История бокса. Д. ЛаМотта - боксер и бренд
Из всех многочисленных соперников Робинсона, которые оспаривали титулы чемпионов мира в этих весах, сегодня больше всего известен средневес Джейк ЛаМотта, который в те годы имел кличку «Бык из Бронкса», а сейчас его больше знают как «Бешеного быка». Когда Джейк умер в сентябре 2017 года в возрасте 95 лет (!), то в публикациях его называли «легендарным боксером», что не выглядело преувеличением.
Но как он стал легендарным? В 40-е-50-е годы 20 века чемпионов мира по боксу в полусреднем - среднем весах было около двух десятков. Сегодня большую часть из них помнят только любители бокса, интересующиеся историей этого вида спорта – даже таких выдающихся боксеров как Тони Зэйл, Кид Гавилан и Кармен Базилио, которые на ринге добились большего, чем ЛаМотта. В отличие от них, ЛаМотта до самой своей смерти оставался не только местной американской знаменитостью, но и человеком, хорошо известным в остальном мире.
Нужно сразу сказать, что статус «легендарного» боксеры иногда добивались исключительно за счет своих выступлений на ринге, а не каких-то занятий вне его. Это удалось Шугару Рэю Робинсону, у которого была столь выдающаяся карьера, что еще до окончания своих выступлений он стал считаться боксерской общественностью одним из лучших боксеров всех времен, а со временем прочно занял первую строчку в большинстве списков «лучших из лучших». То же самое касается Джо Луиса, который был «боксером № 1» до Шугара, а позднее стал признаваться лучшим тяжеловесом в истории бокса – так было даже в ту эпоху, когда Мохаммед Али орал на весь мир, что он «величайший».
Рокки Марчиано превратился в легенду из-за цифры 0 в графе поражений и своей ранней гибели (ранние смерти кумиров почти всегда превращают популярных людей в легенд), а Арчи Мур – за то, что никак не хотел уходить с ринга и продержался на высоком уровне до 50 лет.
Сегодня легендарными стали несколько боксеров, которые выступали совсем недавно: дружной компанией в это число вошли «четыре мушкетера» - Леонард, Хаглер, Дюран и Хирнс, а также примкнувший к ним Майк Тайсон, которому легендарность обеспечили не столько его блестящие победы (их было не так уж много), сколько тот ажиотаж, который царил вокруг его фигуры и многочисленные скандалы, в которые он попадал на протяжении своей жизни.
До Тайсона сходная дорога, усыпанная скандалами и шумихой в СМИ, позволила Мохаммеду Али стать «величайшим боксером всех времен» и сегодня публика даже не помнит, что величайшим он стал не после своих побед на ринге, а за счет блестящей их конвертации во время нескончаемой рекламной кампании по продвижению себя любимого.
Джейк ЛаМотта в своей жизни шел примерно тем же путем, что Али и Тайсон, но его метод создания собственного бренда «Бешеный бык» несколько отличается от названных боксеров. И на это у него ушло гораздо больше времени.
Боксер ЛаМотта
Для начала мы остановимся на спортивных достижениях Джейка. Тяжелые детство и юность выходца из семьи бедных итальянских иммигрантов Джакоббе (Джейка) ЛаМотта мы пропустим и сразу перейдем к его выступлениям на профессиональном ринге.
ЛаМотта родился в 1922 году (он был на год моложе Ш.Р.Робинсона) и начал профессиональную карьеру в неполные 19 лет. Его боевой вес в этом возрасте был в районе 75-78 килограмм. Иными словами, Джейк по своим физическим данным изначально был полутяжем, а не средневесом. Но если бы Джейк выбрал полутяжелую категорию, он вряд ли смог бы добиться успехов на ринге, поскольку у ЛаМотты не было сильного удара. Даже в среднем весе он не считался нокаутером. За свою карьеру Джейк провел 106 боев, в которых записал на свой счет 83 победы, но только 30 из них были одержаны досрочно.
К его недостаткам также можно отнести его огромную голову, которую уберечь от ударов соперников было крайне проблематично. Вероятно, поэтому ЛаМотта и не уделял особого внимания защите, надеясь, что его надежно сконструированная голова выдержит все. И действительно – она его подводила редко, поэтому он ни разу за всю карьеру не проиграл нокаутом (хотя пару раз был близок к этому). Даже когда Джейк проиграл досрочно шестой поединок с Робинсоном (1951), он не упал, а просто медленно умирал, стоя на ногах. Его мозг в том бою явно пострадал, но даже в условиях постоянных сотрясений продолжал выполнять свою работу.
Надо отдать должное ЛаМотте. Хоть он был достаточно простым боксером, но все-таки выделялся на фоне многих примитивных чемпионов того времени, которые полагаясь на свой сильный удар, бросались на соперника, чтобы в ближнем бою свалить его (вроде Рокки Грациано) или физически пытались подавить соперника, устраивая борьбу в ринге (Б.Олсон, Р.Тёрпин, Д.Фуллмер).
У Джейка был джеб, который он активно применял, и несколько отработанных комбинаций. Разумеется, что ЛаМотта мог и порубиться с соперником, но чаще он атаковал комбинациями из 3-4 ударов, упорно обрабатывая не только голову, но и корпус оппонента. Его фирменная комбинация левой: джеб в голову, боковой по ребрам (иногда сразу два), удар в голову.
Честно говоря, меня удивляет столь малое число досрочных побед этого боксера. Со стороны его постоянные сильные удары левым боковым в область печени противника (в нижнюю часть ребер) выглядели довольно страшновато. Цель ударов была вполне понятной – его оппонент должен был опустить руку для защиты, после чего следовал удар ЛаМотты ему в голову.
При необходимости Джейк мог молотить по сопернику минуты-полторы без перерыва. Иногда за один раунд ЛаМотта ноносил ударов больше, чем Флойд Мэйвезер за весь бой.
Поскольку у боксера ЛаМотты его достоинства сочетались с существенными недостатками (дырявая защита, отсутствие нокаутирующего удара), он нередко уступал по очкам не самым сильным соперникам. В начале своей карьеры он дважды проиграл Джимми Ривсу (первый раз очень спорно), а к моменту первой встречи с Рэем Робинсоном в октябре 1942 года ЛаМотта потерпел уже 4 поражения в 31 поединке при 2 ничьих.
ЛаМотта и Робинсон
Шугар – это «счастливый билет» в боксерской жизни Джейка. Именно Робинсон стал первым камнем фундамента «легендарности» ЛаМотты. Шесть встреч этих боксеров воспринимаются как успешный спортивный мини-сериал, который зрители помнят до сих пор. К сожалению, сегодня мы не можем посмотреть первые 5 серий этого проекта, поскольку они не сохранились, но судя по единственному уцелевшему эпизоду и характеру борьбы в первых пяти, этот сериал вполне сопоставим с такими эпическими трилогиями как М.Али – Д.Фрэйзер, Тони Зейл – Рокки Грациано и М.Пакьяо – Э.Моралес…. Более того – он, самый длинный из всех, что тоже выделяет его среди остальных боксерских противостояний.
В первой серии проекта «Шугар против Быка» победил Робинсон, и судя по прессе, достаточно уверенно, несмотря на падение в первом раунде. Тем ни менее через несколько месяцев эти боксеры вновь встретились: на этот раз верх взял ЛаМотта, и тоже убедительно. В том же 1943 году Джейк свиделся с Рэем еще один раз, и во время третьего свидания на ринге Шугар взял реванш за свое первое поражение в карьере, хотя опять побывал на настиле ринга.
После того как Робинсон сделал перерыв в боксерской карьере из-за военной службы, в 1945 году эти парни встретились еще дважды – оба раза судьи отдали победу Шугару, но в 5-м поединке она выдалась весьма спорной, поэтому оглашение результата боя было встречено свистом зала. На этом сериал прервался на несколько лет, за которые ЛаМотта успел стать чемпионом мира в среднем весе. Но прежде чем перейти к этой теме, я немного остановлюсь на противостоянии Джейка и Рэя.
Не следует думать, что силы соперников были примерно равны, из-за чего выяснение их отношений так затянулось. Робинсон как боксер был выше ЛаМотты на голову, если не на две, но это были парни из совершенно разных весовых категорий. Я уже упоминал, что боевой вес Джейка в 1941 году был 75-78 килограмм, а Шугар в то же самое время был легковесом (он весил 61-62 кг). Робинсон с годами постепенно набирал массу, а ЛаМотта сушился, но сам Джейк признавался, что перед шестым поединком, когда Робинсон потяжелел до 70 кг, ЛаМотта весил незадолго до боя более 80 кг и с трудом скинул вес перед взвешиванием, чтобы вписаться в лимит. И тем не менее, сухопарый Робинсон выиграл у «бычка» 5 боев из шести, хотя одна победа и вышла сомнительной.
А теперь подумаем: кому из этих бойцов этот сериал пошел на пользу?... По большому счету обоим, но без шести поединков с Ла Мотттой Шугар все равно бы стал одним из лучших боксеров за всю историю, а вот Джейк мог остаться одним из тех чемпионов мира, которые в конце 40-х начале 50-х сменяли друг друга, надолго не задерживаясь в роли обладателей чемпионского пояса.
Чемпион мира ЛаМотта
Пять поединков Джейка с Рэем Робинсоном не были титульными боями. К поединку за титул чемпиона мира в среднем весе ЛаМотту допустили лишь в июне 1949 года, когда дали возможность встретиться с действующим чемпионом – французом Марселем Серданом. К тому моменту Шугар уже 2,5 года был чемпионом мира в полусреднем весе.
Говорят, что в те годы итальянская мафия оказывала серьезное влияние на профессиональный бокс, поэтому ЛаМотта был вынужден идти на поклон к мафиозным боссам, чтобы получить право на титульный бой. Уже после окончания карьеры Джейк признался, что по требованию мафиозных боссов проиграл бой Билли Фоксу в 1947 и заплатил 20 000 долларов, чтобы его допустили до чемпионского боя.
Думается, что не только из-за мафии ЛаМотта не мог долго завоевать титул. Помимо проигрышей Робинсону и фиктивного поражения от Фокса, Джейк по дороге к чемпионскому поясу уступил С.Хадсону (1947) и французу Л.Дютюйи (1949).
Победа ЛаМотты над Марселем Серданом в бою за титул получилась не очень убедительной. Француз повредил плечо в первом раунде и в дальнейшем боксировал одной рукой, но и в такой ситуации умудрился выиграть несколько раундов, прежде чем его угол отказался от боя.
Через несколько месяцев должен был состояться матч-реванш, но Сердан погиб в авиакатастрофе, когда летел в США. Сердан был чемпионом мира около 9 месяцев и уступил пояс во время первой же защиты, но его ранняя смерть и роман с эстрадной звездой Эдит Пиаф, завершившийся столь трагически, быстро превратили его в легендарного боксера.
В отличие от Сердана, ЛаМотта провел две успешных защиты чемпионского титула в боях с Т.Митри (победа по очкам) и Л.Дютюйем (эффектная победа нокаутом в последнем раунде боя, в котором Джейк уступал по очкам), но для его послеспортивной известности гораздо важнее оказался шестой поединок с Р.Робинсоном, который состоялся 14 февраля 1951 года. Поскольку Шугар устроил в двух последних раундах избиение соперника, завершив поединок досрочно в 13-м раунде, этот бой назвали "Резня на День Святого Валентина".
Мы не знаем, как именно проходили встречи Шугара и Джейка в 40-е годы, но по шестому поединку Робинсона и ЛаМотты можем судить, как Шугар умело нейтрализовал главные козыри Джейка. Рэй попросту не давал сопернику проводить его фирменную комбинацию левой рукой, постоянно смещаясь назад и влево (для противника – вправо). Из-за активного передвижения оппонента по рингу ЛаМотта практически не мог достать его серией ударов, действуя в основном, джебом. Изредка ему удавалось сблизиться и даже обрушить на Робинсона град ударов, но это были лишь эпизоды. В целом Робинсон уверенно контролировал ход боя, периодически переходя в контратаки, а после десятого раунда бой превратился в одностороннее избиение измотанного соперника.
Это поражение ЛаМотты стало окончанием не только его противостояния с Робинсоном, но началом конца его карьеры. Джейк провел еще 10 боев в полутяжелом весе, из которых проиграл четыре. Через год после проигрыша Шугару ЛаМотта закончил карьеру профессионального боксера.
Жизнь после бокса
С профессиональным боксом ЛаМотта завязал в 1954 году. Процентов 90 боксеров после окончания карьеры уходят в частную жизнь, и публика про них вспоминает не часто, но Джейк принадлежал к оставшимся десяти. Многие американские профессиональные боксеры продолжают свою спортивную карьеру на телевидении и в кино. «Бык из Бронкса» пошел примерно той же дорогой: он стал комиком-стендапером, периодически появляясь на ТВ в различных шоу с шутками-прибаутками («я так часто дрался с Шугаром, что чуть не заработал себе диабет»), а также снимался в сериалах и кино.
Из художественных фильмов с участием ЛаМотты выделю два. В 1961 году на экраны вышла спортивная драма «Бильярдист» с Полом Ньюманом в главной роли. Фильм не стал хитом проката, но собрал массу разнообразных номинаций на «Оскар». Джейк в нем появился на несколько мгновений, и его появление легко пропустить, если вы не знаете, кто такой ЛаМотта. Напротив, для «посвященных» его появление не просто маленький эпизод.
ЛаМотта сыграл бармена в баре, где сидят и разговаривают главный герой (Ньюман) и его подружка. Если присмотреться, то в этом кино-баре устроен маленький музей бокса с соответствующими газетными вырезками и какими-то боксерскими экспонатами. Не удивлюсь, если все это было позаимствовано у самого ЛаМотты – из его личного бара в Майами, который он приобрел после окончания выступлений на ринге. По сути, Джейк в этом фильме изображал самого себя – бармена ЛаМотту.
Второй фильм – это эротическая (!) авангардная постановка 1968 года «Признания сумасшедшей кошки». Подобного «добра» в духе Роджера Кормана в конце 60-х снимали немало, но этот трэш с участием ЛаМотты стоит посмотреть как раз ради бывшего чемпиона.
Джейк в фильме играет громилу, которого в финале убивает «сумасшедшая кошка».
Что забавнее всего – убивают героя ЛаМотты шпагами, которые используются в корриде для убийства быков!
Появления ЛаМотты на ТВ и в фильмах не принесли ему славы, но они помогали поддерживать к нему интерес у американской публики. Как и его многочисленные свадьбы и разводы (всего Джейк был женат 7 раз), а также конфликты с законом.
В 1970-м году ЛаМотта выпустил мемуары «Бешеный бык: моя история», которые в итоге сделали для его «легендарности» больше, чем все 6 боев с Робинсоном. С помощью книги Джейк сменил чисто боксерский бренд «Бык из Бронкса» на более звучный «Бешеный бык». Насколько его мемуары были правдивыми - бог весть, но история бурной жизни чемпиона привлекла внимание актера Роберта де Ниро, который познакомил с ней режиссера Мартина Скорсезе. Эти двое в итоге раскрутили новый бренд ЛаМотты в мировом масштабе и помогли Джейку стать общепризнанной легендой мирового бокса.
Основанный на мемуарах ЛаМотты фильм «Бешеный бык» (1980) режиссера Скорсезе не только собрал неплохую кассу в том году (вошел в двадцатку по сборам в прокате США), принес «Оскар» Де Ниро за лучшую мужскую роль и массу разнообразных номинаций на самые престижные мировые кинопремии. Гораздо важнее то, что эта картина стала по-настоящему этапной в жанре спортивной драмы, и одной из лучших в фильмографиях таких титанов кино, как Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро. Сегодня эта лента считается одним из главных фильмов 1980-х годов.
Для Джейка ЛаМотты эта картина сделала примерно то же, что для новгородского князя Александра Ярославовича блокбастер С.Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), а для Томаса Эдварда Лоуренса фильм Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» (1962). Все три кинопроекта стали успешными рекламными роликами реальных исторических личностей. Но если у Эйзенштейна и Лина реклама получилась достаточно стандартной – в их фильмах новгородский князь и английский шпион представлены в образе героев, то у Скорсезе ЛаМотта – стопроцентный антигерой. Тем ни менее, раскрутке бренда «Бешеный бык» это ничуть не помешало.
После выхода фильма ЛаМотта прожил еще 37 лет, за которые пару раз появился в кино в малозначимых ролях и снялся в клипе Тома Уэйтса на песню «Downtown Train». Последний (седьмой) раз Джейк женился в 90 лет, в 2012 году, на 62-летней невесте...
Какова мораль все этой истории? Если вы спортсмен и хотите, чтобы вас долго помнили не только после окончания вашей спортивной карьеры, но и через много лет после ухода из жизни, сделайте так, чтобы великий режиссер снял про вас выдающееся кино с участием великого актера (актрисы). И тогда вы повторите путь Джейка ЛаМотты – чемпиона мира по боксу и популярного бренда массовой культуры.
P.S. Если про вас снимут неплохое кино, но не выдающееся, то повторить путь ЛаМотты не получится.
В 1956 году Пол Ньюман сыграл роль чемпиона мира по боксу в среднем весе Рокки Грациано в драме «Кто-то там наверху любит меня». Ньюман в нем крайне достоверно изобразил агрессивного парня, который готов в любое время взорваться и разнести все вокруг – не исключаю, что ЛаМотта держал этот образ в голове, когда писал свои мемуары (а может, ЛаМотта и его дружок Грациано в реальной жизни были как близнецы-братья).
В случае Грациано кино не сработало. Этот фильм давно забыт – в результате и про Грациано сегодня помнят только фанаты бокса, которые знают историю любимого вида спорта.
Свидетельство о публикации №225110901289
