Дорога сна
Я психолог практик, и я верю в силу историй, в то, что человек — автор своей судьбы, а не её заложник. Но есть и другие реальности, как дороги, по которым мы путешествуем, — дороги снов. Я всегда считала, что сновидение — это тоже дорога. По ней мы ходим с закрытыми глазами, ведомые подсознанием. Иногда кто-то на этой дороге теряется, застревает на перекрёстке. И тогда нужен тот, кто не спит. Тот, кто может осознать чужой сон и увидеть на его карте то, что скрыто от спящего.
Такой заблудившейся путешественницей была Марина.
Она вошла в мой кабинет на грани. Не срыва, а великого выбора, который ощущался ею как пропасть. Талантливый архитектор, она получила проект мечты в другой стране — билет в новую жизнь. Но здесь оставалась пожилая мама и мир, привычный и тёплый, как старый плед.
«Я чувствую, будто стою на краю скалы, — говорила она, её пальцы нервно теребили подлокотник кресла. — Один шаг — и я лечу к звёздам, но обрываю все корни. Другой — и я остаюсь на твёрдой земле, но знаю, что никогда не увижу, как эти звёзды выглядят вблизи».
Но настоящим тупиком был её сон.
«Мне снится одно и то же, — прошептала она. — Я на старом, залитом туманом вокзале. Передо мной два пути и два поезда. Один — сверкающий, современный, уходящий направо. Мой поезд «туда», к мечте. Второй — старый, зелёный, почти советский, уходит налево. Он тих, но от него исходит покой. Это мой поезд «здесь». И я во сне должна выбрать. Но я не могу. Я просто стою между ними, и меня разрывает на части».
Я работала с ней, мы давали голоса этим поездам, исследовали их территории. Но чувство тупика не проходило. Марина застряла на своей сонной дороге, и я, идя рядом с ней, тоже не видела выхода.
А потом я заблудилась вместе с ней. И в это время ночью похожий сон приснился мне.
Я тоже стояла на вокзале. Но это был мой вокзал, забытый вокзал из моей юности, где я когда-то выбирала между замужеством и карьерой. Мои два поезда давно ушли. Но на запасном пути, в тумане, я увидела его. Старый, зелёный, с тёплой, неяркой тишиной внутри. Это был поезд Марины. Он стоял на перроне моего сна.
Я проснулась. Мистика? Синхрония? Или просто эмпатия, достигшая такой глубины, что я вошла в её сон, чтобы увидеть его своими глазами? Я поняла, что теперь я та, кто «не спит». Я осознала её сон. И увидела то, чего не видела она.
На следующей встрече я рискнула. Это было нарушением всех канонов — привносить в сессию свой сон. Я не хотела навязать ей своё видение, но интуиция подсказывала, что это не моё, а ее видение, которое я лишь случайно подсмотрела
«Марина, — начала я осторожно, — давайте закроем глаза и вернёмся на ваш вокзал. Вы видите свои два поезда. А я стою рядом с вами. И я вижу кое-что ещё. Прямо за вашей спиной, там, где здание вокзала, есть третья дверь. Неприметная, деревянная, без вывески. Над ней тускло горит одинокая лампочка, которую раньше заслоняли огромные поезда. Это не путь к поезду. Это просто выход с перрона».
Я видела, как под её закрытыми веками дрогнули ресницы.
«Что, если, — продолжила я, мой голос стал тише, — выбор не в том, на какой поезд сесть? Что, если это не выбор между двумя вариантами будущего, а выбор — участвовать ли в этой гонке вообще? Что, если Судьба привела вас на этот сонный перекрёсток не для того, чтобы вы выбрали один из поездов, а для того, чтобы вы наконец увидели эту третью дверь?»
Марина медленно открыла глаза. В них стояли слёзы.
«Выйти с вокзала? — прошептала она. — Но… это значит не поехать никуда. Отказаться от всего».
«Или, — мягко поправила я, — это значит перестать выбирать из предложенного и начать строить свой собственный путь прямо здесь. Не тот, что был, и не тот, что манит вдали. А третий. Ваш собственный. Где есть и мама, и любимое дело, но в новых пропорциях. Где вы не жертвуете одной частью себя ради другой».
Это был поворотный момент. История о «неоспоримом выборе» превратилась в «Историю о третьем пути». Марина не уехала. Но и не осталась прежней. Она открыла своё небольшое архитектурное бюро в родном городе. Это было не так масштабно, как заграничный проект, но это было полностью её. А позже она нашла партнёров в той самой заграничной фирме и стала работать с ними удаленно, возглавив их локальный филиал. Теперь она могла использовать свой талант на мировом уровне, не бросая маму и не уезжая навсегда.
Спустя полгода она пришла на последнюю встречу.
«Знаете, какой сон мне приснился? — улыбнулась она. — Я снова на том вокзале. Но поездов нет. Пути разобраны. А я стою посреди перрона, залитого солнцем, держу в руках саженец дерева и ищу место, куда его посадить. Прямо здесь, между рельсами».
Я кивнула, чувствуя, как внутри разливается тепло. Я поняла, что иногда Судьба подводит нас к двум сияющим дорогам лишь для того, чтобы мы, отвернувшись от их блеска, наконец заметили тихую, неприметную тропинку, ведущую домой. К себе.
А сон — это действительно дорога. И иногда, когда путешественник сбивается с пути, ему нужен не проводник, который поведёт его за руку, а просто кто-то, кто постоит рядом, не засыпая, и тихо скажет: «А ты видишь вон ту, третью дверь? Мне кажется, она всегда была здесь».
История основана на реальных событиях, но образ собирательный, а детали изменены для сохранения конфиденциальности.
Психологический анализ метафор сновидений:
Это отражение работы с внутренним конфликтом и техники рефрейминга (смены рамки восприятия).
· Поезд «Туда» — это архетип Анимуса (активная, достиженческая часть личности), стремление к росту, славе, независимости.
· Поезд «Здесь» — это архетип Персоны (социальная роль «хорошей дочери») и связь с корнями, безопасностью, прошлым.
· Вокзал — это состояние застоя, нерешительности, где противоборствующие силы парализуют волю.
· Третья дверь — это символ Самости (по Юнгу), целостности личности. Решение не выбирать между частями себя, а найти способ их интеграции. Это выход из ловушки дуализма «или-или» в парадигму «и».
· Саженец дерева в финальном сне — это новый, органичный, живой рост. Это уже не готовый маршрут (рельсы), а нечто, что она взращивает сама, во что вкладывает душу.
* Данная история не о решении проблемы, а о преображении сознания, которое и приводит к решению. О том, что настоящая свобода — не в выборе одной из двух дорог, а в способности увидеть, что ты стоишь в самом центре целого поля возможностей.
Свидетельство о публикации №225110901285
