Правитель мира

                Часть 1
      Небольшой Колымский посёлок Мальдяк, как призрачный мираж, чернел в морозном тумане. Тёмные бараки с малюсенькими окнами, жалобно поскрипывали  на пятидесяти градусном морозе. На улицах безлюдно и лишь прямые, уходящие в небо, столбы дыма от печных труб, повествовали о жизни, теплящейся за обшарпанными стенами низкорослых домишек. Зимой 1957 года, лютый холод не позволял жителям посёлка лишний раз открывать дверь, чтобы не охлаждать дома, обжигал лёгкие и  разрушал камень и сталь.
    Скрип полозьев нарушил хрустальную тишину, искрящегося бриллиантами бездонного неба. Лошадка с ледяными ресницами, накрытая попоной, втащила на косогор сани с огромной деревянной бочкой.
    -  Вода -
    Прорычал огромный, закутанный в тулуп, водовоз. Обледенелый черпак в его руках, казался алмазным молотом. Из домиков, гремя вёдрами стали выбегать люди. Оказалось, что великан весёлый и жизнерадостный балагур.
    - Чтоб воды напиться, надо торопиться -
   Приговаривал он наливая воду  тяжеленным черпаком. Оказалось, что  его слова не шутка. Деревянная бадья прямо на глазах превращалась в ледяную глыбу. Вода закончилась через несколько минут
     Нам с сестрёнкой досталось два ведра воды. Хватит на суп и на чай. Чтобы умыться, придётся таскать с улицы  и растапливать снег.
     Когда морозные сумерки поглотила, чёрная ночь, вернулась с работы мама. Чудесный запах морозного, свежего хлеба заполнил комнату. Обняла нас и как всегда накинув на наши спины тёплые платки, стала готовить ужин и обед на завтра. Рыбный суп, из вымоченной от соли, пожелтевшей горбуши, сваренный с сушеным картофелем, луком и томатной пастой. На второе, горбуша жареная. Отварной китайский рис, на гарнир. И конечно сладкий чай.
    Когда всё было готово, мы стали ждать. Конечно очень хотелось есть, но несравненно больше хотелось обнять папу, увидеть его доброе лицо, ощутить силу его рук, которыми он подхватывал нас с сестрёнкой и поднимал под потолок. Не было случая чтобы он не приносил какой нибудь гостинец из тайги. То сухарик от зайчика, то орешки от белочки, или грибы от бурундука.
    Вот и сегодня фырканье лошади, и звяканье подков о лёд, известили о его приезде. Клубы морозного воздуха ворвались в нашу маленькую, ветхую комнатушку. А из них как настоящий дед мороз появился отец, его чёрные как смоль волосы, борода сияли хрустальными нитями. Ещё больше светилось радостью его лицо. Скоро Новый год и он привёз из тайги, от подножья горы Три богатыря, небольшую лиственницу. За две недели она оживёт в тепле и оденется в нежный изумрудный наряд. Мы нарядим её звездочками из фольги, фаньтиками   конфет, гирляндами из газетной бумаги и  разделим с ней радость встречи Новогоднего праздника.
     Обняв нас, маму, он поспешил отвести лошадь в конюшню:
    - Она хоть и под попоной, но быстро остынет на морозе -
    Минут через пятнадцать, вернулся и
стал рассказывать об удивительной встрече:
    - Еду по лесной дороге. Навстречу рыжая лисичка выбегает и спрашивает: "Летом встречала добрых и послушных детей, мальчика Сашу и девочку Нину. Передайте им мой гостинчик".
     "Спасибо лисичка, я их папа"
     Гляжу, а её уже и след простыл. Вот вам от неё две конфетки -
    Мы с восторгом принимали подарок. Но мне кажется, что папа радовался нашим счастливым физиономиям больше чем мы.
    Дружно усевшись за стол, уплетали простую еду и нам казалось, что это самое лучшее место в мире.
    . . . 1959 год принес не забываемые события. Нашей семье дали комнату в новом бараке. В нём не надо топить печь, там есть водяное отопление. Я без конца глажу горячую батарею. Радуюсь и удивляюсь мягкому и равномерному теплу в комнате. Ведь от железной печи, сначала не выносимо жарко, а ночью, когда прогорит, мороз быстро залезает даже под одеяло.
    На новоселье папа привёз с Сусумана, яркий настенный коврик, будильник со светящимся циферблатом. Но от одной вещицы я не мог оторвать взгляд. Это цанговый карандаш со Спасской башней в стеклянной колбочке. Маленькая звездочка на башне сияет рубином. Я в полнейшем восторге, оказывается в нашей стране делают такие чудесные вещи.
    А главное, я ученик первого класса. Наша школа, это три смежные комнаты в конторе прииска.
    Огромный мир, вместе со знаниями вливаются в  детскую душу. На уроках мы скрипим перьями и распеваем песни:
    - Мы сыны батрацкие, мы за новый мир...
    - Помнят псы атаманы, помнят польские паны...
    В магазине полно солёной селёдки, кеты, горбуши. Красная икра продаётся прямо из двухсотлитровой бочки. Растительное масло, вино, пиво   в бочках. Сливочное масло тоже солёное.
    Американцы поставляют сушёные овощи: картофель, лук, морковь, свеклу и разные консервы.
    Австралийцы - мороженую баранину.
    Но больше всего меня восхищают наши "китайские братья". К Новому году, они привозят красные, сладкие яблоки и золотистые мандарины. Каждый плод завернут в белую мягкую бумагу, в коробках пересыпанных зерновой шелухой. Удивительно красивые полотенца, термоса, свитера... вкусные консервы с яркими этикетками. А их рисунки, изящные и сказочно прекрасные, создавали в моём воображении страну, живущую в гармонии и чистом свете.
    Однажды я услышал древнее пророчество:
    " В мире будет править жёлтая раса с Красной звездой "
    Кто станет правителем Мира? Этот вопрос будоражил нас, мальчишек, которые никогда не выезжали из посёлка. Конечно хотелось чтобы это была наша страна. Но ведь люди жёлтой расы, живут в Китае и других странах.
      Наши познания были анекдотично малы. Однажды мама взяла меня в районный центр, посёлок Сусуман. Увидев двухэтажный дом я удивился:
    - Смотри, мама, дом на доме стоит -
    Взрослые расмеялись.
     Как то на уроке, наша пожилая учительница, грустно сказала:
     - Вы увидите, какой прекрасной станет наша страна в 2000 году -
     Это время мне казалось фантастически далёким, а реальность была суровой и пугающей. Каждое утро в посёлок приезжали грузовики, из которых выводили заключённых. Пока они шли к огороженной колючей проволокой и сплошным деревянным забором, строительной площадке, пацаны дразнили их:
    - Заключёшки, чёшки...
    Я же с мистическим страхом и детским любопытством вглядывался в эту многоликую колонну. Одни, равнодушно месили первозданный снег серыми валенками и не обращали на крики внимания. Другие, добродушно улыбались, видя в нас простых испуганных мальчишек. Заключённые строили дома. Мне казалось, что это военнопленные.
    Позднее я узнал, что  на Мальдяке, кроме настоящих преступников работали в заключении артисты, военные и величайшие люди нашей страны:
     Создатель космических кораблей Королёв Сергей Павлович,
     Советский авиаконструктор Туполев Андрей Николаевич.
     Легендарный, не сгибаемый генерал Горбатов Александр Васильевич.
     Работал в зоне прииска актёр Жжёнов Георгий Степанович.
    Война давно закончилась. Товарищ Сталин умер, но на прииске продолжаются ночные дежурства, введённые им в суровые годы борьбы с немецкими захватчиками. Однажды и мы с сестрёнкой, всю ночь дежурили с папой в диспетчерской. В ожидании звонка, папа рассказал нам как дежурил на прииске Комсомолец в 1947 году. В то время там трудились человек двадцать вольнонаёмных и несколько сотен заключённых. Практически каждый день гибли люди, в основном от драк и поножовщины бандитов и предателей.       Кстати папа считал, что заключенным обеспечивали минимальные условия, чтобы они могли работать. Тёплые валенки, ватные штаны, фуфайка, шапка.  Именно для этого их привезли в этот суровый край.
     Начальник прииска Борчин, даже показал папе отдельное кладбище, где были захоронены десять расстрелянных уголовников. Никто не мог убить осуждённого без решения суда, расследования, учёта каждого случая. Не для этого их везли за полярный круг.
    Сейчас в посёлке было спокойно. Двери комнат в бараках и домах   никто не закрывает на замки. А рабочие механического цеха, дружно живут и работают в созданой ими комунне, по принятому Уставу. Да, да. Деньги в "общий котёл", еду готовят на всех, питаются вместе, за одним столом, обсуждают производственные проблемы.
    Я был очень горд, что занимался важным делом, охранял сон своих друзей и знакомых.
     Вообще-то тогда в каждом доме, на стене весело огнестрельное оружие. Оно продавалось без ограничений. Особенно много было, винчестеров и малокалиберных винтовок. Но преступлений в посёлке не было. Жили дружно. Праздники отмечали большими компаниями, много пили, но при этом пели песни, плясали и веселились от души. А ведь большая часть жителей, это бывшие заключённые.
     Так наши соседи в девятом бараке, тётя Катя, дядя Гоша, были со Львова, говорили бендеровцы. Но для меня очень душевные люди. Однажды из отпуска они привезли мне игрушку, огромный металлический автокран. Это же надо, тащили через всю страну.  У меня до сих пор сохранилось фото, где мы сидим с ним на кривом крылечке барака.
     Наверное одна из главных проблем северян, нехватка свежих овощей, как следствие недостаток витаминов в организме. Летом, сестра папы, тётя Галя, присылали нам из Сибири в посылках свежий лук. Но девять месяцев, в мороз, высылать, завозить свежие овощи было невозможно.
     Весной, когда появлялись молодые сладкие побеги ивы, мы объедали их не хуже зайцев. Потом наступала пора голубики, осенью брусники. Ягоды дополняли скудный стол северян. Свежие овощи появлялись только осенью. Это была капуста, картофель, морковь ... Поэтому на зиму папа с мамой солили бочку капусты. Собирали и замораживали до пяти вёдер брусники. Закупали несколько мешков картофеля и всё это хранилось в той же комнате, где мы жили. Лето было настолько холодным, что не возможно было поверить, что здесь можно что то вырастить. Но однажды кто то из соседей, посадил в земляной заваленке  несколько редисок. Весь посёлок ходил полюбоваться ярко красным чудом. Вообще не хватало всего. По приезду в посёлок чай кипятили в жестяных банках из под томатной пасты,  а пили из стеклянных.
     Удивительные перемены начались в 1961году. В школе нам рассказали, что   руководитель Советского Союза Никита Сергеевич Хрущёв, заявил, что нынешное поколение страны будет жить при коммунизме.
    Мы часто играли на Пионерской сопке, рядом со столовой, куда забегали погреться. И однажды в столовой появился бесплатный хлеб, горчица и перец. Это было удивительное событие для всех жителей посёлка. Для нас, лишний повод забежать в столовую.
    А что? Мы с Витькой Барковцом, покупали на десять копеек, чай и яичко, а хлеб, ешь сколько влезет.
     Вскоре открыли в посёлке новый магазин самообслуживания, где работал чудесный автомат для поштучной покупки конфет. В нём продавали посуду, одежду, обувь.
     На стройку перестали возить заключённых. Говорили, что всех "политических" освободили, уголовников перевели в закрытые зоны.
    Свежий ветер перемен будоражил душу и рождал уверенность, что именно Советский Союз станет самой могучей и справедливой страной в мире.
     Но уже в сентябре этого года, всех взбудоражила новость,  что тело товарища Сталина убрали из мавзолея. Кругом все считали, что это страшная ошибка. Помню с каким подъёмом бывшие заключённые и участники Великой Отечественной войны пели:
     - Артелеристы, Сталин дал приказ...
     Их глаза светились гордостью, отвагой и бесконечным уважением.
     А ещё, заключённые построили несколько двухэтажных домов в посёлке. И нашей семье выделили квартиру. Кухня, три комнаты, водяное отопление, кирпичная печь. Настоящий дворец. Моей радости не было конца. Да. Наша страна, самая лучшая!
      Прииск Мальдяк успешно выполнял план по добыче золота. За это лучших работников наградили ценными подарками. Нашему соседу бульдозеристу Лампика, вручили орден Ленина, и дали самый современный бульдозер С-100.
     Папе подарили магнитофон Яуза. Все соседи приходили посмотреть на чудо техники. Директор прииска Борчин, вручил папе хрустальный набор: графин, поднос и шесть рюмок.
    А ещё, папа купил холодильник "Саратов". Теперь можно было хранить продукты, не только за окном.
    Но, когда друг отца приехал в посёлок на собственном автомобиле "Волга-21", я уже не сомневался. Советский Союз, моя страна, самая лучшая в мире.


Рецензии