Об одном стихе Ахматовой

  Стихотворение Анны Ахматовой «Я пришла к поэту в гости» посвящено Александру Блоку.

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

 Биографический факт, связанный с его созданием, - известен. Привожу цитату из сетей:
«…В декабре 1913 года Анна Ахматова посетила Александра Блока с просьбой об автографе на книгах. Спустя время она получила книги обратно, одна из них была украшена мадригалом «Красота страшна – Вам скажут». Ахматова отвечает стихотворением «Я пришла к поэту в гости», написанным тем же размером.»

Но вернёмся к стихотворению. Чем оно выделяется из всего поэтического арсенала Ахматовой? Привлекает, запоминается…

Размер – четырёхстопный хорей.

Белый стих, то есть рифма и традиционная рифмовка в нём отсутствуют. Хотя рифмовка, которая в отличие от рифмы, являющейся созвучием окончаний слов, - представляет собой порядок чередования рифмующихся строк – присутствует в третьей строфе: «должен-осторожный».

 В стихотворении нет сложных метафор. В лексике отсутствует высокопарные обороты или, напротив, просторечные выражения. Образы простые, но ясные, яркие и запоминающиеся: «морские ворота Невы», «дымный полдень», «серый высокий дом», «малиновое солнце».

А главное -  чётко прослеживается стройный ритм, характерный для поэзии Ахматовой. Его формируют интонационные паузы, кольцевая композиция (повтор образа первой строфы: «Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье» - в четвёртой строфе; ударные слоги: последняя строка каждой строфы завершается мужской рифмой, что создаёт особый «ударный» акцент.

Вывод: как всё-таки важен ритм в стихотворении. Он превалирует. Он обязателен. Рифма дополняет.

 В античном стихосложении рифмы не было. Чередование кратких и долгих слогов создавали внутренний стихотворный ритм. И поэты свои стихи не читали, а пели под инструмент, называемый лирой. Этимология слова «лирика» - от названия этого музыкального инструмента.

Картинка из интернета.


Рецензии
Чётко и ясно - о ритме.

Натали Русановская   10.11.2025 14:45     Заявить о нарушении