О Хрониках русской революции
Вячеслав СУХАНОВ
«ХРОНИКИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
(О телесериале режиссера Андрея Кончаловского)
Как «верхи не могли»
Поначалу мне всё не понравилось. Ну, всё и совсем…
Помните, нас учили в вузах: согласно марксистской науке о революции, революционная ситуация – это когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут. Как сейчас помню.
Но углубляться в тему, как НИЗЫ НЕ ХОТЯТ – автор не стал. Он сам, как и его брат, Никита Михалков, – произошел из семьи творческо-аристократической богемы: художники, поэты, авторы слов гимна страны. Поэтому, как я думаю, автору было ближе показать, как ВЕРХИ НЕ МОГУТ.
И именно поэтому историю русской революции Кончаловский решил продемонстрировать нам через салоны, рестораны, залы Зимнего дворца и кабинеты царской охранки.
Думаю, что у него получилось. А всю ненависть «верхов» к народу, «столыпинские галстуки», Ходынка – все автор оставил за скобками.
А кто хочет про «низы» – пересмотрите фильмы Михаила Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939). Я не удержался и пересмотрел. Пазл сложился.
А распад царского самодержавия, базирующегося на власти дворянства и мешающего бурному развитию экономики народившегося капитализма, все эти «блеск и нищета», мздоимство, коррупция сверху донизу, от великих князей до простых чиновников, упадничество и «распутивщина» с ее порочащей связью с царской семьей – все показано. Достоверно.
Если мало, - пересмотрите гениальный фильм Элема Климова «Агония» (1974), снятый по романам «Нечистая сила» Валентина Пикуля и «Последний год» Василия Ардаматского. Там все есть…
Герои и антигерои
В традициях русской классической литературы и кинематографа любить главных героев, лепить из них идолов поклонения и подражательства, их устами доводить народу гуманистические, человеколюбивые мысли писателей и режиссеров. А тут как-то сразу не задалось. Героев, любимых автором, я не обнаружил.
Ну, за что любить офицера царской охранки, жандарма?! Или талантливого пианиста, ставшего палачом в ВЧК? Или женщину-проститутку, переспавшую (по своей воле) со всеми главными действующими лицами фильма?!
Это ж надо так не любить свою жену (я об актрисе Юлии Высоцкой, жене режиссера), чтобы дать ей роль абсолютно падшей женщины. И положить ее состарившееся тело не только под троих выдуманных автором главных персонажей фильма (эсер-террорист, пианист – будущий палач ВЧК и жандармский офицер), но еще и под исторических персонажей - английских дипломатов и шпионов!
Но и на этом вдумчивый автор картины не остановился и подложил героиню своей жены – страшно сказать, под нашего «замечательного» пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького, автора ненавидимого мной в школе «Буревестника»! Так испачкать и опорочить автора романа «Мать» и пьесы «На дне» еще никому не удавалось! Кончаловскому удалось – и это хорошо, потому как я никогда не любил пролетарского писателя Горького (в юности Пешкова). И на полках домашней библиотеки у меня среди 100 собраний сочинений лучших умов России и Европы никогда не стояло и стоять не будет ни одной даже самой тоненькой книжки этого сеятеля революционных искр, обернувшихся для России Гражданской войной с ее фронтами, террором и тремя миллионами загубленных жизней...
Да, автор не любит своих героев – ни в среде революционеров, ни в среде их противников, он хочет остаться по-человечески и исторически беспристрастным. Но ближе всех ему, – как мне показалось, несчастная жена Ленина Надежда Крупская, вынужденная делить мужа с любовницей-революционеркой Арманд, и все тот же Горький. Недаром он ему собственную жену пожертвовал. Не к ночи будет сказано…
Роль Ленина
В первых сериях, где безыскусно показана жизнь эмиграции в Швейцарии, практически ничего нет о работе Ленина над программой большевистской партии, по руководству ячейками партии на местах. Показан какой-то бытовой хлам, лабуда, которая никак не объясняет, а каким же таким макаром большевики позже все-таки пришли к власти в огромной крестьянской стране. Гениальность человека, в будущем перевернувшего ВЕСЬ МИР, сотворившего ЭПОХУ МИРОВОГО КОММУКНИЗМА, абсолютно не чувствуется. Взамен – картошка в Разливе и голая жопа будущего вождя мирового пролетариата перед смешливыми финскими девушками. Не впечатлило. А ведь не так уж много в России XX века гениев мирового масштаба. Только Ленин и Сталин.
Эта тема вначале не была раскрыта от слова «совсем». Увы.
А сам Владимир Ильич в изображении актера Евгения Ткачука, на мой взгляд, вначале предстал каким-то дерганым, даже излишне карикатурным. Зачем-то акцентировано внимание на его шляпах и кепках. И это словечки из подворотни: «А нас не кокнут?» - Это не о революции. Это об эстетике показа героя.
Но признаю, что в последних сериях советского периода этот недостаток постепенно исчез. Пошла РАБОТА. А когда Ткачук показал больного Ильича – эта тема - табу в советское время, - но это игра высочайшего класса! Стало зримо понятно, как невыносимо тяжело было Ленину, как постепенно уходили из него силы, как он терял рассудок и медленно превращался в «овощ». Как тяжело было его близким.
И еще раз возвращалась мысль: а что бы было со страной, если бы не ранение Ленина и потеря здоровья. Куда и как пошла бы Россия. Он же был умница…
Политбюро
Полномасштабно и интересно показан заговор левых эсеров 6 июля 1918 года, убийство посла Германии Мирбаха. Как заговор был практически инициирован самой ВЧК, где большевики и эсеры поначалу работали вместе. Сейчас читаю новую книгу из серии ЖЗЛ о Феликсе Дзержинском (автор Сергей Кредов), где говорится о том, как мучился Дзержинский, что переворот созрел и готовился прямо у него под носом, внутри ЧК. И даже подал в отставку, которую сначала ЦК принял, а позже отменил…
К моему сожалению, опущена яростная дискуссия не только с левыми эсерами по вопросу заключения Брестского мира с Германией, но и внутри ЦК собственной большевистской партии. Когда подавляющая часть сподвижников Ленина выступила ПРОТИВ этого мира. Кстати, и председатель ВЧК Дзержинский, которого советская историография представляет верным революционером-ленинцем, поначалу тоже был против Бреста. Как пишут очевидцы событий, он всегда бурно высказывался по тому или иному вопросу в ЦК, но ВСЕГДА примыкал к побеждающему в спорах БОЛЬШИНСТВУ. Даже если Ленин в большинство не входил. Хм. Да, «Железный Феликс» был не так прост, как хотел казаться, он знал, что на стороне большинства всегда спокойнее. Этого, увы, я не увидел.
Но и я ведь не автор, чтобы советовать известному режиссеру, что и как снимать. Тема-то бесконечна, а у продюсера картины банковский счет – совсем нет…
Троцкий, Сталин, Рыков, Зиновьев впервые показаны на экране живыми людьми, я бы даже сказал, в полном соответствии с «социалистическим реализмом».
Рыков спивается, как и его отец. Зиновьев во время болезни Ленина пытается играть первую скрипку в ЦК. Троцкий пока молчит, его борьба со Сталиным за власть в партии еще впереди. Сталин при внешней простоте медленно, но верно начинает брать узды правление в ЦК в свои руки.
ЦК пока еще демократический, равноправный круг единомышленников. Но уже видна работа Сталина по будущей ликвидации этой ненужной ему демократии и превращению ЦК в авторитарную организацию, где право окончательного решения имеет только ВОЖДЬ. ОДИН вождь.
Актерская работа
К игре актеров претензий никаких. Особо выделил бы роль последнего императора Николая II в исполнении актера Никиты Ефремова. Тоже великолепная работа! И, на мой взгляд, она не расходится по трактовке роли с предыдущим исполнением актера Анатолия Ромашина в фильме «Агония». И это не вызывает диссонанса в восприятии личности царя, а как бы продолжает одну понятную всем тему: одиночество, обреченность и понимание неизбежного конца – и своего, и империи…
Вместо эпилога
Я обычно скачиваю на внешний жесткий диск понравившиеся мне фильмы и сериалы. «Хроники русской революции» я скачал…
9.11.2025
Лоза
Свидетельство о публикации №225110901631
вы частично заполнили пробел
Виктор По 09.11.2025 23:21 Заявить о нарушении
А пьянство и разврат почти во всех сегодняшних фильмах.
Как будто все современные режиссеры решили споить и развратить народ.
Галина Санорова 09.11.2025 23:32 Заявить о нарушении
