Пять статей. 220
-Учим вместе
"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"
-Учим вместе стихотворение "Дом в Вязьме"
-О стихотворении К. М Симонова "Жди меня"
-Мой словарик. Артист
-Мой словарик. Гений
______________
Учим вместе стих
"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."
Под напором глупости,
либерализации идиотизмов
и серости в стране денег,
ты и я,
давай
постараемся сберечь
крупицы великой культуры,
той,
что пока еще остается в нас
от Великого
не только лишь
по объему и размеру,
а еще пуще,
по своей человечности,
Советского Наследия!
Если найдешь
желание и время,
выучим вместе
стихотворение
Константина
Михайловича
Симонова
"Ты помнишь,
Алеша,
дороги Смоленщины"!
Попробуем подняться,
без спешки и усталости,
по ступеням лестницы
артистического труда:
1.
Прочитаем стих
спокойно,
вдумываясь
в его содержание.
...Почему боль?
Откуда он,
этот нерв
горя,
боли,
отчаяния,
его преодоления,
мужества,
связи с Родной Землей,
Связи Времен,
которая вовсе не распалась,
как у Гамлета,
а напротив,
укрепилась войной;
нерв
чувства жалости,
вины
за отступление
Красной Армии,
вины перед стариками,
которых солдаты
вынуждены оставить
лютому зверью
на растерзание...
...Как Симонов,
сын княгини
и армянского полковника,
царской армии,
молодой тогда человек,
который сегодня,
вполне вероятно,
был бы
мажором,
министром,
депутатом,
просто
придурком с деньгами,
гордящимся
своей
поросячьей "элитностью",
как он стал
в Стране
Ленина и Сталина
коммунистом,
политруком,
сотрудником
военной газеты,
одним из тех,
кто написал
главные стихи,
Стихи,
прозвучавшие
великим эхом
для миллионов
Бойцов и Командиров,
для десятков миллионов
Героев Советского Тыла,
Стихи
о Великой
Отечественной войне
Советского Народа,
Народа,
собранного коммунистами
в Единый
Могучий
Богатырский Организм
для разгрома
германского,
европейского
и японского фашизма.
2.
Итак.
Мы поняли,
что встретились
с необычным произведением,
отразившем,
как умное, честное Зеркало,
События Лета и Осени
Тысяча Девятьсот
Сорок Первого Года.
Мы поняли важность задачи.
И теперь нам нужна техника!
Как правильно выучить?
Как лучше прочесть?
3.
Это стихотворение
удобнее
разбить на части.
Предлагаю
такой порядок частей:
1 часть. Четыре строфы.
2 часть. Две строфы.
3 часть. Две строфы.
4 часть. Четыре строфы.
Их можно выделить,
даже не пересчитывая:
в каждой новой части
есть прямое обращение
к Алеше.
В третьей части
это обращение не в первой,
а в третьей строке.
...Разбивка поможет нам
быстрее выучить
и более выразительно
прочесть стих.
Каждая часть
представляет собой
новый "круг мысли".
...Советую начинать
каждую часть медленно,
с интонацией задушевности,
ведь, ты
обращаешься к другу,
к Алеше Суркову,
потому что
переполнен Происходящим,
потому что
"золото" сейчас
отнюдь не молчание,
а твои стихи!
...Ты говоришь,
и твои слова
зажигают тебя,
и ты можешь
немного
дать волю эмоциям,
подвести Алешу
к главной мысли
данной части,
выделив ее,
чуть задержавшись
на кульминации!
В новую часть
ты войдешь, после паузы,
словно бы, заново,
с новым
задушевным обращением
к верному, сердечному,
дорогому другу
поэту Алеше.
...В каждой части
попробуй увидеть
внутренним взором
то,
о чем читаешь:
пригорок,
проселок,
кладбище,
околицу деревни,
старика и старуху,
матроса,
рванувшего тельняшку
на груди:
"Стреляйте, гады!
Я вас не боюсь!"
Не нужно
вызывать "видения"
слишком часто:
один-два раза
на каждую часть, —
этого будет
вполне достаточно
для того,
чтобы твои слушатели,
увидели то же,
что увидел ты!
...НЕ показывай себя,
читай сдержанно, скромно:
Слова
здесь говорят сами,
а в некоторых местах
нужно приложить усилие воли,
чтобы самому не расплакаться!
...Обрати внимание
на слово "Русский".
Не подчеркивай его
специально:
Ты же не "Шаман"!
В этом нет никакой нужды.
Сын армянина
повторил это Слово,
как Молитву,
девять раз!
Ему
не надо было
объяснять,
что тогда значили
Советские Русские
для их Страны,
для того,
чтобы Она
Выдержала
весь Ужас Ада
и Победила Ад!
...Вначале ищи Свое:
не слушай
Чтения Других Актеров.
Этого вначале не нужно:
если не понравится чужое,
то рискуешь
разочароваться и в стихах;
а если чужое понравится,
ты рискуешь
запомнить интонацию
и повторять "на автомате",
как....
Ну, надеюсь,
ты понимаешь,
кто были наши
далекие
высокоуважаемые
на державных ветвях
баобабов власти,
лучше нас
защищенные от холода,
великолепные элитные предки!!!
В конце работы,
после того,
как ты найдешь себя,
можешь
послушать и других:
если найдешь свое,
то можешь слушать
кого угодно
и сколько угодно.
...Выучи первую часть
потом вторую,
потом соедини
первую и вторую...
Так проще, быстрее
и интереснее учить!
...Старайся не думать о том,
чтобы читать красивым голосом.
Здесь это лишнее.
...У стиха —
музыкальная основа.
Следи за ритмом.
Ритм
должен быть четким,
темп умеренным;
ускорение и замедление
не должны нарушать
Единство Общего.
...Подчеркивать смысл,
следует, в основном,
интонацией.
Стих еще и картина.
Интонация —
твоя кисть живописца!
...Начиная новую часть,
меняй положение корпуса.
Слова подскажут,
как двигаться.
Строки и строфы, их смысл
помогут тебе найти
нужные для твоей картины
жесты.
...Встреча
со Стихотворением
похожа на встречу
с Хорошим Человеком.
Тоже на всю жизнь!
...Читай почаще:
сыну, мужу, жене,
внуку, другу,
всем,
кто готов слушать:
не обязательно, ведь,
ждать приглашения
на конкурс,
на радио или ТВ:
читать
интереснее для тех,
кого знаешь,
кого любишь!
Приготовь-ка, лучше,
воскресный
семейный концерт
и давай его
каждое воскресенье
для всей твоей
благодарной семьи!
...Давай!
Давай!
Давай начнем
сопротивляться
бескультурью!!!
Достали уже пошлостью!
..Всего тебе Хорошего,
Золотой мой Артист!
И Тебе,
моя Прекрасная Артистка!
_______________
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941 г.
==================================
Учим вместе стихотворение Дом в Вязьме
А теперь мы с тобой
попробуем
выучить стихотворение
"Дом в Вязьме",
написанное
Константином
Михайловичем
Симоновым
в Тысяча
Девятьсот
Сорок Третьем Году.
Если в стихе
"Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины..."
мы становимся
современниками,
свидетелями
Событий
Сорок Первого Года,
то "Дом в Вязьме" —
это стихотворение-
воспоминание
О Сорок Первом
из Сорок Третьего!
Многое случилось
или изменилось:
Отстояли Москву,
выдержали Лето и Осень
Сорок Второго!
Разгромили врага
в Сталинграде,
у Волги
и в Излучине Дона!
Бойцы и Командиры,
Весь Великий
Советский Народ
Приблизили Победу
в жестокой Войне,
сделали Победу
реальной, осязаемой!
Разумеется, изменилась
и тональность стихотворения.
Если обращение к Алеше,
это Нерв Боли,
Прощания,
Предчувствия
очень возможного
близкого Конца Жизни,
то "Дом в Вязьме",
похож
на торжественное,
спокойное
Подведение
Промежуточного Итога —
Людьми, —
Закаленными Войной,
пережившими,
преодолевшими
утраты,
потери,
страх смерти,
саму смерть,
ради Жизни —
научившимися жить
"всем смертям назло",
как написал Симонов,
обращаясь
к Валентине Серовой
в другом своем
знаменитом произведении
"Жди меня".
...Прочтем медленно,
вдумываясь в каждое слово.
Первые четыре строчки
я прочту буднично,
про "бога и шофера" —
с улыбкой.
А потом —
начинается
Большая Серьезность.
"Бой чуть свет" —
это не шутка.
гибель друзей —
это Рана на всю жизнь,
боль, которую
ибупрофеном не заглушить!
Потом везде в стихе
будет очень серьезно,
то как клятва,
то как крик или шепот:
"Не смей забывать!
Даже если
станешь генералом!
Даже если станешь
Генеральным Секретарем!
Мы —
люди землянок и окопов,
мы люди,
в которых стреляли,
и которых бомбили,
и которых не брали
в плен живьем,
потому что мы —
Коммунисты!
Не для нас
"мирная жизнь"
бытовой рутины,
пошлостей
мещанских целей,
корысти
четвероногой алчности
и ям бездонных желудков!
Товарищ!
Мы Прошли
Очищение Войной!
Мы Стали Другими!"
...Для контраста,
можешь
шутливо произнести —
про "складчИну соберем"
и про —
"находясь в чинах больших".
Остальное должно прозвучать,
как Клятва без пафоса!
Как Молитва без лицемерия!
...Читай вслух!
Читай много раз!
Учи по частям!
Это стихотворение —
проще для чтения,
чем стих,
посвященный Алеше!
...Хотя, кто знает...
Так ли прост этот Дом?! —
Многие герои войны,
к сожалению,
не выдержали
"испытания миром":
презиравшие смерть
на Войне,
после войны —
стали дрожать
за место,
за свое "добро",
за положение на пирамиде...
Произошло все то,
что Симонов предвидел
еще в Сорок Третьем Году!
...Сегодня же
Цели и Ценности
Того Великого Поколения —
грубо, тупо и пошло —
просто перевернуты,
поставлены на уши!
Увы:
"идеология бизнеса"
упрямо
толкает "свое"!
Толкачи они —
настырные,
это нужно признать!
...Я очень хотел бы,
чтобы Стихотворение
"Дом в Вязьме"
стало одним из твоих
любимых стихов!
1.
Я помню в Вязьме старый дом.
Одну лишь ночь мы жили в нём.
Мы ели то, что бог послал,
И пили, что шофёр достал.
Мы уезжали в бой чуть свет.
Кто был в ту ночь, иных уж нет.
Но знаю я, что в смертный час
За тем столом он вспомнил нас.
В ту ночь, готовясь умирать,
Навек забыли мы, как лгать,
Как изменять, как быть скупым,
Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам, кров пополам -
Так жизнь в ту ночь открылась нам.
2.
Я помню в Вязьме старый дом.
В день мира прах его с трудом
Найдём средь выжженных печей
И обгорелых кирпичей,
Но мы складчину соберём
И вновь построим этот дом,
С такой же печкой и столом
И накрест клееным стеклом.
Чтоб было в доме всё точь-в-точь
Как в ту нам памятную ночь.
3.
И если кто-нибудь из нас
Рубашку другу не отдаст,
Хлеб не поделит пополам,
Солжёт, или изменит нам,
Иль, находясь в чинах больших,
Друзей забудет фронтовых,
Мы суд солдатский соберём
И в этот дом его сошлём.
Пусть посидит один в дому,
Как будто завтра в бой ему,
Как будто, если лжёт сейчас,
Он, может, лжёт в последний раз,
Как будто хлеба не даёт
Тому, кто к вечеру умрёт,
И палец подаёт тому,
Кто завтра жизнь спасёт ему.
4.
Пусть вместо нас лишь горький стыд
Ночь за столом с ним просидит.
Мы, встретясь, по его глазам
Прочтём: он был иль не был там.
Коль не был, - значит, круг друзей,
На одного ещё тесней.
Но если был, мы ничего
Не спросим больше у него.
Он вновь по гроб нам будет мил,
Пусть честно скажет: - Я там был.
1943
___________________
"Накрест клеенное стекло" -
это для того, чтобы стекла
лучше сопротивлялись взрывной волне.
Так в Сорок Первом клеили стекла повсюду.
Практика эта может пригодиться и сегодня.
==================================
О стихотворении К. М Симонова Жди меня
…Нелегко добраться
до смысла литературного произведения!
Ведь чтобы понять, надо вначале полюбить.
Только любовь —
ключ к пониманию и в жизни, и в литературе!
Вот, например,
стихотворение К. М. Симонова «Жди меня».
По форме это письмо,
письмо к любимой женщине,
внутренний монолог.
По напряжению, по накалу, по сути своей,
стихотворение Симонова —
Молитва о даровании верности.
Молитва — первая на свете драма абсурда.
Охотник, совершающий обряд перед охотой,
отлично знает, что мольба не поможет.
Будут действовать другие факторы:
ловкость, скорость, умение, опыт охотника,
качество оружия, поведение дичи,
рельеф местности…
Тем не менее, обряд
должен быть исполнен вовремя.
А то "пути не будет!"
Молитва-стихотворение
обращено не к Богу.
К Любимой.
Это — Призыв.
Зов. Заклинание:
"Жди. Люби. Не забывай.
Будем верить
вопреки и наперекор всему,
что кажется неизбежным,
неминуемым, неотвратимым!"
Ни слова о холодном:
о смерти,
о страхе смерти,
о невозможности встретиться
в обозримом будущем!
Хорошее,
правильное настроение
способно победить врага
и сохранить любовь!
Настрой этот верный
называют еще
"нравственным стержнем"
и "силой духа" бойца!
Все произведение
построено на одном слове: "Жди":
так мелодия в музыке может зиждиться
на фундаменте
многократно повторяющегося баса остинато.
Пятнадцать раз повторяет Симонов
это упрямое:"Жди",
похожее на шум ночного
юго-западного осеннего ветра.
Ветра с запахом гари
и рокотом отдаленной канонады!
Перед нами одно из редких стихотворений,
автору которого для достижения цели
не требовались окольные пути:
двойные и тройные смыслы,
подтексты, условности, намеки.
Любая условность,
усложненность
показались бы
нестерпимой фальшью
при чтении молитвы!
С молитвой стихотворение сближает
и внешняя иррациональность
посылки и вывода:
В обычной речи главной идее стиха
соответствовало бы
прозаическое высказывание:
«Если будешь ждать, то я вернусь!
Я выживу!»
Но заключение
не следует из посыла!
В реальной жизни
такая логическая связь
отсутствует:
скольких Воинов ждали,
но, все-таки,
не дождались с фронта!
Но мы понимаем,
что перед нами
не бытовое письмо,
а Молитва,
поэтому отказываемся на время
от законов "бытовой" логики:
ведь молятся всегда
не о Правиле,
а об "Исключении" из правил:
о Совершении Чуда!
_____________________
Чтение
вполне может быть "быстрым"!
Только жаль, что "быстрое чтение"
не может быть умным:
слишком много «матрешек»
надо вынуть из текста и рассмотреть!
Читайте медленно!
А если есть четыре минуты времени,
то напишите в поисковике Гугл Хрома:
Песня Константин и Валентина
Должна появиться картинка с ромашкой.
Ромашка олицетворяет женскую верность!
да и красивая она просто, в своей простоте!
________________________
Жди меня, и я вернусь…
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941 г.
==================================
Мой словарик. Артист
Артист.
Тот, на кого приятно смотреть,
кого приятно слышать.
Тот, кого хочется
видеть и слушать.
Артист. Вопрос симпатии.
Бесспорный вопрос!
==================================
Мой словарик. Гений
Гений.
Человек,
сам
умеющий занять себя
интересным и полезным делом,
даже в условиях
отсутствия за своей спиной:
надсмотрщика с плетью,
жреца с пальмовой ветвью,
начальника с приказом,
или царя с указом,
или суфлера с подсказом,
или поклонниц с экстазом.
Не могу не отметить,
что все
вышеуказанные отсутствия,
в высшей степени,
характерны и для меня.
Ну, а те выводы,
которые просто напрашиваются
в моем отношении,
прошу тебя, Читатель,
сделать самостоятельно.
==================================
Свидетельство о публикации №225110901325