Архангельское сквозь века

Он решил меня отвлечь от грустных наблюдений действительности и предложил:
- А поедем в Архангельское!
- С радостью, я совсем не знаю подмосковных усадеб, а ведь наверняка…

И открытия действительно были! Нетленная красота классической архитектуры и регулярного парка за триста лет словно бы и не претерпела изменений, даже после пристроя к этому ансамблю двух симметрично вставших корпусов госпиталей советской поры. О, да там всё было строго симметрично, от елей, колоннад – до вазонов и статуй! Такого скопления, а вернее – рассредоточения статуй, памятных колонн, бюстов и стел мне  не приходилось видеть нигде и никогда.
Разумеется, в Архангельском лучше бывать летом либо ранней осенью, но мы все-таки застали и цветущие розы, и солнечную хвою лиственниц, и изумрудную зелень партера.

Реставрировали, разрушали, опять восстанавливали, старые деревья выкорчевывали – подсаживали молодые липы, стригли… И вот я стою в потрясении перед сосновым идеально круглым шаром, лежащим вроде как бы прямо на земле, как они это делают, парковые чародеи, как удается сохранить общую гармонию этого огромного рукотворного чуда?

А посягали на него не однажды. Еще во времена старшего Юсупова, задавшего тренд классической стройности, бывали смешные случаи: управляющий поместья однажды покрасил несколько статуй телесного цвета краской, за что был тут же с позором с места изгнан. Абы ничего подобного даже в помыслах не случилось, сегодняшняя администрация объявлением предупреждает: никаких переодеваний в шутовские наряды на территории Архангельского, только в своей обычной одежде. Понимаете? Никаких шутовских представлений, современных инсталляций и нарушений классической красоты!
Служители этого музея-усадьбы исключительно вежливы, предупредительны и услужливы, и во время экскурсий, и на выставках, и в ресторанах. Просто идеальная атмосфера, мы убеждались в этом на каждом шагу. Мой спутник – соответствовал.
Я стала обладательницей не только роскошно изданного путеводителя, книги мемуаров последнего владельца имения князя Феликса Юсупова, но и кофейной чашечки с видом главного Большого Дворца, заказанной, между прочим, на немецкой фарфоровой фабрике. На выставке художественного фарфора, кстати, были образцы чуть ли не всех фарфоровых фабрик той старой поры, да и свои, местные, выпекаемые и расписанные крепостными князей Юсуповых. Один из них в свое время опекал и Санкт-Петербургский императорский фарфоровый завод.

Послевкусие той поездки затянулось надолго! Я с огромным удовольствием прочитала обе книги, смакуя иллюстрации, потом обратилась к воспоминаниям художника Серова, который подолгу гостил в Архангельском, написал портреты всей княжеской семьи. Полистала современников последнего Юсупова, который выметнулся после революции за рубеж и еще лет тридцать роскошно проживал, закладывая фамильные драгоценности.

Покупал квартиры в Лондоне и Париже, снимал поместья, гостиницы, пытался какой-то бизнес организовать, но не сильно преуспел. А последнее его жилье во Франции – конюшня, переделанная в жилой дом. Сам обставлял, украшал стены столовой своими рисунками, а в застекленном шкафу выставил тряпичных куколок, которых увлеченно мастерила его жена, княгиня Ирина, между прочим – племянница Николая Второго.
Так что не я одна в куклы играю, давнее рукоделие, которым не гнушались аристократические особы самого высокого пошиба!

Юсупов в своих мемуарах сильно обижался на большевиков, которые отняли у него и прочих аристократов дворцы, усадьбы, драгоценности, картины и библиотеки. Когда новая власть вывезла за рубеж кое-какие ценности, чтобы получить средства для индустриализации, эмигранты накинулись на неё с судебными исками. И проиграли. Неплохие юристы были у большевиков, сумели доказать, что прежде эти самые ценности были приобретены за счет бессовестной эксплуатации крепостных. А долги следует возвращать, тогда в Европе еще придерживались этой безусловной истины.

Меня порадовало, что книги, изданные администрацией Архангельского музея-заповедника, лишены излишней политизации, очень фактуристы и богато иллюстрированы. Тиражи не велики, цена – не маленькая, но право слово, они того стоят. Как и поездка в такое дивное место - подмосковную усадьбу Юсуповых, которая за триста минувших лет стала только краше. Надо будет и по другим усадьбам пройтись, представляю, сколько еще в этом свете неизведанного…


Рецензии