Меланхолическая осень

         За окном стояла поздняя осень. Почти вся нарядная листва опала. Буйство красок в природе сменилось  порой аскетизма. Однако изредка всё ещё можно было встретить трогательную, скромную берёзку или другое дерево с трепещущими на ветру последними желтыми листочками. Под ногами приятно шуршала опавшая листва, а после дождя, воздух был насыщен её неповторимым ароматом. Земля готовилась к зиме.

           В жизни человека тоже есть такая пора. В молодости кажется, что весна и лето не закончатся никогда, что старость настигнет кого угодно, только не тебя. Более того, она представляется чем-то скучным и отвратительным. Полина Сергеевна тоже так думала. Однако сегодня ей исполнилось восемьдесят лет, и она сделала для себя открытие, что и в этом возрасте есть свои радости. Они подобно редким солнечным лучам в дождливую осень прикасаются к не разбалованной душе. Супруг Полины Сергеевны давно умер, у сына и внуков своя жизнь, и одиночество периодически накатывало, словно морская волна, иногда отступая. Старость подкрадывалась медленными, но уверенными шагами, и давила на плечи своим нелёгким грузом. Сил с каждым днём всё меньше, здоровье подводит, а пенсия не позволяет излишеств. Да, нелегко, однако Полина Сергеевна не сдавалась. Спасали увлечения. Прежде всего это книги. Женщина с упоением перечитывала свои любимые произведения, каждый раз открывая что-то новое. Вчера она закончила читать «Бремя страстей человеческих» Моэма, ещё раз убедившись в том, что он – гений. Сколько бесценных мыслей подарил читателям. Его сравнение человеческой жизни с персидским ковром оказалось ей созвучно. Полина Сергеевна прожила  нелёгкую, но богатую на события и впечатления жизнь. Её узор на ковре играл оттенками разных цветов, не исключая тёмных и мрачных тонов. Однако, общее впечатление было жизнерадостным. Он напоминал картины импрессионистов. А главное, что рисунок не закончен, каждый день она делает новые штрихи, вплетая нити.

           Так же Полина Сергеевна не представляет свою жизнь без музыки. У неё сохранился старенький проигрыватель и большая коллекция музыкальных пластинок, утешающих даже в самое скверное настроение. В прошлом Полина - успешная балерина, а музыка и танец не разделимы. Благодаря ежедневным балетным разминкам, оставшимся по привычке, походка и осанка у неё аристократические.

           Сегодня юбилей. Накрывать стол у Полины Сергеевны не было сил, и она ограничилась тем, что с утра испекла яблочный пирог к чаю. Так же решила купить фрукты.

           Каждый день, глядя на себя в зеркало она со смирением принимала неизбежные перемены. Старость брала своё. На худом лице давно появились многочисленные морщины, кожа стала совсем бледной, крупный нос казался ещё большим, чем в молодости, выступали скулы. Уголки узких губ опустились вниз. Поредевшие, когда-то роскошные каштановые волосы, Полина крутила на бигуди и делала затейливую причёску. Только карие глаза сияли, оставаясь выразительными и немного печальными. Это был вызов старости. Ей не удавалось погасить эти глаза, в которых по-прежнему горел немного лукавый огонёк бывшей красавицы.

          Когда-то Полина Сергеевна шила одежду на заказ у лучших портных, некоторые вещи привозила из магазинов Италии и Франции. У неё был свой неповторимый стиль, вызывавший комплименты, восторг и неизменную зависть. Она всегда выделялась из толпы. Теперь же эти когда-то модные вещи устарели, впрочем, как и их хозяйка. Однако, от этого они не стали ей менее дороги, напротив, женщина продолжала любить их и носила с не меньшим достоинством. С ними связано столько счастливых воспоминаний, каждый раз, открывая шкаф, она дотрагивалась к нежным тканям, вдыхая аромат прошлого. Сегодня праздник, и ей хотелось быть нарядной. Остановила выбор на платье из бархата цвета спелой вишни, с кружевным воротничком и мелкими перламутровыми пуговицами. Ей всегда шел этот цвет, а бархатистая ткань хорошо сидела на её худощавой фигуре. Примерила и осталась довольна. На ноги обула белые ботинки на небольших каблучках и взяла уже немного потёртую сумочку. Пальто вишнёвого цвета отслужило ей много лет, однако оставалось элегантным, а маленькая шляпка и кружевные перчатки дополнили образ этой пожилой леди. Посмотрев на себя в зеркало уже в прихожей, она подумала: «Я всё та же Полина».

          Выйдя на улицу, она ощутила холод и сырость, в лицо подул резкий ветер, накрапывал мелкий дождик. Полина Сергеевна любила прогулки в одиночестве в любую погоду и решила пойти в магазин через сквер. Ей нравилось наблюдать за природой, случайными прохожими, детьми, играющими на детской площадке. По дороге, поймала себя на мысли, что ей созвучна эта меланхолическая осень.

          В магазине было полное изобилие, подойдя к отделу с фруктами, выбрала виноград, груши и мандарины. Вернувшись домой, красиво нарезала и разложила их на большом блюде на столе. Поставила пирог, достала изящный немецкий сервиз. К обеду пришли её поздравить соседи. Валентина Ивановна и Надежда Петровна подарили горшочек с желтыми хризантемами, вызвав искреннюю радость у именинницы. Как же она любила цветы. Владимир Николаевич принёс бутылку вина. Посыпались поздравления и добрые пожелания. Компания прошла к столу. Хозяйка включила музыку, заварила чай, настроение было праздничным. Беседовали на разные темы, вспоминали молодость, шутили, звучали тосты. Царила тёплая, душевная атмосфера.

          Немного захмелев, Владимир Николаевич задал имениннице не очень тактичный вопрос:
- Как Вы себя чувствуете в свои восемьдесят лет?
Не задумываясь, она ответила:
- Прекрасно.

           Лицо её в этот момент выражало какое-то достоинство и чувство удовлетворения. Гости посмотрели на неё с недоверием и удивлением. После минуты неловкого молчания, Владимир Николаевич спросил:
- И что же такое хорошее Вы нашли в этом возрасте?

           Полина Сергеевна не стала говорить о персидском ковре, её вряд ли поймут. Немного задумавшись, ответила:
- Я подобно обнаженному дереву в конце ноября, раскачивающемуся и скрипящему под порывами холодного ветра и мокнущему под косыми дождями. Только это на поверхности, а под землёй у меня глубокие, крепкие корни, которым не страшны непогода и холода. Они питают меня и помогают выстоять. И в этом моя сила. Я по-прежнему люблю жизнь.


Рецензии
Отличная миниатюра! В каждом возрасте свои радости. У меня есть знакомая - ей 88 лет. Она ещё поёт в хоре и выступает на концертах! Всё собираюсь написать о ней.

Нина Джос   09.11.2025 12:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.