О шахтёре Стаханове и капитане Маринеско

                Однажды, в шестидесятых годах прошлого века,  во время встречи Главы советского государства Н.С. Хрущёва с послом Великобритании, тот неожиданно заявил о том, что они хотели бы изучить опыт шахтёра Стаханова, который в сороковых годах ставил в Советском Союзе удивительные рекорды по добыче угля. А также наградить капитана Маринеско английской правительственной наградой, который был признан лучшим подводным асом Второй Мировой Войны. Посол настойчиво просил Н.С. Хрущёва, чтобы ему была предоставлена возможность посетить шахту, чтобы лично встретиться с господином Стахановым и изучить его опыт. А также встретиться с капитаном Маринеско, чтобы вручить ему правительственную награду. Хрущёв с этим предложением согласился, заявив, что в ближайшее время послу будет предоставлена такая возможность посетить шахту. А капитан Маринеско, который в настоящее время проходит службу на флоте, будет вызван в Москву.
                Но неожиданно выяснилось, что товарищ Стаханов уже давно работает в Москве, руководителем одного из отделов Министерства угольной промышленности СССР.  А вот с капитаном Маринеско и вовсе случилась большая неприятность. Он был уволен со службы на флоте, и более того был осуждён за систематические хищения, работая в каком-то гражданском учреждении, и в своё время отбыл трёхлетний срок в колонии общего режима.  Руководством Министерства угольной промышленности  СССР, по требованию ЦК и правительства,  было принято решение временно перевести товарища Стаханова, на  должность  заместителя управляющего трестом в городе Чистяков (город Торез), чтобы он мог наглядно продемонстрировать англичанам передовой, советский  опыт добычи угля.  Что и было сделано. Правда, супруга Стаханова категорически отказалась покидать Москву, вплоть до развода, как и освобождать свою четырёхкомнатную квартиру в центре города.  Но Стаханову, несмотря на это,  пришлось выполнить это решение ЦК и правительства. С 1959 года по 1974 год он работал помощником главного инженера шахтоуправления №2-43 комбината «Торез-антрацит». 
                Алексей Григорьевич Стаханов родился 3-января 1906 года в деревне Луговая Ливенского уезда Орловской губернии, ныне Измайловского района Липецкой области в крестьянской семье. Учился в сельской школе, которую не окончил. В 1914-20-годах батрачил и был пастухом.  В 1927 году поступил на работу, на шахту «Центральная-Ирмино» в Кадиевке Луганской области (Донбасс) коногоном. Затем работал крепильщиком, а с 1932 года забойщиком. Руководством партийной организацией шахты было принято решение установить промышленный рекорд. За установление рекорда взялся шахтёр Стаханов, который за пять часов 45-минут работы нарубил 102-тонны угля, выполнив 14-норм и заработав 220-рублей.  Через 10-дней Стаханов установил новый рекорд, дав за смену 175- тонн угля. А 4-го марта 1936 года Стаханов добыл за смену 324-тонны. 20-октября 1935 года в Москве прошёл слёт «Стахановского движения», целью которого стала борьба за увеличение нормы производства каждого работника, прежде всего на предприятиях тяжёлой и добывающей промышленности.  14-ноября было проведено первое Всесоюзное совещание стахановцев.  На шахтах были созданы стахановские школы, в которых обучалось около 300-человек. В этих школах преподавали  горное дело, а также математику, русский язык, историю, физику и географию. Подобные стахановские школы стали создаваться и в различных отраслях промышленности, в которых путём непосредственного обучения у новаторов рабочие перенимали их навыки.
Некоторое время Стаханов работал промышленным инструктором передовых методов на шахте. В 1937 году он поступил в Промышленную академию, которую окончил в 1941 году, получив диплом горного инженера. В это время он вёл разгульный образ жизни в столице, увлёкся спиртными напитками. И его даже пришлось предупредить, что если он не изменит свой образ жизни, то ему придётся сменить свою фамилию. В 1941 году он был назначен начальником шахты в город Караганда Казахской ССР.  А с 1943 года начальником сектора по обобщению опыта новаторов и передовиков производства в Министерстве угольной промышленности СССР. 
23-сентября 1970 года ему будет присвоено звание Героя Социалистического труда. С 1974 года на пенсии.  Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.  15-февраля 1978 года город Кадиевка будет переименован в город Стаханов. Его имя будет присвоено также двум шахтам.
                Но  в связи с ухудшением отношений с Западом, «карибским кризисом», и началом «холодной войны», англичане отказались от своих планов по изучению передового советского опыта добычи угля, как и награждать советских подводников. А вскоре и Н.С. Хрущёв был отправлен в отставку, полностью сменилось и руководство Министерства угольной промышленности СССР, поэтому об обещании Стаханову  вернуть его в Москву на прежнюю должность, быстро забыли. Стаханов окончательно запил, и позже в 1977 году скончался от инфаркта.
                2.
                Капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско родился в 1913 году в городе Одесса. Отец по национальности румын, мать-украинка. После окончания 6-классов трудовой школы стал учеником матроса, а затем был направлен в школу юнг. После окончания школы ходил матросом на судах Черноморского пароходства. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум, который окончил в 1933 году. Плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В ноябре 1933 года был мобилизован в Красную Армию, и направлен на высшие курсы командного состава РККА, после окончания которых, в ноябре 1934 года, был назначен на подводную лодку «Щ-306» Балтийского флота. В 1937 году был направлен в учебный отряд подводного плавания. По окончании учёбы был назначен командиром подводной лодки «М-96»- «Малютка». С началом Великой Отечественной Войны эта подводная лодка успешно выполняла сложные задания командования флота по высадке в тылу врага разведывательных и диверсионных групп, оставаясь во-время блокады Ленинграда на Балтийском театре боевых действий, а также потопила несколько транспортов противника.  В августе 1942 года Маринеско, командуя подводной лодкой «С-13», потопил транспорт водоизмещением 7-тысяч тонн. 9-сентября 1943 года был потоплен транспорт водоизмещением 5-тысяч тонн. 31-января 1945 года подводной лодкой «С-13» на выходе из Данцигской бухты, был потоплен германский лайнер «Вильгельм Густав» водоизмещением более 25-тысяч тонн, имевший на борту 7-тысяч фашистов, в том числе 3700-подводников,  и корабль «Генерал  фон Штойбен». За что капитан Маринеско  был назван подводником номер один в мире.  А в Германии объявлен личным врагом фюрера. Всего подводная лодка под его командованием в ходе боевых операций потопила 4-е корабля противника общим водоизмещением 52-тысячи тонн. Капитан 3-го ранга Маринеско был награждён двумя орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда», и медалью «За боевые заслуги». А также он был представлен к награждению званием Героя Советского Союза, но главным штабом флота это звание было заменено награждением орденом Ленина, так как Маринеско имел ряд взысканий за нарушение дисциплины. Ещё в октябре 1941 года он был исключён из кандидатов в члены ВКП (б) за систематическую пьянку, за развал дисциплины, за отсутствие воспитательной работы среди личного состава, за неискренние признания своих ошибок. В январе 1945 года командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц решил предать Маринеско суду Военного Трибунала, за самовольное оставление корабля в боевой обстановке. Так как Маринеско задержался в финском порту Турку на двое суток, из-за пьянки. Но исполнение этого решения он задержал, дав Маринеско возможность искупить свою вину в боевом походе. Но в самом конце войны, на основе приказа наркома ВМФ адмирала флота Кузнецова, Маринеско был отстранён от занимаемой должности, понижен в звании до старшего лейтенанта и зачислен в распоряжение Военного Совета Балтийского флота. С 18-октября по 20-ноября 1945 года он был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков, 1-й бригады тральщиков Балтийского флота. А 20-ноября 1945 года старший лейтенант Маринеско был уволен в запас.
                Во-время боевых действий капитан Маринеско эффективно использовал тактику, которая позволяла добиваться успеха в самых сложных военных условиях Балтики.  Сложившиеся, после начала Великой Отечественной Войны и захвата противником Либавы, Риги, Таллина, и выхода немецких войск на южное побережье Финского залива. Советским подводным лодкам, чтобы выйти на основные морские коммуникации в Балтийском море, нужно было пройти узкий и мелководный Финский залив, контролируемый береговыми наблюдательными постами и корабельными дозорами противника. В результате советские подводные лодки понесли потери, многие получили повреждения и стали на ремонт. Число боевых выходов резко сократилось, а с августа 1941 года в действиях подводных лодок и вовсе наступил перерыв. А в зимнее время залив замерзал, и подводные лодки вообще не могли действовать.
                На Балтийском море коммуникации противника проходили в основном по двум трассам. Первая протяжённостью 900-миль, связывала германские порты южного побережья Балтийского моря со шведскими портами. По ней перевозилась основная масса стратегического сырья для снабжения германской промышленности. Из Швеции, Норвегии и Финляндии в Германию транспортировались лесоматериалы, до 30-процентов ввозимой железной руды, никель, кобальт, медь и другие важные стратегические материалы.  Германия в основном поставляла в Швецию и Финляндию уголь и кокс, Вторая трасса ответвлялась от первой у северной оконечности острова Рюбен. По ней транспорты шли вдоль побережья и, пересекая Померанскую бухту, направлялась далее к порту Мемель. Общая протяжённость 600-миль. Большое значение имела также линия паромного сообщения между Германией и Швецией, проходившая западнее острова Борнхольм. Кроме того мелководность Балтики позволяла противнику широко использовать минное оружие. Противник осуществлял постановку мин в Финском заливе, стараясь закрыть советским подводным лодкам, выход в Балтийское море
                Подводная лодка «С-13» командира Маринеско, действовала в южной части Балтийского моря. Вечером 30-января 1945 года в районе маяка Хела его акустик уловил шумы винтов. Лодка пошла навстречу. В 21-час 10-минут рулевой сигнальщик заметил вражеские суда, выходившие из Данцигской бухты. Это был лайнер «Вильгельм Густав», который являлся учебной базой немецкого флота. Этот корабль был построен в Гамбурге в 1938 году. Он представлял собой последнее достижение судостроительной техники. А также крупный теплоход «Ганза». Теплоход вскоре остановился из-за неисправности, а лайнер продолжал движение. Корабли охранения располагались мористее, противник и мысли не допускал, что со стороны берега могут действовать советские подводные лодки. Лайнер шёл курсом 280-градусов со скоростью 15-узлов. Чтобы выйти на траверсный курсовой угол цели, «С-13» отошла несколько в сторону от лайнера и легла на параллельный курс. Погода была свежая, и подводную лодку, шедшую в позиционном положении,  сильно заливало. Однако она упорно продолжала движение. Поравнявшись с целью, «С-13» поворотом вправо вышла на боевой курс. В 23-часа, 8-минут с дистанции 5-кабельтовых, был произведён четырёхторпедный залп  «веером». Меньше чем через минуту раздались взрывы. С мостика подводной лодки было видно, как одна торпеда взорвалась в районе фок-мачты лайнера, другая у машинного отделения, третья под грот-мачтой. Четвёртая торпеда видимо не сработала. Лайнер с дифферентом на нос и большим креном на левый борт стал медленно погружаться. Корабли охранения включили прожектора, но подводная лодка «С-13», выполнив срочное погружение, уже уходила в северном направлении. Недалеко от лодки стали взрываться глубинные бомбы. Маринеско считая, что большая безопасность будет обеспечиваться в районе погружения лайнера, что здесь противник бомбить не станет, повернул на обратный курс. Этот удачный манёвр помог «С-13» благополучно затем уйти от преследования.
                10-февраля 1945 года к северу от маяка «Ярославец», подводная лодка «С-13» командира Маринеско обнаружила крупный транспорт противника «Генерал Штойбен», следовавший в охранении миноносца и катера-торпедовоза.  «С-13» предприняла попытку атаковать транспорт торпедами из носовых аппаратов, но миноносец, неожиданно оказавшийся перед подводной лодкой, закрыл своим бортом цель.  Тогда подводная лодка, развернувшись, произвела двухторпедный залп из кормовых аппаратов. Обе торпеды попали в транспорт, раздалось несколько взрывов. К быстро погружавшемуся судну устремился миноносец. Воспользовавшись замешательством врага, подводная лодка Маринеско благополучно покинула район атаки.
                С 1946 по 1948 годы Маринеско плавал помощником капитана на судах Ленинградского пароходства. В 1949-50 годах работал заместителем директора по хозяйственной части Ленинградского научно-исследовательского института переливания крови, но был осуждён по статье 109 (злоупотребление служебным положением). Ему вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение кровати, принадлежащей институту, стоимостью 543-рубля, и три прогула без уважительных причин, допущенных в ноябре 1949 года. Наказание 3-года исправительных работ, Маринеско отбывал на рыбных промыслах в Находке, а с 8.02 по 10.10. 1951 года в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя. 10-октября 1951 года Маринеско был досрочно освобождён из мест лишения свободы, и на основе акта амнистии от 27-марта 1953 года судимость с него была снята. С 1951 по 53 года Маринеско работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции. А с 1953 года руководил группой снабжения на Ленинградском заводе «Мезон». В 1960 году приказ Наркома ВМФ о разжаловании Маринеско был отменён.  В 1988 году приговор суда и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены, и дело было прекращено за отсутствием в действиях Маринеско состава преступления.  5-мая 1990 года  президент М. Горбачёв присвоил Маринеско звание Героя Советского Союза (посмертно), по настоянию его товарищей по оружию.


               


Рецензии