Глупый аварец
Но долго не мог принять нутром такое вздорное определение в отношении всесильных аварцев: наилучшие в Дагестане поэты, музыканты и певцы, да и по количеству учёных и выдающихся спортсменов они выше всех остальных. И только с возрастом я всё ж признал, что данное клеймо – не в бровь, а в глаз. Да только вот аварцы нисколько не в обиде и как бы сами говорят "да, мы глупы, но спробуйте одолеть и превзойти нас".
Впервые аварскую мощь и волю познал я в армии и даже испытал на своей шкуре. На сержантских курсах был один начальник отделения, роста ниже среднего, но Крепыш каких мало. И слепой бы заметил, что сержант регулярно огрызался с командиром взвода, молодым лейтенантом высоченного роста. Скорее всего, прямо с училища, иначе тот ни за что б не оставил аварца под своим боком. Даже в спокойной беседе смотрел сержант как-то исподлобья, а если уж выкатывал глаза, то было впору и полковнику уносить ноги.
И как-то отделение аварца дремало на кроватях перед заступлением на дежурство для ночной охраны складов. Лейтенанту, видимо, показалось, что они пересыпают (или ещё что) и дал команду "Подъём!". Все поскакали, но тут же последовала команда аварца "Отставить, ложись!". Отделение юркнуло обратно в постели. Сколько дальше ни кричал лейтенант – никто и не шелохнулся. Почему-то я был уверен, если б кто из солдат воспротивился сержанту, то он бы его просто растерзал. Жизнь была дорога всем, а лейтенант бы точно не спас. Наконец аварец выставил руку и показал на часы.
Была большая разборка, но, с учётом молодости лейтенанта, начальство, скрепя зубами, пришло к соглашению, что аварец пробудет в учебном центре ещё с месяц и вместе с нами, молодыми выпускниками, отправится потом на боевую службу. А мог запросто угодить и в штрафбат: потому как налицо было прямое ослушание приказу.
Не спорю, конфликт с начальством возможен у многих, но знаю точно, что в данной ситуации ни один не-аварец не пошёл бы на подобное безумие. Можно ещё понять, когда скандал один на один в кабинете, но унижать старшего по званию перед всем отделением – это уже из разряда ...
Для подкрепления своей версии, ещё один, даже почти два, совмещённый пример. В моём отделении, тоже был аварец, а в роте ещё один. Так вот, со своим отделением я охранял временный объект, точнее, производственную зону с осуждёнными строгого режима. Совершив обход периметра на бдительность несения службы часовыми на вышках, зашёл в караульное помещение. Потрепал овчарку и поболтал с собаководом. Вдруг в окне промелькнула тень и вижу субъекта у ворот с авоськой: тут же выскакиваю с автоматом.
– Стоять!!!
– Всё нормально! Я ему разрешил.
А это уже мой часовой с ближней вышки, земляк. Пока я был в обходе, он уже успел всё согласовать. И без сомнений, у ворот с внутренней стороны ожидает приёмщик товара.
– Зато я ему не разрешаю! Давай, пили отсюда и чтоб больше твоего ни духу.
Парень поднял голову к вышке, развёл руками, что, мол, так, и потом, ворча, пошёл от ворот со своей авоськой и с нереализованными 5-ью бутылками вина. А вот аварец, без слов, в отместку за сорванную операцию, передёрнул затвор автомата. Прекрасно осознавая, что "пуля – дура", тут же залетел в караулку. Раз свидетелем инцидента оказался собаковод, а сокрытие происшествия на боевой службе рано или поздно могло вылезть и вот тогда меня могли привлечь к уголовной ответственности. И потому от греха подальше, созвонился с командиром роты и доложил ситуацию. Буквально через полчаса прибыл офицер с новым часовым, а нарушителя увезли.
Вечерком уже в казарме сижу себе на табурете, чищу бляху, самый, пожалуй, грязепадкий элемент обмундирования, и прикидываю на сколько ж суток "губы" мог потянуть данный инцидент. Вдруг слышу знакомый голос и он устремляется прямо на меня. Последовали взаимные тумаки и мне малость помогла бляха, которую не успел отбросить и рассёк ею лоб аварца. Нас разняли и развели.
Выяснилось, что нарушитель просто подменил часового на другом объекте – вот вам и всё наказание. Ещё и раньше многие решения офицеров и прапорщиков роты казались мне странными и загадочными, а сейчас только укрепился во мнении, что на зонах каждый из них просто делает свой бизнес. А наказать могут как раз того, кто вставляет палки в отлаженный процесс.
Пока сидел и размышлял, показался второй аварец. Это был ещё тот амбал, так что самым разумным было сразу лечь нА пол. Но мельтешила надежда, хоть и малюсенькая, на справедливый разбор случившегося.
Тот сразу подбежал к травмированному.
– Что случилось?
– Да вот Магомед.
В мгновение ока он очутился рядом со мной и не понял как, но очутился на полу. Мало было мне этого, так еще и узрел над головой своей табуретку, но, видимо, последнее было просто страшилкой. Тут подбежали сослуживцы и он позволил им оторвать себя от меня.
Ещё тогда я заключил для себя, что умом невозможно понять не только Россию, но также и Аварца. Сначала один за спиной заключает с уголовниками противоправные шашни с предустановкой, что в случае чего, как миленький я вынужден буду смириться и принять всё как должное. Да ещё и досылает патрон в патронник – чем вам не покушение на жизнь. Потом второй дал открыто понять, что если даже другой аварец и виноват, то он всё равно будет только на его стороне и в отместку получу вдобавок, как минимум, равнозначную отплату.
Возможно, многое осложнялось ещё и моей упрямостью по лично своим моральным устоям. Да и на дембель ушёл с пустыми руками, когда чуть ли не каждый спокойно тащил за собой сумку из воровских поделок.
Многие годы спустя я побывал в Гунибе, в местах боевой славы Шамиля. С грустью посидел в "Беседке Шамиля", разрисованной автографами юнцов-туристов и с печалью постоял перед "Туннелем Шамиля", превращённой в загон для скота. Был месяц Рамадан и потому постояльцам гостиницы в качестве воздаяния возвращали четверть выплаченной суммы. Я отказался, перечислив эту сумму в "Фонд восстановления Беседки и Туннеля Шамиля"***.
И если там что-либо сейчас изменилось – безмерно рад, что денежка моя не пропала зря.
И под занавес один подытоживающий эпизод. Еду, значит, в маршрутке, входят – клинит дверца, выходят – клинит дверца, но со второго-третьего раза встаёт на место. Но вот ещё один на выход. Только на этот раз дверца в упорном отказе. Одна за другой следуют подсказки знатоков: уж пятая, шестая попытка. И тут поднимается молодая девка и сразу ж намертво запирает дверцу. Тут в открытое окошко просовывается голова мужика.
– Извините, я аварец!
Грянул такой дружный смех, что маршрутка аж закачалась. Конечно же, эту фразу мог произнести любой остряк, но фейс-контроль дал однозначный позитив. Водила, тоже вылитый аварец, на секунду помрачнел, но потом заулыбался.
Как видим, с юмором и самокритикой у аварцев всё в полном порядке.
Но только вот проблемы начинаются именно там, где, по их мнению, отдельные индивиды начинают умничать и дозволять себе слишком многое, а в чём-то и ставят себя выше них, Аварцев. И потому каждый зазнавшийся действует на свой страх и риск.
Но если уж ты, рядом уступок, заслужил доверие аварцев, будь уверен: в трудную минуту тебя никогда не оставят в беде и на деле докажут, что они самые надёжные и крепкие друзья.
Пусть даже и глупые!
*** Шют-ка! Не было такого фонда. Просто отдал денежку администратору гостиницы, обозначив цель пожертвования.
Свидетельство о публикации №225110901002