Он ушёл
Он ушёл… Совсем ушёл, хоть и не из жизни, но эта работа и была смыслом его жизни. Он ушёл не по своей воле, после 30-летнего стажа работы только в этой должности на работе, которую считал своим призванием и к такому выводу пришёл не со школьной или студенческой скамьи. Нет. Он не выдержал ни физически, ни, главное, психологически. И конфликт на работе едва не привёл к более трагическому исходу – второму инфаркту. Изначально, получив техническую специальность, он также работал, отдавая полностью, без остатка свой потенциал, все знания и умения, желание и терпение, затем уже накопленный опят и стремление всегда быть лучшим, первым и не ради наград, а потому что стремления к профессиональному совершенствованию, присутствовали к нём, в его сознании всегда.
Да, конечно, его профессиональная карьера не была идеальной прямой, поднимающейся в гору. Этому мешали его качества, его принципиальная жизненная позиция, которой он следовал всю жизнь. Он никогда не кривил душой, был прямолинеен, откровенен, не мог врать и лицемерить, «заигрывать» с начальством и льстить ему, ради своих корыстных благ.
Он был высококвалифицированным специалистом, получившим хорошее высшее образование по специальности «механизация сельского хозяйства», квалификация – «инженер-механик». Развал огромного Союза и переход страны «на рельсы» западного, капиталистического стандарта, внёс коррективы не только в его дальнейшую трудовую деятельность, но и всей страны, даже не одной, а множества тех, которые из-за этого распада, стали «суверенным».
Он ушёл… Он ушёл с тяжелым камнем на сердце. Ведь столько лет творческого, интеллектуального труда, с энтузиазмом и полной самоотдачей были отданы этому, не производству, а учреждению, в котором он проработал, с небольшим перерывом, с середины 90-х, со дня создания этого учреждения до сего дня. Чем был отмечен его многолетний труд со дня открытия, за все годы, когда сотрудникам присваивают почётное звание – «Ветеран педагогического труда» — это звание, которое присваивается учителям, педагогам-психологам, социальным работникам и другим сотрудникам образовательных учреждений, проработавшим в этой области не менее 25 лет. Получил?! Нет, конечно. Почему? Он об по этому случаю никогда особо сильно не расстраивался и не задумывался. А когда подумал, то быстро пришёл, хоть и к необоснованному, к своему личному мнению – видимо потому, что десять лет этого трудового стажа было отработано им, будучи пенсионером. Не важно. А, как же в смысле наград? О чём вы? Его награды: бессонные ночи в разработке интересных инновационных уроков, средств промежуточного контроля, анализа снижения интереса к получению профессиональных компетенций подопечными; в часы досуга, в выходные дни и во время продолжительного трудового отпуска он не забывал о работе.
Первые три года, как и в предыдущем учреждении такой же направленности, он посвящал развитию средств технического оснащения уроков и наглядности, созданию стендов, моделей и прочего, без чего объяснять материал можно было вслепую или на пальцах. И было обидно смотреть, как то, что было создано его руками, бескорыстно и никем, никак не оценено, было или разворовано, сдано в пункты приёма черны и цветных металлов, сломано и приведено в непригодный или в «плачевный» вид теми, для кого они и создавались. Вы скажите: но труд же был замечен и отмечен!? Это вы о чём?
Он ушёл… Он ушёл непонятым теми, кому он своим трудом показывал пример. А зачем им этот пример, ставший результатом того, советского воспитания и жизненных принципов, от которых так быстро и с удовольствием отказались те, кто это, если и знал, то считал всё это «пережитком прошлого». Сейчас всё иначе. Почему? Да потому, что они, если и учились, то по учебным стандартам написанных в 90-е западными политологами демократических преобразований, действие которых, их результат мы теперь «пожинаем», встречая врачей, педагогов, руководителей производственных подразделений, когда приходится к ним обращаться или слыша отзывы о их работе. Какими будут уже их дети и их внуки, а наши правнуки? Тревожно становится, когда задумываешься об этом и даже страшно. О ком, о ком, а «чем дышат» молодые люди ему-то, проработавшим с таким контингентом три десятка лет, получше, чем другим известно. Он был педагогом-наставником отцов тех, с кем ему пришлось невольно столкнуться в дискуссиях, организованных самими молодыми людьми, которые себя считают «пупами земли», а он должен «вращаться» вокруг них, они диктуют условия, «заказывают музыку», под которую он должен отплясывать…
Он ушёл… Настало тревожное, если не сказать страшное, время. Может быть он перестал удовлетворять руководство и коллег своими устаревшими жизненными принципами и убеждениями, богатым, но не их, «не демократическим» опытом работы, когда на учебным занятиях обучающиеся, как и самим педагогам дозволяется «всё», только не входящее в требования профессиональных качеств будущих специалистов, их моральных и обычных человеческих качеств, не говоря о духовных. Главная задача педагога – сделать так, чтобы подопечные боготворили их. За что? Понятно, за что. За то, им позволяется пости всё, «пять степей свободы». Для них самих труд является непосильным, они приходят на работу уставшими и потому на работе отдыхают, тем самым дают возможность и подопечным «оттопыриваться» во время занятий, которые сокращены, практически, наполовину. Требовательность и уровень знаний, компетенций сведён практически к нулю. Ответ какой: они к нам такими пришли! А четыре годы, которые они здесь «протирают штаны», что они должны опускать свой уровень или строго держать его не выше уровня плинтуса?! Вольность на занятиях, неэтической поведение и нарушение внутреннего распорядка в стенах заведения, на территории и за её пределами. А где наставники? «Отвисают», устают очень сильно и так, что «пятую точку» оторвать от мягкого места – вызывает физические и духовные страдания.
Он ушёл… Он пытался бороться, он боролся, пока были силы духовные и физические. Он устал… Много лет противостояния того, чего в принципе не должно было быть. Он доказывал постоянно то, почему, если они все – «чёрные вороны», то это правильно, а он, если он «белая ворона», что и их раздражает и не должен раздражать их этим контрастом – не правильно. Он – изгой. Он изгой не сегодня, когда ушёл, он – изгой с многолетним стажем. Просто раньше у него хватало сил нейтрализовать галд «чёрной стаи», а теперь уже нет. Еще 10-20 лет назад он мог найти соратников, единомышленников, но время беспощадно – их больше нет. Они ушли… И многие ушли безвозвратно туда, где их ничего не волнует, там хорошо, там нет галда «чёрной стаи». Он оставался последний. И перед стаей стояла задача – «убрать» его любыми средствами. Все средства, для достижения, даже не благих целей, хороши, как известно. Как говорится в известной поговорке «Один в поле – не воин». Да, известны многие случаи, когда один отважный воин сдерживает натиск полчища противника и, чаще всего геройски погибает, но не сдаётся. Что касается его, то он ушёл, но не сдался, у него убрали поле битвы, бойцовский ковёр. Кто-то скажет, если прав, то добивайся своей правоты в административных аппаратах. Сейчас модно всё выкладывать на сайты и страницы интернета, публиковать в СМИ. А зачем? Чтобы доконать себя в тяжба, дошатать до предела и так нестабильно психологическое состояние и физическое здоровье?
Он ушёл… Он просто ушёл, оставив этот «осиный рой», этот «змеиный клубок», этот «сатанинский шабаш», а почему? Вы любите, когда вам говорят правду в глаза? И говорят не однажды, а периодично по мере необходимости, кому понравится? Вы скажете, что осуждать – грех. Да, это именно так. Но, если действия твоих коллег разваливают то, в зачатке чего, в заложении первого кирпича в фундамент ты стоял и сделал немало для выхода из «нулевого цикла» постройки до её кровли. А теперь происходит разрушение этого прочного здания. Нет, это не они начали это разрушение, они просто послушные исполнители того, что было начато ещё в те годы, когда мы отказались от той лучшей в мире системы образования, которая давала отличные всходы, специалисты подняли научный и промышленный потенциал на высочайший уровень. Мало того, что разрушили собственную промышленность и сельское хозяйство, завалили страну импортными товарами, допустили отставание технологий на десятки лет, разрушили непоколебимые ранее устои системы образования. Просто убили большую часть профессиональных училищ, готовивших грамотных профессионалов, когда тракторист или электрогазосварщик обучался, с получением среднего полного образования – 3 года, без получения, на базе 9 классов – 2 года. Это не 3-4 месячные курсы трактористы или сварщика – это глубокое изучение и освоение общих и профессиональных компетенций, организации и технологии производства основных видов работ. «Трухануло» и техникумы, они не просто стали колледжами, хотя введение всего западного стало модным.
В настоящее время, в отличие от времён 30-50–летней давности, молодые люди не хотят получать знания, умения и навыки, они желают получить лишь «корочку», диплом не всегда и не всем, но помогает устроиться в профессиональной сфере и часто не профилю специальности. Особенно это ярко проявляется в тех учебных заведениях, где обучение осуществляется на платной основе. Отпрыски и даже их родители считают, что если оплачено обучение, то они не обязаны получать знания и профессиональные компетенции, что они автоматически появятся тогда, когда заветная корочка будет в их руках. Они станут профи.
Он ушёл… Он ушёл изгоем. Он не мог принять такие, на его взгляд недопустимые веяния в учебно-воспитательной работе учебных заведений. А вернее, в полном отказе от одной из важнейших составляющих её. В его время был девиз для выпускника учебного учреждения (в крайнем случае, он его придерживался и не только): «Специалистом хоть не будешь, но человеком должен стать». О чём тут речь? О воспитательной функции образования. Студенты 3-го и даже 4-го курса не знают даже имени отчества преподавателей, которые вели у них курс дисциплины или междисциплинарный курс. И на зачёте или экзамене, когда педагог в шутку задаёт такой вопрос, вспомнив анекдот: «Как меня зовут? – а затем другой, – Как называется изученная дисциплина?» – понимает, что зря он так пошутил. Глядя в удивлённые глаза студента, читает в них недоразумение и немой ответ: «Во, гад, «валит»! К тому, что они давно не приветствуют педагога в аудитории, они его просто игнорируют. Кто-то спросит, а чем занимается куратор, т.е. классный руководитель? Сказать?! Он боится заниматься воспитанием подопечных и проходит мимо, сделав вид, что не слышит, когда кто-то не шёпотом, а горланит нецензурную брань на территории учебного заведения или прям в аудитории и во время занятий. Телефоны, смартфоны – «бич ХХI века». Правила внутреннего распорядка и их запрет не работает. «Дискотека» – норма для учебного занятия, когда все развлекаются в то время, когда педагог что-то мурлычет у доски и пытается «достучаться» до того места в разуме слушателей, где должна быть адекватность поведения.
Пару дней читаю в интернете. В какой-то школе учитель, взял за руку и попытался отвести нерадивого ученика в кабинет директора, как было в наше время и как мы боялись этой процедуры вызова «на ковёр». И что вы думаете? Заработал 1,5 года условного срока, со всеми побочными и возместить ученику (родителям) 120 тыс. рублей за моральный ущерб. Вот так-то. Может быть, потому и прячутся все его бывшие уже коллеги по кабинетам на перерывах, а порой и нет уж редко и во время занятий, от двадцати минут до получаса, а-то и вовсе, чтобы заработать «вшивый авторитет», став одним из любимчиков среди обучающихся отпустить на полчасика раньше на перерыв, чтобы детки покушали, успели подурить-пошалить и ещё после этого опоздать на следующую пару занятий на 20 минут. Это же на здоровье деток благоприятно, когда вместо 10-20 минут – часовой перерыв между парами занятий. Он, что этого не понимал, пытаясь чего-то добиться от тех, для кого посещение альма-матер – время для встречи с друзьями-одногруппниками и развлечения? Отсталый человек, не иначе.
Он ушёл… А как он мог еще поступить, если любая жалоба на него толи индивидуальная, на ухо руководителя, толи групповая, когда толпа «ходоков» окружает директора и трещат на перебой о том, какой садист этот «препад». «Да он вообще изверг, задаёт домашние задания, пытается устроить устные или тестовые опросы… Мы, что деньги для этого платим за обучение? И почему он нам двойки ставит?..» Руководитель, конечно, должен принимать какое-то решение. Кого сделать виновным? Если студента – родители «понесут» на языках так, что и до прокуратуры дойдёт… А, если обвинить преподавателя – это менее опасно для моего авторитета, я же руководитель, да строгий руководитель, требовательный… Это плюс! А, что делаю кураторы? Думаете, что они информируют родителей о недостойном поведении и успеваемости их чад? Ага, щас! Тоже на падают на требовательного педагога, а, если он и есть единственный в коллективе? Все шишки на нём. Студента обидеть нельзя, себе дороже. А старого (хотелось сказать заслуженного – кто такое вам сказал – изгоя) педагога, с формулировкой «не умеет работать с молодёжью», можно и нужно.
Он ушёл… А мог бы остаться, перетерпеть, дождаться, когда инцидент утихомирится, уляжется, сделаться, как ВСЕ и «сопеть в две дырочки», работать дальше, зарабатывая прибавку к пенсии. Что вы говорите? О качестве образования? А кому это надо? Для сводок? Так бумага всё стерпит, можно подкорректировать: двоечникам поставить «четвёрки», а троечникам – «пятёрки» и «качество» обеспечено и успеваемость 100%. А по факту? Да кто его будет проверять?!
Кто-то, может быть, и мог бы, но не он. Его уже «опустили до уровня плинтуса». Ему было больно это осознавать, но скрипел редкими зубами и терпел. Сейчас ему предлагалось задвинуть свои «амбиции», которые он называет иначе – должностные обязанности и требования учебных стандартов к специальности к оценке общих и профессиональных компетенций засунуть куда подальше и забыть о них. Времена изменились, у нас «западные стандарты», мы и должны «прогнуться» под запад во всех смыслах. Нам нужны дипломированные дебилы. Почему однажды вынесли вопрос о дебилизме в обществе и одумавшись, задвинули куда подальше, молчат. Только проходной бал (процент) правильных ответов на ЕГЭ снизили в разы. Он считает, если экзаменуемый правильно отвечает только на четверть вопрос, даже не на половину, то кто он… Умственно отсталый. Попробуйте сказать это вслух – вас забросают всем, что под руку попадёт.
Не смог он опуститься ниже плинтуса и жить, как таракан в подполье. Не смог, не выдержал, даже сорвался. Хорошо, что он не ударил в лицо того, кто кусал его «цеповым псом» – это была женщина. Он не мог её ударить, хоть за такие вещи, обвинения, унижения и стоило бы. Тут слова в качестве контраргументов уже не работаю.
Он ушёл… Кем он был, «последним динозавром» или «мамонтом»? Думается, что не последний, но то, что таких сейчас остались единицы – это уж точно. Можно его сравнить в Дон Кихотом? В чём-то, конечно, можно. Насколько он прав в своих принципах и суждениях? Трудно однозначно ответить. Скажу лишь словами известно спортсмена и артиста, ставшим легендой и в философских высказываниях, это Брюс Ли. Он сказал: «Если вас критикуют, значит вы делаете всё правильно. Потому что люди нападают на всякого, у кого есть мозги». Вот с этим высказыванием стоит согласиться, так как оно подтверждено множеством жизненных ситуаций. Умный часто имеет совесть, не может лицемерить, лгать, лить грязь на другого. Вот белая ворона, если её обольют грязью, отмоется, а чёрная – никогда. Они делаю подлые поступки, подставляю, подключают свою хитрость (как правило умным это свойство не нужно, они им не пользуются, надеясь на ум), бьют в самые слабые места запрещенными приёмами и прочее. Для них, подлость – способ существования и обогащения.
Изменится что-либо в коллективе, в учебном процессе, в качестве образования? Конечно! В какую сторону, время покажет. Но судя по тому, куда катится вся система просвещения, образования и науки, то… Пессимистические мысли? Может быть. Вспоминая свои студенческие годы, пришедшие на начало 70-х годов, приходит на ум студенческая фольклорная песня:
Как получим диплом, гоп-стоп-дуба,
Махнем в деревню.
Соберем мужиков, гоп-стоп-дуба,
Распашем землю.
Посеем рожь, овес, ячмень, и кукурузу.
И прославим колхоз, гоп-стоп-дуба,
По всему Союзу…
А моя бабушка говорила: «Пожить ещё хочется… чтоб посмотреть, что дальше будет…». Что будет завтра? Кто будет у руля, куда будет развиваться общества, по закону какой функции, вверх или вниз. Вопрос, конечно, интересный. А его нужно было решать всегда, ни завтра, ни сегодня и ни вчера – намного раньше. Как мы «упали» в 90-е. Запад до сих пор не нарадуется, как всех нас и во всём опустил. Что и сейчас будем совершать те ошибки, которые были допущены 30 лет назад?!
08.11.25 г.
Свидетельство о публикации №225110800713
