На прекрасном голубом Дунае. Часть вторая
20 октября
В излучине Дуная
Труба зовёт, и мы бодро отправляемся на завтрак. Я должна два слова сказать об этой прозаической стороне путешествия, потому что в автобусных турах всякое случается. Как не вспомнить скудный рацион в Лорет-дель Мар, где за каждый кусок шла жестокая конкуренция… Но – по порядку. В «Бензуре», где у нас были завтраки со шведским столом, главная достопримечательность – метрдотель. В чёрной жилетке и белой рубашке с бабочкой, он встретил нас у входа и приветливо указал на свободный столик, потом продолжил какой-то весёлый разговор с девушками-помощницами. Сидя за столиком, я увидела, как он вдруг сорвался с места и буквально, как на стометровке, побежал к одному из столиков, что-то поправил в сервировке и таким же скоком вернулся на место.
Это было неожиданно и забавно, но не зря. Зоркий глаз мэтра сразу замечал опустевший судок, и его немедленно наполняли. Перебоев с горячими блюдами не было, а мяса всякого там было немерено: сосиски варёные и жареные, шпикачки, отварное мясо с подливкой, поджаренная ветчина и сортов пять всякой мясной нарезки очень привлекательного вида, а ещё яйца, салаты, всевозможные творожки, сметана, мюсли, соки, фрукты, кофе, сливки и свежая выпечка. Пожалуй, по части поесть Венгрия щедрее Польши, где мы побывали раньше и были впечатлены польским хлебосольством.
Подкрепившись основательно, мы сели в автобус и поехали в излучину Дуная. День был солнечный, шоссе прекрасное, а за окном сначала пошли пригороды, а потом настоящие венгерские городки вдоль Дуная с домиками под черепичными крышами и узорными занавесками в окошках.
Первый пункт нашего путешествия – город Эстергом с его базиликой, главным кафедральным собором. На его фронтоне написано: «CAPUT, MATER ET MAGISTRA ECCLESIARUM HUNGARY», что я перевела как «Глава, мать и учитель всех венгров». Ну, конечно, потому что это центр католической религии в Венгрии.
У входа в собор нас встретил одинокий музыкант в средневековом костюме. Он наигрывал на флейте Моцарта, но, услышав русскую речь, мгновенно перешёл на «Калинку» и собрал некоторую дань. Как только мы прошли, он вернулся к Моцарту. А в базилике шла служба, что-то монотонно говорил священник; когда он останавливался, хор прихожан дисциплинированно исполнял небольшой хорал. Эрика негромко рассказывала нам историю собора, в котором короновались венгерские короли, мы старались не мешать службе и тихо ходили вдоль стен из местного зеленоватого мрамора, разглядывая богатые надгробия, сцены из евангельских легенд, орган, на котором играл Лист, и сокровищницы с драгоценными останками святых и королей.
И всё же главная достопримечательность ждала нас, когда мы покинули базилику и поднялись на смотровую площадку. Нам открылась заветная излучина Дуная, где он делает плавный поворот с севера на восток. С высокого правого берега открывается вид на целую страну, это Словакия, такая же красивая и живописная. А здесь на круче поставлен белоснежный памятник, напоминающий о том, что здесь тысячу лет назад сам папа благословил на царство короля Иштвана I. Впрочем, это не помешало венграм ещё несколько столетий оставаться язычниками и убивать христианских миссионеров.
Спустившись вниз к небольшой городской площади, мы обнаружили там царство венгерских сувениров. Глаза разбегались от ярких украшений из бисера, замечательных вышитых салфеток и кружевных шалей. Венгры – прекрасные резчики по дереву, замечательные кожевники, несравненные кузнецы, но все их изделия оказались нам не по карману. Пришлось ограничиться изящными наборами небольших мешочков с молотой паприкой трёх цветов, это традиционный сувенир из Венгрии. Издали всё ещё слышна флейта, теперь она играет «Марсельезу». А наш автобус направляется в Вишеград, древнюю столицу венгерских королей.
В гостях у венгерских королей
Из равнинной Венгрии довольно быстро переезжаем в её гористую часть и останавливаемся у подножия лесистой горы. Крутая дорога приводит нас к высоким стенам, сложенным из дикого камня. Входим в нижние помещения Вишеградской цитадели, которая в период турецкого нашествия служила убежищем для венгерских королей. Здесь они хранили свою корону, свои штандарты, здесь охотились, здесь сговаривались с королями Польши и Чехии об отпоре туркам. Да, быт здесь был суровый, быт воинов, никаких будуаров, узкие, как бойницы, окна под самым потолком, везде охотничьи трофеи: оленьи рога, чучела вепрей и соколов.
Когда поднялись на башню крепости, открылся незабываемый вид. Далеко внизу нёс свои воды Дунай, а с остальных трёх сторон нас окружали горы, покрытые дремучими лесами и подёрнутые голубой дымкой. Казалось, что на тысячи километров нет человеческого жилья, что здесь всё так же охотятся на вепрей диковатые короли со своей буйной свитой, а перед неприступными горами остановились турецкие янычары. Честное слово, забылось даже, что мы приехали сюда по отличному шоссе в комфортабельном автобусе. Кстати, где он? Неужели мы приехали той узкой дорожкой, что вьётся вдоль Дуная и ведёт к древней белой часовне, которая отсюда кажется игрушечной? В таких местах история вытесняет действительность, как будто машина времени перенесла меня в пятнадцатый век, и кажутся нелепыми и моя одежда, и мой ридикюль, и я сама. Какое-то очарование охватило меня в этом древнем Вишеграде, и не хотелось возвращаться к житейской прозе туриста: сувениры, забота об обеде, посмотрите туда, обратите внимание...
Марципаны пополам с токайским
Да, размечталась, а Эрика уже зовёт нас на выход, мы возвращаемся в долины, и нас ждёт городок со странным названием Сентэндре. Это город ремесленников и виноделов, сохранивший симпатичное лицо. В дверях почти каждого домика выставлены изделия искусных венгерских женщин, мясные деликатесы, бесчисленные сорта паприки и вина. Но, тут был тот объект, о котором Эрика договаривалась с представительным мужчиной в кафе на Замковой горе. Мужчина этот, господин Сабо, был известным на всю Венгрию кондитером, прославившимся своими марципанами. Здесь, в Сентэндре, он открыл при магазине музей марципана, и мы отправились туда. Я с неохотой отрывалась от воспоминаний о Вишеграде и не очень хотела смотреть на эти марципаны (- Ну, что там смотреть?! Помнишь булки с марципаном у нас? – Толчёный орех с сахарной пудрой!..), но дисциплинированно поплелась за всеми.
Тем большим было моё удивление, когда я увидела, что могут сделать руки мастериц из этой сахарной пудры. Музей начинался с мастерской, и мы могли увидеть, как работают эти мастерицы. В работе у них были и блондинка в голубом, и старый негр, и негритёнок – все в натуральную величину. А дальше пошли залы музея просто с чудесами.
В больших витринах красовались и королевские кареты, и уменьшенная копия венгерского парламента, и роскошные дворцовые интерьеры, и цветы, и скульптурные портреты, и сказочные сюжеты... Мы с Таней ходили, буквально раскрыв рты и застревая у каждой витрины. Таня сделала с полсотни кадров в этом музее, один лучше другого: не знаю, какой и выбрать, чтобы показать вам!
Из магазина мы вышли не с пустыми сумками, особенно поусердствовала Таня, так что не без труда поднялась в автобус с покупками.
Но была в Сэнтэндре ещё одна достопримечательность - старинный винный погреб. Мы спустились в глубокое прохладное подземелье и построились в шеренгу перед длинным рядом бочек. Нас приветствовал по-русски Дьюла, очень симпатичный молодой венгр с располагающей улыбкой. И стал он рассказывать нам о винах этого края и предлагать нам продегустировать вина из разных замшелых бутылок, при этом не упускал случая подшутить над нашим невежеством. Мы, конечно, подхалимски смеялись над собой, но отличные вина, особенно разные сорта токая, не позволяли нам обидеться.
Наш восторг вызвал «Ледяной токай», с богатым букетом и замечательным вкусом. Дьюла рассказал, что это вино делают из винограда, провисевшего на лозе до самых заморозков, отчего у него убывает кислота и растёт сахаристость. Согретые «Ледяным токаем», все наши дамы желали чокнуться с Дьюлой, но он выбрал только одну Таню. Напробовавшись, вся группа бросилась к витрине с местными винами и вмиг размела всё. Дьюла мог быть доволен нами. Мы с Таней тоже купили по бутылке «Ледяного» (11 евро), но до Москвы его не довезли.
После дегустации мы поднялись в ресторанчик этого винного погреба и недурно пообедали. Подали тарелки с жареной свининой со сложным гарниром и белое вино, а на десерт – пирожные и кофе. Я еле ноги унесла от этого стола, невозможно столько съесть! Вот Таня очень добросовестно относится к любой программе: надо всё попробовать, но и оставлять не следует...
После обеда Эрика дала нам свободное время для покупки сувениров и местных деликатесов. Опять всюду предлагали мешочки с сушёной паприкой, какое-то особенно приготовленное мясо, сыры, но я хорошо запомнила историю с французскими сырами, поэтому решила лучше купить столовые салфетки с вышивкой. Я нашла симпатичные салфеточки и, упорно, но безуспешно торгуясь, купила их. Из этих милых городков в излучине Дуная мы вернулись в столицу, чтобы продолжить экскурсионную программу, которая называется «Вечерний Будапешт».
По Дунаю при свечах
Снова мы из Пешта по Цепному мосту переправились через Дунай и поднялись к так называемой Будайской цитадели. Это странное сооружение в виде барабана было построено после войны в память об освобождении Будапешта советскими войсками. Первоначально там был мемориал, стояли на постаментах наши пушки, танки и скульптуры воинов. После распада СССР венгры убрали эти напоминания, но оставили на вершине цитадели фигуру женщины с пальмовой ветвью и переименовали монумент Освобождения в статую Свободы. Цитадель является самой высокой точкой города, и с неё открылся феерический вид ночного Будапешта с подсвеченными дворцами, иллюминованными мостами и вереницами автомобильных огней.
И завершила этот экскурсионный день прогулка на теплоходике по Дунаю. Прогулка была обставлена романтично: в салоне на столиках свечи и бокалы с вином, играет негромкая музыка. Мы проплываем по чёрной воде с отражениями огней под знаменитым мостом королевы Эржбеты, мимо тёмной горы Геллерта, мимо устремившегося в небо парламента, мимо королевского дворца, Рыбацкого бастиона, великолепного национального театра и купален. Эрика непрерывно рассказывает об истории этих мест, но это можно прочесть в Интернете, важнее впитать эти чудные зрительные впечатления. И мы впитываем – вместе с обязательным токайским вином. Завтра мы переезжаем в Австрию, где нас ждут новые чудеса. Таня, последний глоток за это!
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225110901904
