De actu et visu. Спасибо, Антон Семёнович и Роза!

Человек шагает по жизненной дороге, формируя своё собственное мировоззрение и свои убеждения de actu et visu (по опыту и наблюдениям – лат.). Сталкиваясь с различными ситуациями, решая  проблемы, мы приобретаем опыт.  Опыт, полученный  в одной ситуации для решения каких-то определённых проблем, часто проецируется и на решение других проблем уже в иной ситуации. Такой опыт есть в жизни каждого человека.  Есть он и у меня. Я объединила цикл моих воспоминаний под общим названием  «De actu et visu».


De actu et visu.  Спасибо, Антон Семёнович! Спасибо, Роза!
 
Благословенные восьмидесятые годы!
Подходил к концу мой первый год работы в школе после окончания университета. В конце апреля  из телефонного разговора с дорогой Анной Николаевной, моим научным руководителем на 5 курсе,  я узнала, что все нюансы моего  поступления в аспирантуру будут обсуждаться в августе. И это потребует моего непосредственного присутствия  в alma mater*. Поэтому, когда в учительской вывесили графики отпусков и летней занятости педагогов школы, я с радостью увидела, что до середины июня буду занята в экзаменационной комиссии выпускных десятых классов, а затем  поеду работать в школьный трудовой  лагерь. В  начале июля я уйду в отпуск, чтобы вернуться в школу в конце августа. Ура! И никаких заявлений в адрес администрации не потребуется!

О трудовом лагере я не знала ничего, подумала, что это обычный пионерлагерь. А опыт работы воспитателем в пионерском лагере у меня был. Как же я ошибалась! Сюрпризы начались уже за неделю до отъезда в лагерь. В учительской появились точные списки педагогов, занятых в работе лагеря. Напротив своей фамилии я увидела слово «производственник». Подошла к завучу, чтобы выяснить обязанности производственника.
Оказывается, производственник будет работать с учениками непосредственно в поле на картофельных делянках. Но до работы детей нужно будет поднять, отвести  на зарядку, проконтролировать утренние процедуры и проводить сначала на линейку, потом – на завтрак. Работать дети будут с девяти утра до часу дня, четыре часа. Потом обед. А вот уже после обеда начнётся работа воспитателя: купание, полдник,  мероприятия после ужина, подготовка ко сну. Потом завуч успокоила меня – Обычно  производственник и воспитатель работают вместе  и на поле, и в лагере. Так что не переживайте!

И вот, ранним июньским утром автобусы привезли в лагерь педагогов (начальник лагеря, физрук, воспитатель и производственник), повара и почти пятьдесят учеников, выпускников двух восьмых классов. Все ученики благополучно сдали экзамены за курс основной школы. Но свидетельства об окончании они получат только после производственной практики в трудовом лагере.

Итак, приехали, выгрузились из автобусов, и я испытала первый шок: вместо весёленьких корпусов пионерлагеря на опушке леса, довольно густого, стояли серые дощатые бараки. Территория лагеря обкошена, кое-где были видны дорожки. Ближе к полям виднелся домик. Как оказалось, это была столовая с кухней.
Второй шок я испытала, когда узнала, что моя коллега  Ольга Яковлевна и не собиралась завтра  утром выходить вместе со мной в поле.
– Приказ есть приказ. По приказу я – воспитатель, а вы – производственник….
Она и ещё что-то говорила, но я поняла только одно: завтра я одна выйду в поле с оравой учеников, и мне нужно будет продержаться на жаре четыре часа, не допустив нарушений дисциплины или травматизма. Всё-таки у всех в руках будут мотыги.

Утром я встала задолго до подъёма, волновалась, что скрывать. После линейки и завтрака я повела детей на делянки. Пришли. Я расставила учеников,  распределила рядки, и работа началась. Сначала ребята работали спокойно, потом началось:
 – Я пить хочу! Можно сходить попить?
 – Я в туалет хочу…, я устала…,  у меня не получается…
Потом кому-то стало скучно, в кого-то бросили травой, а тот, в ответ – камешком. Я ходила по рядкам, показывала, как надо полоть, успокаивала, отпускала в туалет… и уже думала, что работа в поле не закончится никогда.

За полчаса до окончания работы приехал главный агроном опытного хозяйства, и, неодобрительно посмотрев на результаты нашей работы, обратился ко мне
– Знаете, за учениками надо следить, что-то они неважно работают.
– Думаю, что дети хотят пить, – перешла я в наступление, – почему детей не обеспечили водой? День сегодня жаркий. К тому же, вам надо было приехать к началу работы и квалифицированно провести инструктаж, рассказать  и показать ребятам, как полоть, о технике безопасности тоже надо рассказать. 
Главный агроном очень удивился и  пообещал водой обеспечить. А для проведения инструктажа  он направит завтра своего заместителя, тот сегодня уехал на совещание.
– Хорошо, – ответила я и повела своих подопечных на обед.

После обеда я долго сидела в столовой, не в силах заставить себя подняться: голова болела, ноги горели от постоянной ходьбы и напряжения. В голове крутилась только одна мысль – Что делать?  Подошла повариха Роза, которая работала весь год в сельской чайной, а летом, в отпуске, уезжала работать в лагерь. Своих детей у Розы не было, поэтому она оставляла хозяйство на мужа и ехала кормить детей в трудовом лагере.
– Досталось тебе, – посочувствовала Роза.
– Детей слишком много, не успеваю смотреть за всеми, – пожаловалась я.
– Да, жаль, что вторая учительница отказалась на поле работать, я слышала ваш разговор, – сказала Роза. Затем, подумав, она с уверенностью в голосе добавила – Ничего, справишься. Тебя же в институте учили…

Конечно, учили! Я вспомнила лекции по педагогике,  семинарские занятия по организации работы с подростками. И почему-то вспомнилась обложка книги Антона Семёновича Макаренко «Педагогическая поэма». Я любила и часто перечитывала эту книгу. Антон Семёнович работал с детьми, которых он принял с улицы – беспризорников, малолетних преступников. Великий педагог не сдался! Педагог не имеет права быть беспомощным. Просто нужно организовать труд подростков.
Весь вечер я думала об этой книге, записывала свои мысли и даже на ужин не пошла.  Уже поздно вечером мой план по организации работы на картофельных делянках был готов. Правда, были  моменты, которые мне надо было обговорить с физруком, отвечавшим за купание ребят.

Когда я после завтрака привела ребят на поле, нас там уже ждали две фляги с водой, и агроном, который как раз и отвечал за выращивание картофеля. Агроном сообщил, что рабочих рук не хватает, поэтому и на участок с экспериментальным сортом картофеля (по соседству) было решено поставить учеников. Но учеников сознательных и добросовестных. Сначала я подумала, что моему плану не суждено было осуществиться. Но, мысленно взвесив все pros and cons*, я поняла, что всё складывается как нельзя лучше: ребята  поделятся на две бригады, они будут работать рядом, и мне будет легче их контролировать. Тут главное  - не ошибиться с выбором бригадиров. 

Бригадиром первой бригады на делянку с экспериментальным сортом картофеля я выбрала Валентина – спокойного невысокого подростка, его слушались почти все мальчишки. Бригадиром второй бригады я назначила Людмилу, бойкую девочку с командным голосом, которую все немного побаивались. Я объяснила  важность их работы,  и разрешила выбрать себе в бригаду ребят, на которых они смогут положиться. Как я и ожидала, в бригаде Валентина оказались, в основном, мальчики из его класса и часть – из другого, остальные ребята попали  во вторую бригаду к Людмиле. Потом я обговорила все моменты: рассказала про баллы, которые ежедневно будут начисляться за хорошую работу и сниматься за работу неважную или за нарушения дисциплины. Та бригада, которая по итогам дня  будет иметь более высокие баллы и первой выполнит норму, первой же и отправится на обед, а затем – на купание. Физрук согласился забирать пораньше с обеда передовиков и вести их на купание. Отстающую бригаду на обед и на купание отводила я сама, продлив таким  образом, своё рабочее время.
И пусть не сразу, но всё получилось! Моя система, которую я разрабатывала ночью, по памяти опираясь на книгу Макаренко, сработала.  Конечно, в этой системе  было много самодеятельности, шероховатостей. День-два она обкатывалась, затем заработала в полную силу: исчезли нарушения дисциплины, ребята не отвлекались, отдыхать – отдыхали, сколько полагалось, но не засиживались.

Иногда заезжал агроном-картофелевод, и мы вместе с ним и бригадирами осматривали делянки. Наша работа ему нравилась, и с каждым разом замечаний было всё меньше.
Понемногу отступало постоянное напряжение и отпускало беспокойство. Я уже не валилась с ног после работы, а нередко  оставалась  и помогала физруку следить за детьми во время купания.

Однажды, когда Роза угощала меня настоящим казахским чаем – крепким,  с домашними сливками и с талканом*, –   она предложила мне сходить за лесными ягодами. Весело поглядывая на меня миндалевидными глазами, наша добрая повариха добавила
– Варенья наварим, домой с гостинцем поедешь.
Я с радостью согласилась, уже почти  забыв, какое это удовольствие – находить в густой траве и срывать ароматные ягоды!

Как-то после обеда ко мне подошла Ольга Яковлевна и предложила работать вместе – и на поле, и в лагере. Я очень удивилась, и молчала, не зная, что сказать: в поле мне помощь другого педагога уже была не нужна, всё наладилось и работало без сучка и задоринки. В лагере и у реки в общении с ребятами  я тоже не видела проблем: контакт с ними у меня был, проблемы с дисциплиной отсутствовали.  Вдруг я увидела, как в окне столовой Роза замотала  головой из стороны в сторону, как бы выражая несогласие. Я улыбнулась Ольге Яковлевне и отказалась,
– Приказ есть приказ. Давайте работать по приказу.
Как потом рассказала Роза, она слышала, как Ольга Яковлевна жаловалась начальнику лагеря на дисциплину во время мероприятий, и на то, что не все ребята приходили на мероприятия.

Подходило к концу время  работы в трудовом лагере.  Это были незабываемые дни для меня. Я поняла главное: педагогика – это не только про уроки, перемены и педсоветы, это общение, конфликты, создание новых правил, умение договариваться, слышать друг друга, способность не бояться брать на себя ответственность.
И когда я вспоминаю эти дни, я ощущаю радость, что у меня всё получилось, я не сдалась. Я помогла моим воспитанникам почувствовать радость от хорошего добросовестного труда.

Но и через много-много лет я не устаю говорить искреннее «спасибо» за науку Антону  Семёновичу Макаренко, а за поддержку и за веру в меня – поварихе Розе. 

 




alma mater*– [лат. alma mater - кормящая мать]. Так называют учебное заведение, в котором учится или обучался упоминаемый человек.

pros and cons* – [англ. – плюсы и минусы, аргументы "за" и "против"]

талкан* –  казахское национальное блюдо: смолотые в мелкую муку обжаренные пшеничные зерна или просо (пшено).


Рецензии