Не бойся ничего

Статья с христианского сайта, добавить нечего.
  Церковь,переживающая гонения (Смирна)

Откр. 2:8–11
ОБЩИЙ ПЛАН:
I. Что ей необходимо знать о Христе (2:8)
II. Что ей необходимо ценить в служении (2:9а)
III. Что ей необходимо понимать о противниках (2:9б)
IV. Что ей необходимо преодолеть в будущем (2:10а)
V. Что ей необходимо помнить о вечности (2:10б–11)

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который
был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат),
и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы,
но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет
претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы
искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам
тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит
церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (Откр. 2:8–11).

К северу от Ефеса на расстоянии пятидесяти километров располагался город Смирна.
Свое название он получил от ароматического масла (смирна или мирро), добываемого из
растения миррис. Это масло применялось в парфюмерии. Его использовали для служения
в Иерусалимском храме, а до этого – в скинии, также в процессе бальзамирования
умерших.
Смирна являлась крупным портовым городом, центром медицины и науки.
«Было время, когда в Смирне проводились знаменитые ежегодные игры; там существовала
великолепная публичная библиотека, Одеон – дом музыки, и один из крупнейших в Малой
Азии театров. Кроме того, Смирна претендовала в числе других городов на то, что там
родился легендарный греческий эпический поэт Гомер, там было даже построено
мемориальное здание, называвшееся Гомерейнон, а голова Гомера была вычеканена на
смирнской монете».
Смирна – один из самых древних городов мира. Поселения на его месте существовали
за 3000 лет до Р. Х. Около 600 года до Р. Х. город был разрушен ливийцами и более трех
веков не восстанавливался. Однако во времена Александра Македонского город начали
отстраивать в соответствии с общим планом, благодаря чему появились прямые улицы.
«Древнегреческий географ и историк Страбон говорит о красоте ее улиц, отличных
мостовых и больших квадратных кварталах, из которых она состояла. Самой знаменитой
была золотая улица, которая пересекала предгорья Пагоса и шла от храма Зевса и
заканчивалась храмом Кибеллы».
Хотя все города Малой Азии были красивы, так как греки всегда уделяли особое
внимание архитектуре, именно Смирна пользовалась славой самого прекрасного города.

Греческий сатирик Лукиан говорил, что это «…прекраснейший город Ионии». Аристид,
древнегреческий полководец, который с таким блеском пел хвалу Смирне, говорил:
«Благодать, расстилающаяся над каждой частью, подобно радуге… прозрачность, которая
проникает в каждую часть, и достигает до небес. Подобно блеску бронзы у оружия
Гомера». Западный ветер, нежный зефир, наполнявший улицы Смирны, придавал городу
особое очарование. «Ветер, ; говорил Аристид, ; дует через весь город, через каждую его
часть, и потому в нем свежо, как в роще»3. «Планировка города тоже была прекрасна.
Город начинался у гавани, пересекал узкие холмы, а за городом возвышался Пагос, холм,
который называли «венцом Смирны», заостренный храмами и дворцами знати».

Однако церковь в этом городе была гонима. Для христиан Смирна была подобна
ядовитому растению – на вид красивому, но опасному. Подстрекателями гонений
выступали иудеи. Их религия признавалась римским правительством, считалась
разрешенной. Римские власти, вероятно, не замечали бы верующих, не видели бы отличий
христианства от иудаизма, если бы сами иудеи не жаловались властям на церковь.
Известно, что в Смирне проживала большая и влиятельная община иудеев. Они считали
христианство враждебной сектой, отвергающей закон Моисея и другие их традиции.
В Смирне находилось множество языческих храмов, посвященных Зевсу, Аполлону,
Кибелле, Афродите и Асклепию («богу медицины»). Но наиболее популярными были
культы, связанные с почитанием Рима и его императора. Так, в 195 году до Р. Х. в Смирне
впервые в мире был воздвигнут храм в честь богини Ромы, которая олицетворяла собой
город Рим, считающийся повелителем Вселенной. В 26 г оду от Р. Х. Смирна была
вознаграждена за верность Риму правом воздвигнуть храм в честь римского императора
Тиберия. Поэтому к христианам, отказывающимся поклоняться императору для
свидетельства верности Риму, относились в Смирне с особой неприязнью, считали их
людьми, не желающими чтить историю и традиции города, врагами Рима. При императоре
Домициане, во время написания книги Откровение, их объявляли преступниками,
арестовывали и подвергали заключению.

Послание смирнской церкви особенно актуально для всех христиан, переживающих
гонения. Но, даже если мы и не встречаем гонений подобного рода, многое из сказанного
в этом послании применимо для всех верующих. Почему? Потому что «…все, желающие
жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).
Гонения могут быть разного уровня, но совершенно избавиться от них невозможно.
Религиозные и нерелигиозные друзья, родственники, знакомые могут отвернуться от вас,
злословить вас, высмеивать, клеветать или даже угрожать. Неверующие супруги нередко
упрекают верующих. Коллеги, сокурсники, возможно, ополчатся против вас после
свидетельства им о Христе. Быть истинно верующим и стремиться жить по Писанию
означает вызывать на себя огонь религиозных людей, обычных грешников, бесов и
дьявола. Поэтому для нашего практического хождения важно иметь библейские ответы на
следующие вопросы: как укрепить церковь, переживающую гонения? как христианину
устоять в скорбях и испытаниях, гонениях за Христа? Исследуя послание смирнской
общине, в первую очередь мы будем говорить о гонимой церкви. Но в применении станем
касаться и личной ответственности каждого верующего.

Во-первых, церкви, переживающей гонения, важно определить…
I. Что ей необходимо знать о Христе
И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который
был мертв, и се, жив… (Откр. 2:8).
Смирнская церковь, скорее всего, была основана в результате служения апостола
Павла. Кто-то из обучающихся у Павла в Ефесе оказал влияние на жителей Смирны.
Грешники, раскаявшись, поверили в Христа, в результате чего появилась община.
Господь Иисус обращается к «Ангелу» – вестнику, наиболее влиятельному пресвитеру
смирнской церкви. Иисус описывает Себя так: «…Первый и Последний, Который был
мертв, и се жив…». Данное описание сообщало гонимой церкви о многом. Слова «Первый
и Последний» указывают на Божественность Христа. Они известны всем, кто знаком с
Ветхим Заветом: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф:
Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога…» (Ис. 44:6). Слова «…Который был
мертв, и се жив…» подчеркивают, что Иисус пережил гонения. Он перенес преследования
иудеев, предательство близкого человека – Иуды, распятие, совершенное римскими
властями, смерть, погребение и восстал из мертвых. Бог Иисус Христос обладает полнотой
власти не только над смирнской церковью, но и над всеми ее врагами , и как перенесший
гонения и победивший смерть, Иисус подает пример общине. Что бы ни происходило с
верующими Смирны, им следует помнить, Господь прежде прошел через горнило самых
страшных гонений и вышел Победителем. Пример Иисуса не только ободряет нас, но и
убеждает в Его сострадании к нам.

Для того чтобы устоять, переживая скорби и гонения, нам необходимо уподобиться
Спасителю, прошедшему путем худших бед из всех возможных. Он перенес все и знает, как
нам помочь. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может
сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме
греха» (Евр. 4:15).
Сталкиваясь с гонениями, мы склонны возмущаться несправедливым отношением
окружающих к нам. Возникает искушение даже роптать против Бога. Но понимание того,
что Сам Спаситель страдал, должно смирять нас, вести к кротости и покорности во время
скорбей земного пути. Иисус учил: «…раб не больше господина своего. Если Меня гнали,
будут гнать и вас…» (Ин. 15:20). Господь перенес самые тяжелые гонения, поэтому,
исходя из личного опыта, понимает страдающих верующих, и, конечно же, как Бог,
контролирует все происходящее с гонимой общиной. Вот какие истины о Себе Христос
считает важным напомнить смирнской церкви.

Во-вторых, церкви, переживающей гонения, важно определить…
II. Что ей необходимо ценить в служении
…Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех,
которые говорят о себе, что они Иудеи… (Откр. 2:9а).
В отличие от ефесской общины смирнская церковь не имела недостатка в любви.
Господь ни в чем ее не обличает и не угрожает ей закрытием.
Гавань Ефеса постепенно заполнялась наносами реки Кайстер, и горожане очищали ее.
Но в конце концов гавань заилилась, порт перестал функционировать, и Ефес стал угасать.
Землетрясение и арабские грабежи ускорили упадок города, который прекратил свое
существование, и таким образом светильник поместной общины погас.
Гавань Смирны и по сей день находится в прекрасном состоянии. Город развивается и
процветает. Современное название города – Измир. Численность населения (по данным на
2019 год) более четырех миллионов человек. Порт является вторым по величине в Турции
после Стамбула. В городе функционирует несколько протестантских церквей. Светильник
продолжает гореть.

Несомненно, в гонениях церковь очищается. Лжеверующие не хотят страдать и уходят.
Любовь к Богу и ближним у настоящих верующих усиливается. Ценность истины Слова
Божьего возрастает.
Из семи церквей книги Откровение только две гонимые церкви не имели недостатков:
смирнская и филадельфийская. Всезнающий Христос видел, как достойно верующие
Смирны переносили скорбь, нищету и злословие. Все, что делала церковь, было открыто
перед Ним: «…Знаю твои дела…» ; говорит Спаситель.
Фли;псис («скорбь») ; «притеснение, боль, мучение, давление, проблема, тягота».
Церковь находилась под гнетом гонений. Как притесняли христиан? Верующих называли
безбожниками из-за того, что они не поклонялись богам греко-римского пантеона. Жизнь
язычников была очень тесно связана с поклонением богам: рождение человека, его
образование, свадьба, похороны ; все это переплеталось с идолопоклонством. Христиане,
не желая участвовать в языческих пирах и церемониях, ставших неотъемлемой частью
жизни большинства горожан, становились изгоями общества. Церковь обвиняли в
политической неблагонадежности из-за того, что верующие не признавали богом
императора Рима. И один этот факт мог быть достаточным основанием для ареста.

Известно, что первую церковь обвиняли в потворстве аморальным связям (не понимая
призыв любить ближних), в людоедстве (неверно трактуя слова Христа «…сие есть Тело
Мое…» (Лк. 22:19), произносимые во время вечери), в разрушении семей (потому что
неверующие супруги часто оставляли свою вторую половину в случае ее обращения к
Господу). В общем христиан считали изгоями общества, отрицающими основные устои,
принятые большинством, неверными императору, а значит – бунтовщиками. Церковь
Смирны не чувствовала себя свободной, защищенной законом государства. Верующие
постоянно испытывали притеснения и давление со стороны язычников.

Птохеи;а («нищета») ; имеется в виду предельная нищета, крайняя бедность. В чем
причина такой бедности? Первые церкви в основном состояли из людей, принадлежащих
к низшим слоям общества. Помните, Павел писал коринфянам: «Посмотрите, братия,
кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много
благородных…» (1 Кор. 1:26). В языческом обществе существовали профессиональные
гильдии: строителей, моряков, торговцев и другие. Чтобы успешно работать по профессии,
требовалось присоединиться к такой гильдии. А в каждой из них поклонялись своим богам
и участвовали в языческих празднествах. Христианин, отказываясь от поклонения этим
богам, не мог присоединиться к гильдии, а значит оставался без хороших предложений от
клиентов либо вовсе без возможности работать по своей профессии. Уильям Баркли
дополняет: «Часто человек, принявший христианство, должен был оставить свое занятие.
Допустим, он был каменщиком. Что делать, если хозяин получил заказ построить
языческий храм? Представьте себе портного, как ему поступить, если надо кроить и шить
одежды для языческих жрецов и богов? Или он был солдат. У ворот каждого лагеря горел
огонь на жертвеннике, посвященном божеству Цезаря. Как поступить, если ему придется
воскуривать фимиам в знак верности своей профессии?» Отказываясь от идолопоклонства
и сохраняя верность Господу, христиане теряли работу и оставались без средств к
существованию. Язычники порой устраивали погромы, разрушая дома верующих, отбирая
их имущество. Неудивительно, что христиане Смирны были очень бедны. Материальные
нужды угнетали их так, что ощущался недостаток пищи и одежды, предельная нищета. Но
духовно они преуспевали, поэтому Господь и говорит: «…впрочем ты богат…».

Бласфэми;а («злословие») ; «хула, поругание, богохульство». Помимо притеснений со
стороны язычников и бремени бедности, церковь злословили и иудеи. Из книги Деяния
апостолов мы знаем, что иудеи многократно противились служению христиан. Так,
например, в Коринфе представители местной синагоги «…не верили, злословя путь
Господень…» (Деян. 19:9), хулили учение о спасении через веру в распятого и воскресшего
Христа, обвиняли Павла в том, что он «…учит людей чтить Бога не по закону»
(Деян. 18:13), а также в нарушении закона, установленного в Римской империи. Данный
закон разрешал иудаизм, но христианство, как отдельное течение, не входило в список
легализованных религий.
Достойное преодоление скорбей, духовное богатство, несмотря на материальную
нищету, стойкое перенесение клеветы со стороны иудеев ; все это смирнской церкви
следовало высоко ценить в своем служении и не оставлять.
Для того чтобы нам устоять, переживая гонения, необходимо помнить, что Господь
знает обо всем, что происходит в нашей жизни и положительно оценивает верность в
испытаниях. Когда мы терпим материальные проблемы, скорби, злословие ради верности
Христу, Господь оценивает это очень высоко.

В-третьих, церкви, переживающей гонения, важно определить…
 Что ей необходимо понимать о противниках
…А они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2:9б).
Сунагогэ; («сборище») – «собрание евреев для поклонения Богу» (синагога). Когда
иудеи собирались вместе, они называли себя обществом Господним. Но Христос, срывая
религиозные маски, прямо объявляет их обществом сатанинским. Смирнской церкви
следовало иметь твердую убежденность в том, что злословящие и враждующие против них
иудеи – это слуги лукавого, а не просто группа, поклоняющаяся истинному Богу, только не
верящая в Иисуса Мессию.
Мартин Лютер свидетельствовал: «Когда я понял, что папа римский – это антихрист, я
стал абсолютно свободным». Мы должны понимать, что люди, сознательно разрушающие
истинные церкви, злословящие и оскорбляющие истинных пасторов, – это не христиане,
которые просто имеют альтернативную точку зрения, а именно люди, выступающие на
стороне сатаны, совершающие его работу в противодействии Христу.
Когда в коринфскую церковь проникли лжеучители, называющие себя апостолами,
демонстрирующие письма от известных служителей иерусалимской общины, всячески
клевещущие на Павла, ему пришлось прямо назвать их служителями сатаны.
Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов
Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела
света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид
служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор. 11:13–15).
Если вы встретите человека, называющего себя христианином, но злостно
враждующего против церкви, вы будете сильно смущены: «Неужели одни верующие могут
так вредить другим?» Но, когда вам станет ясно, что они пособники сатаны, ваше смущение
рассеется.
Для того чтобы устоять в гонениях, необходимо снять маску поклонников Бога с тех, кто
их имитирует, с тех, кто ревностно враждует против святых во Христе.

В-четвертых, церкви, переживающей гонения, важно определить…
 Что ей необходимо преодолеть в будущем
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет
ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь
дней десять (Откр. 2:10а).
Христос призывает верующих побеждать страх. Хотя в будущем их ждут страдания, но
они временны и продлятся десять дней. Среди толкователей Писания нет единодушия
относительно того, что же означают десять дней: десять эпох, десять этапов гонений на
церковь со стороны римских императоров и тому подобное. На наш взгляд, десять дней
следует понимать буквально, потому что для другого толкования как в книге Откровение,
так и в других книгах Библии нет никаких оснований.

Сатана стремится гонениями привести верующих к отступлению, греху, унынию, ропоту
на Бога и друг на друга. Таким образом лукавый может искушать святых.
Укрепляя церковь, Господь призывает ее быть верной в скорбях и напоминает о том,
что они не долговечны. Временный характер скорбей в Смирне может означать следующие
два варианта. Первый вариант: христиане будут арестованы, а затем отпущены. Второй
вариант: некоторые верующие будут арестованы и через десять дней казнены. Почему?
Потому что заточение в темницу часто означало будущую казнь. Таким образом, Господь
говорит: «Не бойся, ты не долго останешься в этой темнице, избавление через смерть
придет быстро». Следующие слова 10-го стиха в этом случае звучат по-особому: «Будь
верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Приблизительно через 60–65 лет после написания этих строк мученическую смерть
принял «ангел» – вестник (наиболее влиятельный пастор) смирнской церкви Поликарп. В
Книге мучеников Джона Фокса об этом сказано так: «Поликарп, ученик апостола Иоанна и
епископ церкви в Смирне, когда услышал, что за ним пришли солдаты, попытался скрыться,
но был обнаружен ребенком. Он накормил арестовавших его солдат и попросил у них один
час на молитву. Поликарп молился с таким усердием, что конвоиры попросили у него
прощения за то, что именно им пришлось арестовать его. Поликарпа привели к правителю
и приговорили к сожжению на торговой площади». Перед тем как осудить его, правитель
предложил ему: «Похули Христа, и я освобожу тебя». Поликарп ответил: «Я был Его слугой
86 лет, и Он никогда не изменял мне. Как я могу обесчестить Моего Царя, Того, Кто спас
меня?» На торговой площади его привязали к столбу, а не прибили, как поступали обычно,
ибо Поликарп уверил, что будет недвижимо стоять в огне и не окажет сопротивления.
Сухой хворост мгновенно вспыхнул вокруг него, но не прикоснулся к телу. Палачу было
приказано убить Поликарпа мечом. Когда приказ был исполнен, кровь в огромном
количестве хлынула из тела Поликарпа и погасила огонь. Хотя друзья христиане просили
отдать им тело, чтобы похоронить, враги Евангелия решили, что его нужно сжечь, что и
было исполнено».
Для того чтобы устоять в гонениях и скорбях, нам следует помнить, что все они
временны. Как бы нам трудно ни было, Господь непременно пошлет облегчение. Это
может быть временное облегчение на земле, передышка или же вечное избавление от
греха и его последствий в Небесах.

В-пятых, церкви, переживающей гонения, важно определить…
Что ей необходимо помнить о вечности
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да
слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от
второй смерти (Откр. 2:10б–11).
Верность Богу ; признак подлинного обращения. Истинно верующие станут проявлять
верность Богу до последних дней.
«Венец жизни» – это благословения, радость, награда, ожидающая верных в Небесах.
Венцы вручались за военные и спортивные победы. «Блажен человек, который переносит
искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал
Господь любящим Его» (Иак. 1:12).
Всякий способный слышать (в значении понимать и принимать) да слышит слова Духа
Святого, обращенные к церквям: «…побеждающий не потерпит вреда от второй
смерти».
«Побеждающий» ; каждый истинно верующий («Ибо всякий, рожденный от Бога,
побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). «…Не
потерпит вреда от второй смерти». Вторая смерть – это вечная погибель – погружение в
озеро огненное (Откр. 20:14). Это худшее, что может случиться с человеком. Ад – заключение
перед судом, суд – страшный приговор и озеро огненное – место вечных мук.
Очевидно, что венец жизни и обещание избавления от второй смерти
противопоставлены угрозам гонителей. Таким образом, основная мысль здесь в
следующем: не бойтесь гонителей, не страшитесь их угроз. Что они могут с вами сделать?

Худшее ; убить, предать первой смерти. Но первая смерть не страшна. Страшна вторая
смерть, вечное наказание для нечестивых, и от нее верующие избавлены. Иисус говорил:
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (Мф. 10:28).
Помните, что верующие избавлены от вечного наказания, второй смерти, и ожидают
радости Небес, венца жизни. Лишить нас Небес гонители не в состоянии. Более того, если
они нас убьют, то мы пойдем к Отцу, куда всей душой стремимся. Дьявол пугает нас первой
смертью, обращаясь лишь к нашим плотским, греховным тенденциям. Данным страхом он
пытается парализовать нас, сделать неплодотворными в служении Господу. Но, обладая
правильным библейским пониманием вечности, уготовленной для искупленных, мы
можем силой веры преодолевать плотские страхи подобного рода.

Заключение

Во-первых, чтобы устоять в скорбях, испытаниях и гонениях, нам следует знать, что
Христос преодолел самые ужасные скорби и гонения. Поэтому, на основании личного
опыта, Он знает, как нам тяжело и в каком ободрении мы нуждаемся. А, являясь Богом, Он
силен поддержать нас.
Во-вторых, чтобы устоять в скорбях, испытаниях и гонениях, нам следует быть верными
в их преодолении. Именно это Господь высоко оценил в служении смирнской церкви.
В-третьих, чтобы устоять в скорбях, испытаниях и гонениях, нам следует понимать,
каково подлинное лицо противников церкви. Люди, сознательно разрушающие истинные
церкви, злословящие и оскорбляющие верных пасторов, – это не христиане с
альтернативной точкой зрения, а выступающие на стороне сатаны.
В-четвертых, чтобы устоять в скорбях, испытаниях и гонениях, нам следует не забывать,
что все они временны. Некоторые беды могут прекратиться еще на земле, а в вечности
точно все беды закончатся.
В-пятых, чтобы устоять в скорбях, испытаниях и гонениях, нам следует помнить, что
верующие ожидают славной вечности. Они избавлены от вечного проклятия второй
смерти, поэтому могут не страшиться временной первой смерти, тем более что через
смерть от рук гонителей мы скорее войдем в блаженство Небес.
Пусть прекрасный пример верной смирнской церкви побуждает нас служить Господу


Рецензии