Что есть - благие намерения?

Всякий добрый человек, а тем более верующий в Господа Иисуса Христа, уверен, что за его осознанными словами и поступками стоят только благие намерения. Сам человек в этом совершенно искренне убежден. Но почему тогда «благие намерения» часто дают прямо противоположный результат и откуда столько зла? Почему появилась грустная поговорка: хотели как лучше, а вышло как всегда? И тут неизбежно возникает вопрос: А какие намерения являются действительно благими?
 
Вопрос далеко не праздный. Не случайно же возникло крылатое выражение: «дорога в ад вымощена благими намерениями»! За словом «вымощена» прямо ощущается фундаментальность. Это никак не случайно протоптанная тропинка, нет, это мостовая, ОСНОВНАЯ дорога, ведущая в ад! В книге Иисуса сына Сирахова сказано: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада» (Прем. Сир.21:11). Об этом же пути говорит Господь в Нагорной проповеди: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13,14). Но что мешает людям найти их? А мешает им – уверенность в своем знании и правоте! В своих чувственных, эгоистичных и себялюбивых житейских ценностях, которыми они больше всего дорожат и желают для себя и своих близких. Именно на этой уверенности и основаны их «благие» намерения!

На всем протяжении Своего служения Господь учит людей не доверять привычным для них представлениям и знаниям, определяющим их поступки. Он терпеливо указывает людям на их самоуверенность и самонадеянность неизбежно ведущие их в «широкие врата и пространный путь». Дает им бесценную нравственную опору любви, которая позволит им найти и увидеть «тесные  врата и узкий путь, ведущие в жизнь». Вот эта опора позволяющая одолеть эгоизм страстей и свое себялюбие: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Никак невозможно переоценить жизненное значение этого простого, ясного, предельно доступного и понятного людям нравственно-этического принципа построения человеческих взаимоотношений. Особенно это важно для тех людей, чьи страсти неосознанно для них самих уже стали мерилом всех житейских ценностей: понимания Бога и отношения к Нему, к самим себе, к другим людям и всему окружающему миру. Искренне стремясь творить добро, и не сознавая своей страстной зависимости, они нисколько не сомневаются в «благости» своих намерений. «Слушай свое сердце – оно не обманет!» уверенно поучают они других….

Но именно об этом и предупреждал нас Авва Дорофей: «будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит». Однако в угоду своим страстям большинство людей, не сознавая этого, упрямо продолжают по ним определять благость намерений своих чувств, мыслей и поступков, а все поучение Господа просто пропускают мимо своих ушей. И смертоносные «благие» намерения дальше мостят широкую дорогу в ад….

Именно неосознанное зло «благих» намерений является основным создателем пагубной «широкой дороги». Что касается осознанных злых намерений, то своими тропинками они, несомненно, тоже пополняют число туда идущих.... Получается удивительная вещь — по умыслу злых намерений в ад ведут лишь редкие тропинки, а стремящиеся помогать и делать добро по своему разумению (а их большинство!) — мостят путь в ад, ибо на деле  творят только зло.

Так как же людям, не сознающим над собой власти страстей распознать их хитрость и лукавство, отделить от них истинное благо? Для начала им надо этого захотеть! Захотеть признать высшую и безусловную правду Господа и заповедей Его единственным мерилом намерений своих поступков. Только исходящее от любви желание способно сделать глухого человека - слышащим, а не внимающего - внимающим слову Господа. И тогда человек сможет услышать и понять сказанное Им: «Никто не благ, как только один Бог» (Мк.10:18).

Это значит, что благо исходит только от Бога, а это и есть любовь! Только ее намерения являются истинно благими и добрыми. И только их - по любви исходящих из сердца человека примет и поддержит его совесть, являющаяся стражем добра его намерений. А данные Господом заповеди любви всегда будут служить единым мерилом, твердой основой и путеводной звездой его поступков.


Рецензии