Из лучших побуждений
И вот однажды случился большой весенний бал в честь расцветающих садов, на который прибыли послы из диковинной и мало кому известной страны. Они привезли богатые дары, в числе которых под расшитым драгоценными камнями покровом пряталась золотая клетка. В ней, на золотой жердочке, сидела диковинная птица какой-то особенной нездешней красоты. Когда с клетки сняли ткань, она запела удивительно нежным, с переливами, тихим голосом, словно прося о чем-то. Покров снова набросили, голос птицы умолк. Вельможа поблагодарил послов за подарки и вернулся в бальные зала своего замка, где развлечения и гости сменяли друг друга.
В одном крыле дворца гремела музыка, сопровождавшая танцы молодых, в другом – поэты читали новые изысканные стихи, в третьем были накрыты столы с самыми дорогими яствами, а в саду художники рисовали наступление весны. О птице все забыли.
Когда праздник закончился, вельможа вдруг вспомнил о птице, оставленной в золотой клетке под покровом драгоценной ткани. Он приказал слугам принести заморский подарок в беседку цветущего весеннего сада. Клетку доставили, но когда с нее сняли покров, то увидели, что птица больше не сидела на золотой жердочке. Она забилась в самый дальний угол. Грустно опустив крылья и голову. В ответ на свет дня птица не проронила ни звука.
Вельможа распорядился, чтобы с кухни принесли самые дорогие и редкие лакомства. Потом он взял флейту и начал играть на ней нежную мелодию, напоминающую ту, которую впервые услышал от заморской певуньи.
Птица встрепенулась. Взлетела на золотую жердочку и стала внимательно рассматривать музыканта, который пытался с ней разговаривать на ее языке. Но когда принесли все лучшее, что осталось из еды на кухне после бала, то она ни к чему не притронулась. Это была не ее пища. Да из флейты, как оказалось, звучала не ее музыка.
Вельможа и слуги недоумевали, почему птица отказывается от самой изысканной и дорогой еды? Почему она не поет в саду и в их обществе? Ведь ей так повезло: жить в золотой клетке у самого знатного вельможи королевства.
А она молчала. Вскоре начала чахнуть. А потом умерла.
После этого случая придворный поэт написал несколько строк на свитке о «золотом дураке», но испугавшись наказания, в тот же день сжег стихи в камине. Он понял, что натворил нечуткий принц. Вельможа принял птицу так. как хотелось бы, чтобы принимали его самого. Но не так, как этого хотелось птице. Если бы его душа была чуткой, то он выпустил бы ее из золотой клетки и позволил ей летать в вечнозеленом лесу, наслаждаясь полной свободой. Она хотела пить воду из рек и озер, а не из золотой посуды, питаться тем, что выберет сама. Птица была удивительным существом. Она хотела жить свою, а не придуманную для нее жизнь. Но ей предложили клетку. А золотая жизнь – меньшее из того, в чем она нуждалась. Ее убили из лучших побуждений.
Как странно звучит эта фраза…
Свидетельство о публикации №225110901273
