На память, слава Богу, не жалуюсь. Тем удивительнее, что в ней всё время сливаются два стихотворения таких разных и в то же время в чём-то родственных поэтов, как Фет и Есенин. Я делаю усилие, чтобы расклеить два близких образа, и не всегда это удаётся. »Чудная картина», «Печальная берёза у моего окна» А. Фета и «Белая берёза под моим окном» С. Есенина. Годы разделяют два стихотворения, но оба родились деревенским утром в похожее мгновение. Удивительное сходство и по образам, и по юношескому настроению (оба стихотворения написаны в юности, у Фета в 22 года, у Есенина примерно в том же возрасте), и по музыкальному строю. Если стихотворения А. Фета были в школьной хрестоматии для церковно-приходских училищ и учительском институте, где С. Есенин тоже учился, то, конечно, он читал их, Могло остаться впечатление от фетовских картин родной природы. И, возможно. оно откликнулось в его ого лирическом образе «белой берёзы под моим окном». Его «белая берёза» - родная сестра фетовской «печальной берёзе».
Впрочем, известны и другие «сближения»,например, между Тургеневским «Утро туманное, утро седое» и популярным романсом "Белой акации гроздья душистые". Полное совпадение интонации, мелодического строя и стихотворного размера первых строк. А разделяют оба произведения десятилетия разных культурных эпох.
«Утро туманное, утро седое…»
«Белой акации гроздья душистые...».
Правда, дальше стихотворные размеры расходятся. В романсе «Утро туманное» - лёгкая дымка печали. В «белой акации» - надрывный восторг памяти.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.