Швеция, фильм Саамская кровь сверхчеловеки в Сканд

По давней советской традиции мы привыкли к тому, что Швеция как бы является страной высокого уровня жизни, общественной справедливости и всяческих благ "скандинавского социализма", а "шведская семья" и шведская порнуха лишь особые молодежные брызги от равенства и братства европейско-шведского разлива. И даже сегодня мы сочувствуем шведам, которые терпят неудобства от бесчисленного множества мигрантов из Африки и Азии. И еще, заметим, нам ныне начали втирать, что следует извиниться перед "Карлом 12" за наши победы на поле боя, ведь шведки и шведы — самые милые люди на свете. К тому же немногочисленные шведские фильмы, которые до нас доходят в дубляже, подчеркивают благость Швеции, но, правда, в них мы не замечаем некоторые противные оговорки и факты незаметно появляющиеся в киноповествовании, которые нам чужды чуть ли не на генетическом уровне.
Но в Швеции кроме фильмов для стороннего употребления, как и в остальных странах Европы, существуют киноленты, которые сделаны для внутреннего употребления (если так выразиться). Их, конечно, мало, но они засвечивают внутренние проблемы страны и общества, и очень часто весьма неприглядные. После просмотра такого "авторского кино" вдруг начинаешь вспоминать о некоторых замечаниях в скандинавских фильмах, как, например, нетерпимость шведов к финнам, что показывает гнилость шведского общества, да и боевые викинги теряют ореол величия, оказываясь простыми алкашами. Проще говоря, неожиданно ореол благости спадает со скандинавского захолустья, и понимается скрытый смысл того — почему случилась Зимняя война в 1939 году, которую так любят ставить в укор СССР в "просвященной Европе".
Фильмов серьезных у скандинавов не так уж много, чаще некие вариации типа "Шесть девушек..." Но мы сейчас остановимся на обсуждении лишь одного шведского фильма под названием "Саамская кровь" 2016 г., который может быть под кратким "Саа кро". Другие фильмы упоминать не будем, так как там нет такого откровенного показа грязных тайн шведского общества (точнее, за давностью лет уже не вспомнить названия старых фильмов, а новые без дубляжа смотреть тяжко).


Саамская кровь

(С кадрами из фильма здесь https://cont.ws/@dantes/3152406 )


Мы не будем заниматься пересказом сюжета фильма, так как в конце приведено описание от Википедии, которое вполне приглажено и корректно. Остановимся лишь на ключевом сюжете всего фильма, который говорит, что германский нацизм родился не с Гитлером, а существовал и расцветал  в Европе, например, с трудов немецкого теоретика Ганса Гюнтера (хотя и до него были идеологи "бремени белого человека").
Тема фильма: девочка-подросток из саамов вынужденно попадает в интернат. Нормальный интернат без проблем с насилием и вивисекцией, что было популярно в ряде европейских "цивилизованных" стран. Единственное замечание — это учительница говорит, что саамы не могут быть адаптированы полностью в шведское общество, так как у саамов мозги плохие (тут вопрос в дубляже). Вот кадр, как происходит чистка зубов утром.

Но вот приезжают инспекторы из столицы для проверки жителей интерната. Стандартное мероприятие в любых локациях и временах.


А дальше начинается полный ад для героини, которую заставляют снять платье и подвергнуться измерениям головы, рта и лица.


Так как саамы недочеловеки в глазах цивилизованных шведов, девочку заставляют полностью раздеться и фотографироваться для отчетности спереди и сзади, а местные пацаны в это время глазеют в окно.

 

Ключевой кадр — это учительница девочки стоит и смотрит, как происходит так называемый учет воспитанников интерната. Она просто рассматривает своих воспитанников и воспитанниц как обычных свинок и козочек в сарае.

Остальные сцены фильма сложно воспринимать не шведам, так как масса умолчаний и традиций. Но можно сказать, что после измерений и фотканья девочек, сюжет пошел по накатанной шведской теме, которая относится к 18+. Да и 10 минут начала можно было сократить до более активного сюжета. Правда, до писек и  сисек дело не дошло, хотя постельная сцена весьма неплохо вышла (возникает куча вопросов, но для Скандинавии такое вполне обыденно, особенно в Норвегии). А вот финнам лучше не дергаться, так как они лишь на полступени выше саамов, и так всегда упоминают о них в шведских фильмах.
Концовка фильма — это сцены в тундре, правда, весьма сложные для стороннего восприятия.
 

 Википедия


Stoerre Vaerie — первый фильм Кернелла с элементами сами культуры, который был номинирован на приз Большого жюри за короткометражный фильм на кинофестивале «Сандэнс», Парк-Сити, Юта, США.

Действие фильма происходит в Швеции в 1930-х годах. 14-летняя девочка сталкивается с предрассудками в школе для детей саамов и решает сбежать из своего города и отречься от своего саамского происхождения.
Премьера фильма состоялась на 73-м Венецианском кинофестивале в рамках программы «Дни Венеции», где он был удостоен премии Europa Cinemas Label Award и премии Fedeora за лучший режиссёрский дебют. Фильм получил премию Lux Prize 2017 года и был номинирован на премию Nordic Council Film Prize 2017 года.
В 2017 году 78-летняя Кристина вместе с сыном Олле и внучкой Санной приезжает в небольшой городок в шведской Лапландии, чтобы присутствовать на саамских похоронах своей младшей сестры. Кристина, которую местные жители называют её настоящим саамским именем Эль-Марья, не хочет там находиться. Она называет саамов ворами и лжецами и раздражается, когда люди обращаются к ней на её родном языке южном саамском. Она отказывается ночевать в доме своей покойной сестры и предпочитает остановиться в отеле. Вечером Кристина вспоминает своё детство и события, которые заставили её покинуть родной город.
В 1930-х годах мать 14-летней Эль-Марьи заболевает. Эль-Марью вместе с её младшей сестрой Ньенной отправляют в школу для кочевников, в школу-интернат для саамских детей, где светловолосая учительница из Смоланда Кристина Лайлер учит их шведскому языку и прививает им чувство собственного достоинства. За разговоры на саамском языке, даже между собой за пределами класса, их бьют. Эль-Марья — одна из лучших учениц, она отлично сдала экзамены и стремится в совершенстве овладеть шведским языком. Учительница поощряет её интерес к чтению и дарит ей сборник стихов Эдит Сёдергран. Эль-Марья чувствует себя чужой среди других саамских детей, и это чувство усиливается, когда в школу приходят учёные из Statens institut f?r rasbiologi (Государственного института расовой биологии) в Уппсале, чтобы измерить головы детей и сфотографировать их обнажёнными, игнорируя их вопросы о том, что происходит, и не обращая внимания на их стыд из-за того, что им приходится раздеваться в присутствии друг друга, учителя и соседских мальчишек, которым разрешено наблюдать за происходящим через окна.
После того как она пригрозила группе мальчишек старым отцовским ножом за то, что они обзывали её расистскими словами и оскорблениями, мальчишки надрезали ухо Эль-Марьи, как саамы делают с оленями. Она переодевается из гапти и снимает с верёвки одно из платьев своей учительницы.
Группа молодых солдат проходит мимо неё по пути на танцы, и Эль-Марья крадётся за ними. На пару часов она ощущает, каково это — пользоваться уважением окружающих и получать от них достойное обращение. Она танцует с парнем по имени Никлас, который живёт в Уппсале, и Эль-Марья решает, что уедет из Саами на юг, в Уппсалу, чтобы учиться. Она говорит Никласу, что её зовут Кристина, и не упоминает о своей этнической принадлежности. Однако её сестра, которая рассказала школьной секретарше о том, что Эль-Марья сбежала, приходит вместе с секретаршей, и Эль-Марью насильно уводят с танцев и избивают розгами.
Эль-Марья подходит к своей учительнице и спрашивает, может ли она получить письменную рекомендацию для продолжения учёбы в Уппсале. Учительница говорит Эль-Марье, что она «талантлива», но саамам не хватает интеллекта, необходимого для получения высшего образования. Эль-Марья утверждает, что она нужна на севере Швеции, иначе её культура исчезнет, а саамы якобы плохо адаптируются к городской среде.

Как видите, в Википедии все в лучшем виде.


Даниель Громов
9 ноября 2025 г.


Рецензии