформизме и обывателю неуютно это осознавать.
Свидетельство о публикации №225110800641